Политическое лидерство, функции политических лидеров, типология лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:41, доклад

Краткое описание

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство.
Среди различных видов и разновидностей лидерства политическое лидерство (в нации, обществе, государстве) занимает особое положение. Оно более значимо, более действенно. Политический лидер может занимать командные высоты, распространять свое влияние на всю страну. Руководители крупных государств обладают такими влиянием и известностью, что их знают во всех уголках Земли. Словом, политические лидеры — наиболее признаваемый, наиболее универсальный, наиболее интересующий всех элемент политики и политической жизни.

Файлы: 1 файл

политологии.docx

— 69.85 Кб (Скачать)

Не  будем забывать, что демократическое общество сможет нормально функционировать, лишь при условии, если каждый человек будет выполнять свой гражданский долг и обязанности, поддерживать порядок и дисциплину, умножать силу и мощь своей страны. Права и свободы личности не должны ущемлять права и свободы других людей. Исходя из этого, в России, как и в большинстве стран мира, запрещена пропаганда и разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной вражды и ненависти, а также насилия и войны. [c.569]

 

Власть.

Польский политолог Е. Вятр выделяет характерные черты государственной власти: «Эта власть осуществляется с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет, и имеет возможность обратиться к средствам организованного законодательного институированного насилия. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти – является политической властью в ее наиболее развитом виде».

Традиционно выделяют следующие отличительные  черты государственной власти:

· легальность в использовании  силы и других средств властвования в пределах страны;

· верховенство, обязательность решений  для всего общества и, соответственно, для других видов власти;

· публичность, т. е. всеобщность и  безличность, что значит – обращение  ко всем гражданам от имени всего  общества с помощью права (закона);

· моноцентричность, т. е. наличие одного центра принятия решений;

· обладание всеми ресурсами  власти одновременно и наличие возможности  использовать их в различной степени, в зависимости от сложившейся  ситуации во властных отношениях.

Особой формой власти является общественная власть. Она формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

М. Дюверже выделяет три этапа эволюции форм власти:

1 этап: Власть анонимна, т. е.  распределена среди членов рода  и племени; проявляется в совокупности  верований и обычаев, жестко  регламентирующих индивидуальное  поведение; не имеет политического  характера.

2 этап: Власть индивидуализирована, т. е. власть сконцентрирована в руках вождей, групп (власть вождей, старейшин, императоров).

3 этап: Власть институциализирована, т. е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов; управление; обеспечение социального мира и порядка и т. п.

Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертом этапе, который протекает в наше время, - власть «надгосударственная», представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население десятка европейских стран.

Власть как социальное явление  выполняет ряд функций. Основные функции политической власти в социальной системе возникают, формируются  в процессе реализации потребности  управления, регулирования общественных отношений.

Одна из важнейших функций политической власти заключается в сохранении социальной целостности через выстраивание приоритетов, соответствующих ценностям  данной культуры, и жесткое следование им; через реализацию потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции.

Другая функция заключается  в осуществлении регулирования  социальных отношений, поддержании  стабильности функционирования социального  организма.

Первые две функции тесно  взаимосвязаны, что позволило французскому политологу Ф. Бро утверждать, что любая политическая власть имеет своей задачей «обеспечить порядок … сохранить статус-кво общества, реформировать его или революционизировать».

Французский политолог А. Турен отмечал, что накопление и концентрация национальных ресурсов также является функцией власти. Он отмечал, что: «Политическая власть есть средство от «спонтанности» потребления к «искусственности» накопления».

Одним из параметров оценки власти является её эффективность. Об эффективности  власти судят по тому, в какой  мере она осуществляет свои функции. Можно сформулировать следующее  определение эффективности власти: это способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими  затратами и издержками в максимально  короткие сроки.

В современной политологической литературе выделяют следующие критерии эффективности  власти:

· достаточность оснований власти и оптимальность использования  ее ресурсов;

· наличие общенационального согласия по вопросу о целях и путях  развития данного общества;

· сплоченность и стабильность властвующей  элиты;

· рациональность «вертикальной» и  «горизонтальной» структур власти;

· действенность и своевременность  контроля за выполнением своих распоряжений;

· организационно-техническое и  кадровое обеспечение учета и  анализа властных распоряжений;

· наличие действенной системы  санкций в случае невыполнения распоряжения властных структур;

· действенность системы самоконтроля власти, одним их показателей которой  является ее авторитет;

· адекватное отражение интересов  тех социальных групп, на которые  власть опирается, вместе с увязыванием  их с интересами общества как целого.


Информация о работе Политическое лидерство, функции политических лидеров, типология лидерства