Политическое лидерство, функции политических лидеров, типология лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:41, доклад

Краткое описание

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство.
Среди различных видов и разновидностей лидерства политическое лидерство (в нации, обществе, государстве) занимает особое положение. Оно более значимо, более действенно. Политический лидер может занимать командные высоты, распространять свое влияние на всю страну. Руководители крупных государств обладают такими влиянием и известностью, что их знают во всех уголках Земли. Словом, политические лидеры — наиболее признаваемый, наиболее универсальный, наиболее интересующий всех элемент политики и политической жизни.

Файлы: 1 файл

политологии.docx

— 69.85 Кб (Скачать)

Проблема  личности, рассмотренная в качестве субъекта политической деятельности, конкретизирует более общую проблему политического участия личности в политике. Коротко, ее суть такова: при каких условиях обеспечиваются достаточно эффективные возможности ее [c.555] влияния на государство и его органы. Система этих условий включает: во-первых, общественную и политическую культуру личности, понимание происходящих в обществе политических процессов и свои возможности влияния на них. При этом в политическую культуру непременно входят политологические знания; во-вторых, сознательная политическая деятельность личности невозможна без объективной и полной ее информированности о политической жизни общества в возможно полном объеме; в-третьих, личности как субъекту политики должна быть предоставлена возможность для самостоятельности своих суждений и действий, а также возможность ознакомления с альтернативными точками зрения. Это тем более важно, что в современных условиях резко возрастает политическая роль средств массовой информации, весьма эффективно формирующих политический климат общества; в-четвертых, изолированный человек-одиночка вряд ли сможет претендовать на роль субъекта политики. Чтобы выполнить эту роль, он всегда должен соединять свои усилия с усилиями других людей, действуя совместно с ними в составе партий, союзов, движений и других объединений.

Наконец, последнее, возможно, самое главное условие – характер политической системы, уровень ее демократизации, наличие соответствующей конституционно-правовой базы, обеспечивающих участие личности в политической жизни (чаще всего это условие связано с уровнем легитимности и справедливости).

Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит  от политической активности человека. Она означает меру деятельности субъектов  политики, выступая в качестве показателя политизированности личности. Политическая активность – один из видов социальной активности, связанный с отношением к власти. Сложным является вопрос об этическом, ценностном содержании политической активности. Нужно ли ее рассматривать безотносительно к содержанию власти и социально-нравственным ценностям или же она не имеет к ним отношение? Думается, что эту проблему следует решать во взаимосвязи с правами человека. В политическом [c.556] пространстве встречаются различные типы политического поведения личности:

– личность с высокой политической активностью, участвующую в политической жизни;

– личность политического наблюдателя с  различным уровнем компетентности, проявляющая интерес к политике, но лично в нем не участвующая;

– личность достаточно компетентного или некомпетентного  критика, что бывает чаще, также участвующая  или неучаствующая в политике;

– пассивная  личность с нейтральным, отрицательным  или безразличным отношением к политике;

– аполитичная  и отчужденная личность с таким  же негативным отношением к своему участию в политике.

Разумеется, пассивные, аполитичные и отчужденные  граждане не могут быть подлинными субъектами политики. В то же время  они чаще всего являются объектом политических манипуляций.

Политическую  активность личности можно рассматривать  в двух аспектах: по горизонтали и вертикали, в качестве своеобразной матрицы, удобной для политического анализа. В первом случае учитываются различные формы проявления активных политических действий, например, членство в партиях, работа в государственных органах, участие в митингах, движениях и т.д. Во втором случае рассматривается интенсивная деятельность субъекта в каком-либо одном, отдельно взятом виде деятельности. Политическая активность личности зависит от политической позиции, тесно связанной с ориентацией на определенные политические ценности и идеологические установки. Всегда очень важно знать, во имя чего и в каких целях действует личность. Активная политическая позиция всегда сопрягается с активной деятельностью. Однако иногда таким действием может быть пассивность или бездеятельность. Также и провозглашение личностью неприятие политики в некоторых случаях выступает в качестве проявления политической активности, например, бойкот выборов, неучастие в политических акциях и т.п.

На  личностном уровне можно различать  как активное участие в политической жизни, так и “бегство от политики”. Положительное отношение к политике является следствием целого ряда личностных качеств, [c.557] таких как уверенность в собственной компетентности, ярко выраженная индивидуальность, склонность к общению, стремление к самоутверждению, попытка доказать свое превосходство. Положительно сказывается на отношении к политике высокий интеллектуальный уровень, интерес к познанию нового. При этом нельзя, конечно, отрицать и использование политической деятельности для удовлетворения определенных потребностей, в том числе и материальных.

Политическая  активность личности не является критерием  общей социальной активности, но может  совпадать с ней. Имеется немало фактов, когда в политическую деятельность активно вовлекаются люди, чье  образование, специальность и жизненный  опыт никогда не были связаны с  политикой. В одних случаях это  происходит в период революционных  преобразований общества, когда возникает  потребность в новых политиках. В других, – когда человек находит  новое призвание.

В современной  политологии хорошо выяснены различные  психологические типы личности по отношению  к [c.558] политической активности. Так Е.Вятр, опираясь на западные исследования, выделяет четыре человеческих типа: во-первых, это люди активные во всех областях жизни; во-вторых, люди активные в неполитических функциях, но пассивные в политической сфере; в-третьих, люди, проявляющие слабую активность в неполитических областях жизни, но весьма политически активные; в-четвертых, люди пассивные во всех сферах жизни (9). 

 

3. Основные направления политики  в области прав и свобод  человека 

 

Современная политика международного сообщества в  отношении признания прав и свобод личности вобрала в себя опыт истории, достижения прогрессивной мысли  от глубокой древности до наших дней. Пройдя в первой половине ХХ века через  две мировых войны, полосу революционных  потрясений и социальных конфликтов, окровавленное человечество осознало необходимость выработки комплекса  мер, поощряющих повсеместное уважение [c.559] прав и свобод человека, достоинство и ценности личности как таковой.

В результате плодотворного сотрудничества на пороге XXI века под правами человека понимается комплекс прав и свобод, существенных для определения правового статуса личности, которая по словам русского философа Н.Бердяева, “есть высшая иерархическая ценность”.

Ныне  права человека представляют собой  установленные национальными законами юридические возможности граждан, отражающие общечеловеческие моральные  нормы, в которых приоритет безоговорочно  отдается [c.560] добру, справедливости, равенству, состраданию, милосердию, благотворительности.

Общемировая практика последних десятилетий  показала, что в процессе разработки и закрепления юридических норм в области основных прав и свобод человека законодательная власть, как  правило, учитывает три взаимосвязанных  фактора.

1. Индивидуальный, относящийся непосредственно к человеку как таковому со всеми присущими ему биологическими и разнообразными социальными потребностями.

2. Общественный фактор, обусловленный характером конкретного государственно-организационного общества, достигнутым уровнем его экономического, социально-политического, культурного и духовного развития, наличием демократических и здоровых национальных традиций.

3. Международный фактор, отражающий степень зрелости мирового сообщества, развития взаимных связей и сотрудничества между государствами и народами, способность мирового сообщества выработать международное право и международные механизмы для его реализации в интересах прогресса человеческой цивилизации.

Уже сегодня  факты грубого нарушения основных прав и свобод человека, в том  или ином государстве, незамедлительно  вызывают протест и возмущение людей  в других странах, осуждение и  принятие мер со стороны ООН и  международной общественности.

 

Поэтому любое нарушение прав человека в  прошлом в нашей стране расценивалось  как преднамеренная клевета на социализм. Все это служило прикрытием фактов нарушений прав человека. Как следствие  – возникло движение правозащитников (академик А.Д.Сахаров стоял во главе его). Пытаясь остановить движение, власти усиливали идеологическое давление и репрессии, но это лишь поднимало борцов за права человека на пьедестал мучеников, к которым, как известно, в России всегда относились с симпатией.

Фундаментальный анализ социального наследия и исторического  опыта всех народов позволил Организации  Объединенных Наций и ее комитетам  определить современное содержание общечеловеческих стандартов основных прав и свобод личности, возвести их в нормы международной морали и международного права. Опираясь на эти нормативные регуляторы, мировое  сообщество выработало общий взгляд на жизненно важные проблемы. Нам представляется, что каждый из нас должен основательно уяснить содержание основных прав и  свобод личности, закрепленное в международных  документах на основе Устава ООН и  законах государств – ее членов, в том числе и России. Начнем с характеристики категории основных гражданских и политических прав.

Гражданские права – сумма прав и свобод, определенных законодательством человеку как члену гражданского общества. Ими в равной степени обладают как граждане данного государства, так и проживающие в нем иностранцы и лица без гражданства.

Политические права – предоставляются, как правило, только гражданам данного государства. Это обусловлено тем, что их реализация сопряжена на практике с непосредственным участием граждан во власти, в политической жизни страны. Как следствие – иностранцы и апатриды (лица без гражданства) не могут претендовать на обладание политическими правами в том или ином государстве. [c.562]

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит 53 статьи, которым предпослана  преамбула, формулирующая основы свободы: “признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их”. Одновременно подчеркивается, что идеал свободной человеческой личности включает в себя обязанности каждого отдельного человека в отношении других людей в той общности, к которой он принадлежит.

Государства-участники  Пакта обязались соблюдать право народов на самоопределение, самостоятельный выбор политического статуса, путей социально-экономического и культурного развития. Ибо не может быть свободен человек, если угнетен или зависим от другого государства его народ. Не может стать независимой личность, если нация, к которой эта личность принадлежит, подчинена или угнетаема другой нацией. Но и народы, реализующие свое право на самоопределение, должны решать эту непростую проблему демократическим путем, не допуская проявления национализма, игнорирования исторически сложившихся в регионе межнациональных отношений, экономических и культурных связей, ущемления прав и свобод национальных меньшинств.

Четко выделена в Пакте необходимость  утверждения на практике принципов  равноправия народов, обеспечения  и защиты всех без исключения прав граждан, пресечения дискриминации. Запрет дискриминации распространяется на пользование всеми правами и  свободами, которыми обладает человек. Международные документы ООН, запрещая дискриминацию, не включают различий в  предоставление преимущества целому ряду групп населения, нуждающимся, например, в социальной помощи и защите (старые люди, инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты или оставленные родителями, беженцы и т.п.). Такие различия в обращении являются разумными  и объективными, свидетельствуют  о гуманном отношении общества к нуждающимся в его помощи.

Весьма  важна ст. 3 Пакта, определяющая статус женщины в современном мире, а  это важнейший интегральный показатель, мерило общественного прогресса. Статья обязывает государства “обеспечить  равное для мужчин и женщин право  пользоваться всеми гражданскими и политическими правами”. [c.563]

Особенно  пристального внимания и осмысления требует третья часть Пакта (ст. 6-27). Прежде всего потому, что в ней закреплено наиболее ценное, неотъемлемое и неповторимое право каждого человека – право на жизнь.

Право на жизнь не следует фокусировать только на каком-либо одном аспекте, даже если речь идет об отмене смертной казни, пресечения геноцида и наказания  за него. В наш век – век  лазеров и термоядерного оружия главным является сохранение мира и  международной безопасности, исключение войн как средства решения возникающих  между государствами споров и  конфликтов. Любое вооруженное столкновение, а тем более война, есть крайнее  отрицание священного права человека на жизнь. Ракетно-ядерная война, которую  невозможно выиграть, стала бы коллективным самоубийством человечества. Право  на жизнь приобрело поэтому такое значение, которого оно никогда не имело в прежние времена. “Всякая пропаганда войны, – гласит ст. 20, – должна быть запрещена законом”.

Стержнем  прав человека выступают права экономические, социальные и культурные. И в этом, пожалуй, нет преувеличения. Ведь речь идет о законодательном закреплении таких условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния.

Рано  или поздно, но человеческое сообщество должно придти к единству. Современникам трудно предсказать каким оно будет. Но чтобы двигаться по дороге к высшей цивилизации, необходимо сделать человека мерой [c.568] всех вещей, соблюдать и защищать его гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, обеспечивая вместе с тем единство прав и обязанностей граждан страны, вытекающих из конституции и законов страны.

Информация о работе Политическое лидерство, функции политических лидеров, типология лидерства