Политическое будущее России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 06:27, реферат

Краткое описание

За последние 20 лет Россия пережила несколько этапов политического развития. Попытки модернизации советской системы в рамках горбачевской перестройки, крах СССР и болезненное становление новых демократических институтов, наконец, принципиально «укрепление вертикали власти», - все эти политические вехи сменили друг друга в чрезвычайно сжатый, по историческим меркам, период времени.

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 33.55 Кб (Скачать)

Введение

За последние 20 лет Россия пережила несколько этапов политического  развития. Попытки модернизации советской  системы в рамках горбачевской перестройки, крах СССР и болезненное становление  новых демократических институтов, наконец, принципиально «укрепление  вертикали власти», -  все эти  политические вехи сменили друг друга  в чрезвычайно сжатый, по историческим меркам, период времени.  Последний  период современной политической истории  России часто описывают в понятиях «стабильности» и «предсказуемости», в противовес «бурным девяностым». Однако действительно это является правдой? Или политическое будущее нашего государства еще наопределено?

Основная часть

    «Приведем два вероятных  сценария судьбы РФ до 2030 года. Это две крайних  модели, в одной  из которых «всё плохо», а в другой –  «всё хорошо».

Модель №1

– «Цивилизационный романтизм» и вступление в войну цивилизаций  на стороне США и против исламского мира.     

Эта война обойдется  в сотни тысяч  жизней военнослужащих и в такое же число жизней мирных граждан РФ из-за налетов, ракетных ударов и вторжения мусульманских  отрядов на территорию РФ. Вероятно, превращение части территории РФ в радиоактивную пустыню, исчезновение цивилизованной жизни на территории Юга РФ.

– «Имперский романтизм» и попытки играть роль «лидера СНГ».     

Стагнация секторов экономики, связанных с работой  выходцев из стран  СНГ. Тромбирование финансовых и товарных потоков между странами. Конфронтация на грани военных действий.

– Отказ строить  современную экономику.      

Сохранение  «советской»,т.е.глубоко несовременной «восточной»  структуры    общества, нарастание противоречий между богатыми мегалополисами и остальной территорией  страны. Появление  организаций типа «Красных бригад»  и православных террористических отрядов в средней полосе. Окончательное превращение «контрактной армии» в орудие подавления социального и национального протеста.

– Жесткое подавление сепаратизма.      

Демонстрации, протесты, обращения  к правозащитникам  на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, финно-угорских республиках, Хакасии и Туве, в Якутии и Калмыкии. Вспыхнут вооруженные  конфликты. Наиболее опасен будет Юг России, где ситуация обострится вторжениями мусульманских  армий, последствиями  распада Украины, применением оружия массового поражения.      

Не  позднее 2020 года начнет образовываться политический союз Татарстана, Башкирии и Казахстана. Перерезанная Транссибирская магистраль будет способствовать формированию Сибири как независимого государства. Впрочем, Сибирь тоже начнет распадаться на 7 или 8 государств.     

Полная  реализация модели 1 к 2030 году – это  превращение РФ в  страну, одновременно ведущую войны  с несколькими  внешними врагами  и несколько гражданских  войн. Счет беженцев с Юга и Урала  идет на миллионы, Россия превращается в примитивное  полицейское государство.

Модель №2

– Гибкая внешняя политика, при которой РФ рассматривает себя как самостоятельную, самодостаточную цивилизацию.     

Россия  наблюдает за войной цивилизаций без  похмелья в чужом  пиру. Извлекает множество  политических и экономических  выгод от своего положения.

– Отказ от «имперского  синдрома».      

Мирное  сосуществование  со странами СНГ, исчезновение недоверия и страха перед РФ. Экономические  выгоды от работы гастарбайтеров и международного разделения труда.

– Строительство современной  высокотехнологичной  экономики.     

Рост  среднего класса, особенно его образованных слоев. Рост экономической  привлекательности  РФ для народов  СНГ. Рост зоны экологического процветания, формирование «контрактной» армии  специалистов, способной  обеспечить реальную безопасность страны.

– Использование опыта  СССР в области  национальных автономий.     

Предоставление  округам, областям и  краям автономии  по типу земель ФРГ. При росте обособленности отдельных территорий – сохранение территориальной  целостности страны, психологии «единой  державы».     

При реализации модели 2 к 2030 году Российская Федерация – сложно организованное государство, уровень развития производства и уровень  жизни в котором  сравним с аналогичными показателями в Польше. Пояс тюркских автономий  и другие республики — лояльны центральному правительству.

Вероятность и условия реализации каждой из моделей     

При сохранении современных  условий в ближайшие годы реализация первой модели вероятна на 80-90%.     

 Но  реализация той или  иной модели зависит  не от непреодолимых  обстоятельств, а  от принятия решений. В первую очередь, от способности Правительства  РФ жить в реальном мире, а не в мире собственных иллюзий и имперских амбиций.     

  • Максим Григорьев: «Россия – «энергодержава vs энергопридаток».

 

     «За 2005 год экспорт  минеральных продуктов  России оставил 64,6% от общего экспорта, продукция  химической промышленности – 5,9%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств – 5,6%. За тот же 2005 год, например, в Белоруссии экспорт  машин, оборудования и транспортных средств  Белоруссии - 20,3%. Очевидно, что наш экспорт  традиционно имеет  сырьевую направленность. Эта ситуация не является новой для России уже на протяжении пары сотен лет: зерно, масло, лес, нефть  и т. д. В 1901 году доля России в мировой добыче нефти составляла 53%, а до 1904 года русский керосин обеспечивал около половины потребностей Англии.           

  • «Главнейшая задача – диверсифицировать нашу экономику, сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях» (В. Путин), и «могущественная энергетическая держава (до которой пока далеко) возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива» (В. Сурков).

    Получается, что конкурентоспособность российской экономики существенно ниже американской, поэтому поддержка государством национального бизнеса имеет для нас существенно больший приоритет. Естественно, эта поддержка должна носить современных характер: регулировка налоговой нагрузки, предоставление кредитов и гарантий, венчурные фонды, высокотехнологичные зоны, правильный подход к кооперации с иностранными компаниями и инвесторами - стремление к получению технологий и знаний, а не получение готовых объектов. Безусловно, первые образцы российской промышленности будут стоить дороже, чем аналогичные зарубежные. Однако на эти деньги будет произведено перевооружение технической базы, обновлены конструкторские бюро, сохранены кадры, последующие образцы станут дешевле, и в итоге для страны будет выгоднее. Следует стараться максимально использовать зарубежный опыт «связанного» финансирования проектов, оставляющего большую его часть на работу национальных проектных, сервисных, консалтинговых и прочих компаний.                

  • Герман Греф также отметил, что в рамках реализации наиболее приоритетных направлений развития в среднесрочной перспективе можно выделить три блока задач. Это меры, направленные, во-первых, на развитие человеческого капитала, во-вторых, на повышение эффективности госуправления, и в-третьих, по созданию институтов, которые обеспечат конкурентоспособность экономики.           
  • Заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков оптимистично настроен относительно будущих лет . «А в финансовом плане тоже всё будет успешно. Станут заметны результаты развития банковской сферы: она окрепнет и ее рост почувствуют не только банкиры, но и люди».

 

     Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян признался, что ждет «много чего». «В профессиональном плане я жду кардинальных изменений подхода к финансовой системе, ее форсированного роста, – рассказал господин Тосунян. – В остальном хотелось бы, чтобы в обществе произошли изменения, стало понятно, к чему мы движемся».     

«Только хорошего» ждет и глава РСПП Александр Шохин. «По основным макроэкономическим показателям экономика будет развиваться не хуже, чем в 2006 году, – надеется Александр Шохин. – А по структурным реформам, хочется верить, перевес не окажется на стороне популизма, как бывает в предвыборный период».     

«Хочется, чтобы следующие годы были  успешным как в  экономическом плане, так и по динамике развития. В том  числе в области  реализации национальных проектов», – добавил  глава РСПП.  

  • ДМИТРИЙ БУТРИН:

 

     «Прежде всего первый вице-премьер определил необходимую роль государства в экономике как "утилитарную и прагматичную". "Роль государства отнюдь не в том, чтобы указывать тем или иным бизнесменам либо тем или иным отраслям, каким образом проводить диверсификацию",– добавил первый вице-премьер, пояснив, что государство готово к прямому вмешательству лишь в случае "закрытия" частным бизнесом отдельных отраслей промышленности.     

Второй  краеугольный камень – заявление о  налоговой политике. Здесь вице-премьер  был на редкость конкретен. "Налоги должны быть настолько  низкими, насколько  это возможно в  текущий момент,–  пояснил первый вице-премьер.–  Причем для всех". Он пояснил, что Россия будет избегать предоставления налоговых льгот  как российским, так  и иностранным  компаниям, поскольку  они "искажают рациональное распределение ресурсов в экономике".

Третий  тезис – определение  Дмитрием Медведевым необходимого статуса  госкомпаний в  экономике. "Даже в случае сохранения контрольного пакета за государством мы ориентируемся на создание публичных  компаний с существенной долей частных  инвестиций в их капитале",–  пояснил первый вице-премьер. Он фактически объявил  временным концентрацию госкапитала в экономике, заявив, комментируя возможность частных и иностранных инвестиций в ТЭК и энергетику: "Мы будем только рады, если частный бизнес самостоятельно справится с их развитием".  
            Не менее внятно под конец Дмитрий Медведев продекларировал и отношение к демократическим институтам в России. "Мы хорошо понимаем – еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода лучше несвободы",– сказал он. Впрочем, сами участники Давосского форума не были готовы к декларации свободы, явно выбивающейся из обычного давосского 15-минутного формата. Поэтому многие покинувшие зал (а таких было немало) эту часть слов Дмитрия Медведева не услышали».  
            Александр Дугин: «сегодня граждане находятся в ужасе от перспективы прихода нового президента и желают не «продолжения путинского курса, а самого Путина в качестве президента».      

Успешность  действующего главы  государства Дугин  также постарался подвести под свою теорию. «Если у  нас в чем-то и  есть преемственность, так это в политической философии народа», - считает он. Согласно теории философа эта  преемственность  держится на нескольких принципах, отражающих русское мировоззрение.     

В первую очередь, по мнению Дугина, человеку нужно  государство, у которого есть миссия, а «государство-менеджер», соответственно, вызывает у него протест. Кроме  того, народ стремится  быть единым и цельным, любит справедливость, предпочитает созерцательность конкретным действиям.      

На  первом месте для  него стоит державность – ради успеха государства русский готов терпеть собственные невзгоды. Также, по мнению Дугина, русские очень консервативны из-за своего свободолюбия, и им нужны «жесткие рамки, потому что они боятся что-нибудь натворить».     

Как считает Дугин, политика Путина соответствует  большей части  этих пунктов, именно поэтому находит  поддержку среди  народа. «Чтобы следующий  президент пользовался  такой же популярностью, он должен декларировать  точно такие же принципы».

  • «Путинская» Модель руководства страной.

 

     Прежде, чем рассматривать  перспективность  реализации базовых  сценариев развития России, целесообразно  определить модель управления страной используемой нынешней властью, под  руководством президента В. Путина.     

Основываясь на объективных показателях мы утверждаем – руководство России использует эксплуатационно-распределительную модель руководства страной, ставящую своей целью концентрацию природно-сырьевых, промышленных, материальных, политико-правовых и административно-управленческих ресурсов в руках ограниченной касты чиновников и назначенных властью крупных бизнесменов.      

Идея  эксплуатационно-распределительной  модели – абсолютное, бесконтрольное и  произвольное распоряжение всеми сферами  жизнедеятельности  и ресурсами страны.      

Принцип руководства государством – абсолютное единоначалие, высшего государственного чиновника (Президента РФ).

    Организационная структура власти – жесткая, вертикальная командно-административная система, с односторонними коммуникациями, сверху вниз. Горизонтальные связи в организационной  структуре российской власти либо отсутствуют, либо неразвиты. Главными фигурами организационной структуры российской власти являются начальники; на федеральном уровне президент, на региональном – губернаторы (президенты, главы областных администраций), на муниципальном – мэры городов и главы муниципальных администраций. Аналогичным образом выстраиваются вертикали законодательной, исполнительной и судебной властей.

         Движущей силой Эксплуатационно-распределительной Модели являются чиновники, государственные служащие, распространившие на себя «сакральный» государственный статус – «истины в последней инстанции». Этот статус возводит чиновников в неприкасаемую Касту, составляющую номенклатурную командно-административную Систему руководства Россией. Любая активность государственных служащих возникает только по прямому публичному указанию президента, в отсутствии президентских указаний никакой активности в чиновничестве не происходит.

Информация о работе Политическое будущее России