Политические взгляды античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Одним из крупнейших представителей консервативной политической теории в Древней Греции был Платон. Он развивал идеи своего учителя Сократа.

Оглавление

1. Содержание концепции идеального государства Платона.
2. Проблема соотношения морали и политики.
2.1. Сходства и различия морали и политики.
2.2. Возможна ли нравственная политика.
3. Понятие и типы ресурсов власти.
4. Аристотель. Политика. Афинская политика. В работе «Политика»
прочитайте книги 1, 2, 4 и дайте ответ на следующие вопросы:
а) каким образом автор характеризует власть и ее носителей;
б) что такое государство и что понимается под правильным и неправильным
государственным устройством;
в) в чем заключается характеристика аристократии, политики, олигархии,
демократии, тирании как типов правления.
Упражнения: тема 4, задание 5; тема 9, задание 6.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ .doc

— 75.50 Кб (Скачать)

    3. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти так же разнообразны, как  многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов власти. Американский политолог А. Этциони делит их на три группы:

1.Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания.

2.Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

3.Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Широко  распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами  жизнедеятельности. Соответственно выделяются :

1.Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

2.Социальные ресурсы – это способность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

3.Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. В настоящее время знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти.

4.Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества. 

4. а)  Аристотель характеризует власть  как свойство (принадлежность) любой сложной системы. Все, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчиненный элемент, таков «общий закон природы». Власть у Аристотеля играет роль активной формы, трансформирующей пассивную материю в реальные предметы. В социальной жизни власть обеспечивает организацию совместной деятельности и стабилизирует отношения в социальной системе.

Аристотель  считал, что  в  основе  жизни  людей,  обладающих   чрезмерным   богатством,   лежит противоестественный  род  наживы   имущества.   В   этом проявляется не стремление к  «благой  жизни»,  а  лишь  стремление  к  жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление  к  средствам утоления этой жажды. Характеризуя властителей, Аристотель говорит: «Ставя все на службу  чрезмерной  личной  наживы,  они попирают ногами общественные традиции и  законы.  Стремясь к  власти,  они  сами  не  могут  подчиняться,  нарушая   этим   спокойствие государственной жизни. Почти все  они  высокомерны  и  надменны,  склонны  к роскоши и хвастовству».

б)  В  «Политике»  Аристотеля  общество  и  государство  по  существу   не

различаются.  Государство предстает в его  сочинении  как естественный и  необходимый способ существования  людей  –  «общение  подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования».  Для Аристотеля государство  представляет  собой некое  целое  и  единство  составляющих  его  элементов. Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме  оно представляет собой известного рода  организацию и объединяет  определенную совокупность граждан.  Определение государства как формы зависит от  того,  кого  же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по  Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной  власти данного государства. Государство по Аристотелю – продукт  естественного  развития.  В  этом отношении оно подобно таким естественно  возникшим  первичным  общениям  как семья и  селение. 

Аристотелем представлена также классификация  видов государственного устройства. Как известно, он насчитывает шесть видов государственного устройства; три из них рассматриваются им как правильные, три – как неправильные, т.е. как извращения первых трех. Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю,– царская власть, аристократия, полития; неправильные – тиранния, олигархия, демократия. В соответствии со своими этическими взглядами, Аристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных – отсутствие добродетели. Соответственно в правильных формах правители имеют  в  виду общую  пользу,  при  неправильных  —  только  свое   личное   благо.  

Философ стремится сделать свою схему  гибкой, способной охватить все многообразие действительности. Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он констатирует существование различных разновидностей внутри отдельных видов государственного устройства, и отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств, и что существуют промежуточные формы между царской и тираннической властью– аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и др.

в) Вот  как Аристотель характеризует типы правления: аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; полития – правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе; олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде; демократия – правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства; тирания – правление одного, руководящегося собственной выгодой. 

Упражнения.

Тема 4, задание 5.

Существует  несколько критериев классификации ресурсов власти. Какое основание для классификации представляется вам более принципиальным?

Ответ: вариант а).

На мой взгляд, первый критерий - это характер или тип носителя власти, является самым принципиальным. В зависимости от властных структур выделяются: власть законодательная, судебная, власть аппарата и лидеров массовых движений, власть государственная и партийная и т.д. Носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов: специальным аппаратом, большой группой людей, занятых правотворчеством и правоприменением. Аппарат государственного властвования - это особая система, в которой могут действовать свои неписанные правила и нравы. Их характер зависит от того, в каком русле развивается общество в целом: в демократическом, авторитарном, тоталитарном.

Тема 9,задание 6.

С какой целью в  ряде стран устанавливается  максимум предвыборных расходов?

Ответ: вариант  в).

Избирательная компания весьма дорогостоящее мероприятие. Зачастую преимущество оказывается  на стороне более богатых кандидатов, а не тех, кто прав. С целью смягчения этого явления в ряде стран (США, Япония, ЮАР, Великобритания) закон устанавливает максимум предвыборных расходов. Так же с целью создания «равных условий» соперничающим на выборах группировкам практикуется их государственное финансирование в виде субсидий. 
 

 

   Список используемой литературы:

1.Василик М.А. Политология.- М : Юристъ, 2000.

2.Василик М.А.  Практикум по политологии. -М:  Гардарики, 1999.

3.Гаджиев К.С.  Политология.- М : Высшее образование, 2005.

4.Лебедева М.М.  мировая политика.- М: Аспект Пресс, 2004.

5.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -М: Аспект Пресс, 2003. 
 

Информация о работе Политические взгляды античности