Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:44, реферат
Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции Платона.
Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
- проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.
Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи. Точно так же речь не идет о обобществлении средств производства.
В платоновской теории разделения труда и специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами.
Многие
исследователи Платона спорили
по поводу положения класса земледельцев
и ремесленников в идеальном
государстве. Многие полагали, что это
рабы, что это означает у Платона
увековечивание рабовладельческого государства.
Однако его ремесленники не рабы, они
свободны, в меру той свободы, которая
допускается в идеальном
Они
уже по одному тому не могут быть
у Платона рабами, что два его
сословия - философы и воины - лишены
всякой частной собственности, т.е.
землевладельцы и ремесленники им принадлежать
не могут. Более того, только этому
сословию предоставлена у Платона
экономическая свобода. Члены его
производят продукты потребления, самостоятельно
их продают, входят в экономические
отношения с иностранцами. Все
это строжайше запрещено
Платон
не раз ссылается на социально-политический
строй Спарты с ее государственными
крепостными. Можно было бы говорить
о государственном
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.
Разделение
умственного и физического
Мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон. Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. - С. 185.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победить врагов в битвах. Здесь, даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
В
утопии Платона не только выражены
представления философа об идеальном
государственном порядке, но и отражены
важнейшие черты
Недостаточно
обосновано у Платона созерцание
идей, которое является профессией
сословия философов. Что они созерцают,
кроме небесного свода с его
вечно правильными, механически
и геометрически размеренными движениями?
Общественные отношения, возникающие
по законам геометрии или
Платон остается верен строгим и суровым идеалам старой Греции, в спартанском духе.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом следующим образом.
«Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города». Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. - С. 322.
Таким
образом, философская концепция
идеального государства Платона
страдает серьезным внутренним противоречием
- между смыслом и
Заключение
На основании проделанной работы представляется возможным сделать следующие обобщения.
Платон
один из первых древнегреческих философов,
который в систематической
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов.
Платон
всегда актуален в том смысле, в
каком актуален духовный опыт прошлого.
Список литературы
1. Политология: Учебник/Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.- М.:Юрайт - Издат , 2006
2.
Политология: учебник для
3. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006
4. Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994.
5. Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. - СПб.: Питер, 2005.