Политические воззрения Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции Платона.
Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
- проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 34.30 Кб (Скачать)

     Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему  свыше отрасль работы. Ни о каком  планировании процесса производства у  Платона нет и речи. Точно так  же речь не идет о обобществлении средств  производства.

     В платоновской теории разделения труда  и специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Проект Платона  рассматривает разделение труда  в государстве только между его  свободными гражданами.

     Многие  исследователи Платона спорили  по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в идеальном  государстве. Многие полагали, что это  рабы, что это означает у Платона  увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они  свободны, в меру той свободы, которая  допускается в идеальном государстве.

     Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его  сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому  сословию предоставлена у Платона  экономическая свобода. Члены его  производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические  отношения с иностранцами. Все  это строжайше запрещено философам  и воинам.

     Платон  не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве  в идеальном государстве Платона.

     В сущности, все сословия у Платона  закабалены одним - служением вечному  и абсолютному миру идей.

     Разделение  умственного и физического труда  у Платона абсолютизировано и  увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое  Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастового строя.

     Мало  кто обращает внимание на слова Платона  о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или  женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.

     Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё  государство, со всеми его мирными  обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон. Платон. Избранные  сочинения. - М.: Логос, 1994. - С. 185.

     Цель  жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победить врагов в битвах. Здесь, даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.

     В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном  государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие  от намеченного идеала. Сам того не замечая, Платон обнажает классовое  происхождение и классовую тенденцию  своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность  высших рабовладельческих классов  и низших классов, резко обособленных друг от друга.

     Недостаточно  обосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его  вечно правильными, механически  и геометрически размеренными движениями? Общественные отношения, возникающие  по законам геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к  его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно  называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного  содержания, утопия Платона, в конечном счете, отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.

     Платон  остается верен строгим и суровым  идеалам старой Греции, в спартанском  духе.

     В идеальном государстве Платона  не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов  не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего  совершенства оказывается у Платона  не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все  общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его  назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит  об этом следующим образом.

     «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается  устроить счастье целого города, приводя  граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности  города». Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. - С. 322.

     Таким образом, философская концепция  идеального государства Платона  страдает серьезным внутренним противоречием - между смыслом и предназначением  лучшего государственного устройства, с одной стороны, и практическим игнорированием свободных устремлений  как индивидуальных, таки социальных образований, с другой стороны. Данное противоречие в платоновской концепции  должно быть преодолено высшей волей, мудрейшими правителями любыми средствами, не исключая и насилие. Но это, однозначно, тупиковый путь, что и подтвердила  мировая история.

     Заключение

     На  основании проделанной работы представляется возможным сделать следующие  обобщения.

     Платон  один из первых древнегреческих философов, который в систематической форме  представил свое понимание государства. Политико-правовая доктрина Платона  была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую  независимость и самодостаточность. Платон правильно понял характерную  для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от общества, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного  им проекта идеального общественно-политического  устройства государства.

     Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов.

     Платон  всегда актуален в том смысле, в  каком актуален духовный опыт прошлого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Политология: Учебник/Под ред.  В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.- М.:Юрайт  - Издат , 2006

     2. Политология: учебник для студентов  вузов/ Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007

     3. Политология: учебник / под ред.  М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006

     4. Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994.

     5. Политология: Учебное пособие/  Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. - СПб.: Питер, 2005.

Информация о работе Политические воззрения Платона