Политические воззрения Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции Платона.
Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;
- проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 34.30 Кб (Скачать)

     Введение

     Современные проблемы в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни  общества актуализируют необходимость  возвращения к истокам философско-политической мысли в поисках идеальной  формы организации государственной  власти.

     В истории политических учений утопия Платона является одной из самых  знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных  Платону государств, и критику  ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых, идеальный тип государственного устройства.

     Объектом  исследования в настоящей работе выступает философская концепция  идеального государства древнегреческого мыслителя Платона.

     Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции Платона.

     Цель  исследования выдвигает необходимость  решения следующих задач:

     - рассмотреть сущность философской  концепции идеального государства  Платона;

     - проанализировать противоречия  платоновской теории идеального  государственного устройства.

     Для решения поставленных задач в  работе использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  политических воззрений Платона

     Первые  элементы рационалистических представлений  о природе политики возникают  в I тыс. до н.э. в древних культурах  Греции, Индии и Китая. Эти представления  трансформируют мифы о божественном происхождении государства и  царской власти и их месте в  мироздании. Благодаря развитию культуры, экономики, городской цивилизации, товарно-денежных отношений, процессу социальной и имущественной дифференциации возникают новые типы религий, зарождаются  философия и науки. Наивысшее  развитие эта тенденция получила в Древней Греции. Которую считают  родиной рационалистической политической теории политической науки. В VIII-VII вв. до н.э. греки создают уникальные политические организации - демократические  полисы. Главное отличие полиса от предшествующих типов государств состоит  в том, что коллектив, формирующий  народное собрание, совещательные и  судебные органы, побуждал свободных  членов общества к активному участию  в них. Древняя Греция представляла собой пестрый мир городов-государств с различным устройством, взаимодействующих  друг с другом и с соседними  «варварскими» народами.

     Крупнейшими представителями консервативной политической теории в Древний Греции были Платон и Аристотель. Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа. Социально-политическим вопросам посвящены  несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.

     В своих произведениях Платон говорит  о модели "идеального", лучшего  государства. Как единственно правильное, истинное государственное устройство Платон рассматривает аристократию, которая основана на четырех добродетелях - мудрости, мужестве, благоразумии и  справедливости и реализуется при  условии правления философов. Платона  занимает не столько вопрос, возможно ли существование такого государства на Земле, сколько выявление идеальных принципов, на которых основывается государство и управление. Такой подход в политике с позиции должного в итоге приводит к созданию политической утопии.

     Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о  том, что главная причина порчи  обществ и государств (которые  когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена  в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение  людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

     Тимократия - власть честолюбцев. По мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

     Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

     Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

     Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего под тотальным контролем одного человека - тирана.

     Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Концепция идеального государства Платона

     Платону рисовалось идеальное государство  во главе с философами, созерцателями  чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные  ресурсы доставляют свободные земледельцы  и ремесленники.

     Основным  принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона  экономическим, политическим и социальным содержанием.

     По  разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие  и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные, и даже разнородные  части государства в гармоническое  целое.

     Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых  важных задач. Такое государство  должно:

     - обладать силой собственной организации  и средствами ее защиты, достаточными  для сдерживания и отражения  враждебного окружения;

     - осуществлять систематическое и  достаточное снабжение всех членов  общества необходимыми для них  материальными благами.

     - руководить духовной деятельностью  и творчеством.

     Выполнение  всех этих трех задач означало бы осуществление  «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

     В утопическом государстве Платона  необходимые для общества виды работ  разделены между специальными разрядами  граждан, но в целом образуют гармоничное  сочетание.

     За  основу для распределения граждан  государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с  разделением производительного  труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.

     При этом основная мысль Платона состоит  в утверждении, что потребности  граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к  удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится  необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает  других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников - тогда  это сожитие получает у нас  название города».

     Характерно, что значение разделения труда Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться  к делу, а не дело к работнику».

     В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип  строения государства.

     Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной  жизни общества в целом и его  членов.

     Совершеннейшее  благо обладает четырьмя главными доблестями:

     - мудрость;

     - мужество;

     - благоразумие;

     - справедливость.

     Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве  в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим знанием правители  государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столько даже специальность  по руководству государством, сколько  созерцание области вечных и совершенных  идей - доблесть, в основе своей нравственная». Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.

     Но  для достижения благоденствия правители  должны быть не мнимыми, а истинными  философами: под ними Платон понимает только «любящих созерцать истину».

     Вторая  доблесть - мужество. Оно так же свойственно  лишь небольшому кругу лиц, хотя в  сравнении с лицами обладающими  мудростью, этих лиц больше.

     В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, благоразумие или сдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и  соблюдают принятый в совершенном  государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.

     Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и  обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и  каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления  свое особое дело, к которому его  природа наиболее способна.

     Классическая  точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с  его кастовым слоем, с характерным  для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение  в платоновском понимании справедливости. В этом понятии для Платона  нет ничего уравнительного, сглаживающего  или отрицающего различия классов. Менее всего Платон стремится  к тому, чтобы уделить гражданам  и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан  другого класса. Он прямо характеризует  справедливость как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник - работу плотника или если кто-либо из них захочет делать и то, и другое. «Но было бы хуже, просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела».

     Даже  при наличии первых трех видов  доблести работа не по способностям, взаимный обмен занятиями, причиняют государству  величайший вред и поэтому могут  быть названы злодеянием. И наоборот, исполнение своего дела будет справедливостью  и сделает город справедливым, - утверждает Платон.

Информация о работе Политические воззрения Платона