Политические риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.
Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
§1. Понятие и сущность политического риска………………………………….3
§2. Формы политических рисков…………………………………………….....5
§3. Классификации политических рисков………………………………………7
§4. Управление политическим риском………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

полит риски.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

§1. Понятие и сущность политического риска………………………………….3

§2. Формы политических рисков…………………………………………….....5

§3. Классификации политических рисков………………………………………7

§4. Управление политическим риском………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политический  риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.

Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями  в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его  деятельности. Учет данного вида риска  особенно важен в странах с  неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью  присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть. Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Например, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях. что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие «политический риск»  появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода  к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга  Ф. Рута «Бизнес США за рубежом  и политический риск», где был  проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учета влияния  политического риска на результаты деятельности предпринимательских  фирм говорит то, что для анализа  и оценки политического риска  создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера.

В развитых странах насчитывается  свыше 500 подобных центров, большая  часть которых находится в  США. Наиболее известными некоммерческими  центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и  международных исследований в Джорджтауне  ком университете. Исследовательский  центр международных изменений  при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

 

§1. Понятие и сущность политического риска

 

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего  «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий  политических решений, принимаемых  в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности  осуществления нежелательных событий” [1, с.139].

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального  правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия  соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. [3].

Политический риск представляет собой вероятность возникновения  политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное  или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и  другие виды деятельности. К числу  таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического  режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы [2].

Под политическим риском в  узком смысле слова понимается вероятность  финансовых потерь для фирмы в  результате воздействия неблагоприятных  политических факторов в стране размещения инвестиций [8].

Й. Пфеффер определил соотношение  между риском и неопределенностью  следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов  азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск - это  состояние мира, неопределенность - состояние воображения». Политический риск как структурное явление  включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей  в стране налоговой системой и  законодательством. Это «правовой  или законодательный риск»[6]. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в  налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и  экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена  правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность  осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять  принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие  политического риска как вероятности  нежелательных последствий возможных  политических и других решений, связанных  с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске  говорят в ситуациях, когда при  принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется  учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью  внутриполитической обстановки, правящего  режима или правительства, с политическими  беспорядками [4].

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления  деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства  выполнять принятые предшественниками  обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и  т.д.);

в) неблагоприятное изменение  налогового законодательства;

г) запрет или ограничение  конверсии национальной валюты в  валюту платежа. В этом случае обязательно  перед экспортерами может быть выполнено  в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

Виды  политических рисков

Политический риск условно  можно также подразделить на страновой, региональный, международный.

Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это отражается на предприятиях различных форм малого бизнеса.

Под региональным политическим риском понимается нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимателей, имеющих выход на международный рынок или зарубежных партнеров по бизнесу.

Поскольку на политические риски предприниматель не может  оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних, или объективных, рисков.

§2. Формы политических рисков

 

  Политический риск может принимать различные формы, начиная от вооруженных конфликтов и заканчивая мелкими административными распоряжениями, при условии, что эти события напрямую затрагивают осуществление подписанных контрактов. Список событий не ограничен и может дополняться в процессе развития мировой экономики и международных отношений.

Иногда политический риск отождествляют со страновым или  с суверенным риском, но это спорное  мнение. Страновой риск – понятие  более широкое, оно включает в  себя политические, коммерческие, экономические, финансовые, даже природные риски  – то есть все параметры окружающей среды, с которыми сталкивается предприятие, осуществляющее международную деятельность. Суверенный риск, в свою очередь, связан с кредитами, предоставленными правительствам, и определяется как вероятность  неуплаты по международному кредиту, возникшая  при определенных событиях, происходящих в стране-должнике, когда эти события  полностью или частично находятся  под государственным контролем  и абсолютно неподвластны воле частных  субъектов.

Политический риск сопровождает внешнеэкономическую деятельность всегда, даже при осуществлении операций между странами Организации экономического сотрудничества и развития, где политические и экономические условия наиболее стабильны. В некотором смысле он является показателем воздействия  политики на экономику, отражая возможность  государственного вмешательства в  хозяйственные процессы. И, несмотря на возрастающую степень интеграции экономик, государства продолжают защищать национальные интересы, поэтому всегда существует вероятность применения политических или экономических  мер к иностранным субъектам. [9]

Глобализация  и политические риски

Усилившиеся с конца прошлого века процессы глобализации во многом повлияли на характер международной  экономической деятельности, в том  числе изменениям подверглись и  политические риски. Среди таких  изменений можно выделить:

  • политические риски стали более долгосрочными (это касается как экспортных, так и инвестиционных операций) вследствие того, что расширение и укрепление экономических связей между разными странами способствовало развитию долгосрочных форм сотрудничества.  
    К тому же активизация инвестиционной деятельности означает увеличение доли инвестиционных политических рисков (конфискации, национализации, трансферта);
  • появление новых механизмов кредитования (например, проектное финансирование), возникновение новых форм расчетов вызывало появление новых рисков (например, риск нераскрытия банком аккредитива);
  • изменилось (и продолжается меняться) географическое распределение риска. Компании, имеющие международное распределение производственных мощностей, имеют возможность осуществлять экс-портные поставки из наиболее близкого к покупателю пункта;
  • деятельность транснациональных корпораций создает новые риски. Например, как расценивать политические риски при осуществлении внутрикорпоративных продаж между компаниями ТНК, находящимися в разных государствах? Так называемые «глобальные компании» воспринимают мир как единый рынок и больше подвержены рискам трансферта, а «мультинациональные компании», которые разделяют мир на множество автономных рынков, – рискам контроля;
  • изменилась роль государства в глобальной экономике. Оно все больше отходит от прямого участия во внешнеэкономических связях, усиливая свои регулирующие и контролирующие функции, а это непосредственным образом влияет на политические риски. Глобализация также сопровождается установлением международными экономическими организациями единых правил проведения внешнеэкономической деятельности и унификацией требований к таможенной, налоговой политике.

Таким образом, под воздействием процессов глобализации политические риски не уменьшились, но видоизменились. Осознание этого факта очень  важно при выработке политики управления риском и, прежде всего, при  его оценке. [9]

 

§3. Классификации политических рисков

 

  При организации работы по оценке рисков первоначально проводят их разделение на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня. Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране. Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Другое разделение политических рисков основано на критерии выборочности: риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов; риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в  более выгодное положение по сравнению  с другими; риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного  предприятия.

По видам субъектов, генерирующих риск, выделяют риски, вызванные действиями правительства, парламентской оппозиции, групп непарламентской оппозиции, неорганизованных групп интересов, зарубежных правительств.

В зависимости от организаций, влияющих на осуществление коммерческих или инвестиционных операций, политические риски можно разделить на: риски, возникшие в результате действия правительства принимающей страны, правительства страны местонахождения  предприятия и наднациональных  органов власти.

На основе структурных  и функциональных элементов политический риск разделяется на пять категорий:

  • риск трансферта: ограничение экспорта продукции или ресурсов;
  • операционный риск: затрагивает свободу руководителей предприятия;
  • риск модификации регулирующих норм;
  • риск утери собственности, например национализация;
  • контрактный риск (расторжение контракта).

Наиболее общая классификация  основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных  действиями органов власти. Эта классификация  объединяет практически все виды политических рисков:

Информация о работе Политические риски