Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Говоря проще, политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стране, сколько их, сотрудничают они или соперничают, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей, до каких пор властитель может рассчитывать на подчинение, какая часть жизнедеятельности общества подвержена политической власти.

Оглавление

Введение
1. Понятие политического режима
2. Признаки политического режима
3. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 38.45 Кб (Скачать)

 Для обобщения вышесказанного  можно попытаться свести вместе  разные подходы к определению  политического режима. Политический  режим - это совокупность различных  видов отношений между властью  и обществом, среди которых  нужно отметить следующие показатели: 1) институциональный способ взаимодействия  правительства и гражданина (соблюдение  конституционных норм, в т.ч. уровень  уважения к фундаментальным правам  и свободам человека; соответствие  мероприятий административных органов  государственно-правовым основам;  значение официально-легальной сферы  в общем объеме действий правительства); 2) степень политического участия  населения и его включенности  в процесс принятия государственных  решений, отражающая социальное  представительство, народный контроль  и волеизъявление; 3) уровень возможности  свободного соперничества между  правящей и оппозиционной группировками  при формировании органов государственной  власти; 4) роль открытого насилия  и принуждения в государственном  управлении. Другими словами, речь  идет о том, что между правителями  и управляемыми заключается своего  рода «общественный договор»  о правилах их отношений, а  динамика осуществления государственного  управления постоянно отражает  состояние дел при поддержании властного порядка и сам характер регулирования отношений между государством и человеком.

 Функциональный и динамический  аспекты политической системы  раскрываются в политическом  режиме. Политический режим (в  самом общем плане) - это совокупность  методов и средств осуществления  политической власти. Исследование  политического режима позволяет  составить реальное представление  о реализации политической власти, степени свобод и правовом  положении личности в конкретной  стране в определенный исторический  период времени. Так, политический  режим конца 80-х гг. отличался  от режима 70-х-начала 80-х гг. (так  называемая эпоха "застоя", ассоциируемая с именем Л.И.  Брежнева) и тем более отличался  от режима, установленного в 30-х  гг. Подобная эволюция политического  режима осуществлялась в рамках  советской политической системы.

 В политологии существует  несколько трактовок политического режима.

1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический  режим с формами правления  и государственного устройства  и акцентирует внимание на  формально-юридических характеристиках:  особенностях разделения государственной  власти и соотношении между  ветвями власти, на типах правительственных  структур. Прослеживается тенденция  отождествления политического режима  с формой правления. Односторонность  подобного подхода заключается  в том, что реальная практика  реализации власти может противоречить  закрепленным в конституциях  нормам, а сам политический режим  представляет собой более широкое  явление, чем форма правления.  Провозглашенная республиканская  форма правления еще не означает  установление реальной демократии, о чем свидетельствуют примеры  СССР и Германии 30-х гг. Между  тем европейские конституционные  монархии рассматриваются как  классические проявления либеральной  демократии.

2. Социологический подход  ставит акцент на характере  отношений между государством  и обществом, "которые сложились  реально и не обязательно в  соответствии с предписанными  конституцией и иными правовыми  актами нормами политического  поведения"1. В рамках этого  подхода обращается внимание  на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения  элит и народа.

 

3. Широкая трактовка политического  режима выходит за рамки только  политико-правового или только  социологического анализа и рассматривает  его через соотношение ряда  компонентов, что позволяет отличать  одни типы политических режимов от других.

 Политический режим  включает в себя:

 политические структуры  власти, их реальный статус и  роль в обществе;

 методы осуществления  государственной власти: каким методам  управления и господства отдается  предпочтение - прямым или косвенным,  насильственным или методам убеждения;

 реальный уровень свобод  человека, объем его прав;

 методы выработки политических  решений;

 способы урегулирования  конфликтов;

 плюрализм, в том  числе наличие или отсутствие  легальной (нелегальной) оппозиции;

 конфигурацию партийной  системы: однопартийные или многопартийные  системы; 

 идеологию и то место,  которое отводится ей в мобилизации общества;

 формы отношения населения  к политическому участию (политическая  пассивность, мобилизованное или  автономное участие);

 тип легитимности: харизматический,  традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

 структурированность  правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы  рекрутирования.

 Режим указывает на  социальную природу власти: какие  группы господствующего класса  находятся у власти, на поддержку  каких социальных слоев опирается эта власть.

 Вышеназванные признаки  служат критериями для выделения  разных типов политических режимом.  Спектр политических режимов  современного мира раскрывается  в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При  определении сущности режима  акцент делается на противопоставлении  государства, с одной стороны,  и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего [2, 256].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Признаки политического  режима

 Политический режим  определяет, как осуществляется  власть, как функционируют политические  институты и политические отношения,  какова динамика политической  системы, как соотносятся между  собой власть и общество, кто  кого контролирует, а также обеспечивает  достижение целей политики, реализацию  интересов властвующей элиты.  Тип политического режима определяется  уровнем развития и интенсивностью  общественно-политических процессов,  структурой правящей элиты, механизмом  ее формирования, состоянием свобод  и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией,  господствующим в обществе типом  легитимности, развитостью общественно-политических  традиций, доминирующим в обществе  политическим сознанием и поведением [1, 117].

 Признаками политического  режима являются:

 механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;

 порядок распределения  власти между различными социальными  силами и выражающими их интересы  политическими организациями;

 реализация принципа  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную; существование  системы сдержек и противовесов;

 система методов осуществления  политической власти (разрешительные - запретительные, убеждение - принуждение,  экономические - внеэкономические);

 характер отношения  населения к политическому участию:  активное, индифферентное, пассивное;  каковы формы этого участия: организованные, стихийные;

 состояние прав и  свобод в обществе; признание  или непризнание властью естественных  неотчуждаемых прав личности  и гражданина; реальность их гарантий;

 способы урегулирования  социальных и политических конфликтов;

 характер влияния,  оказываемого политической культурой  основных групп общества на  динамику и направленность политического  процесса;

 

 наличие политических  партий в обществе, их внутреннее  устройство и принципы взаимоотношений  с государством; существование оппозиции,  ее статус, взаимоотношения с государственной властью;

 политический и юридический  статус и роль армии в обществе;

 политический и юридический  статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры,  степень гласности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тоталитарные и авторитарные  политические режимы: основные черты

 Наиболее принятой  классификацией режимов является  разделение их на демократические,  авторитарные и тоталитарные. Следуя  отчасти традиции, а отчасти учебным  целям настоящей работы, мы также  будем строить свое изложение,  преимущественно исходя из этой  классификации. В то же время  считаем важным подчеркнуть, что  типологизация во-первых, недостаточно  развитое в общей теории режимов  направление, а во-вторых, классификации  режимов отнюдь не во всех  случаях могут быть сведены  к дихотомии "демократия-авторитаризм". В силу различных причин эта  дихотомия нередко несет с  собой, помимо научной, значительную  идеологическую нагрузку и непременно  нуждается в уточнении и адаптации  к целям конкретно проводимого исследования.

 Возьмем, например, режим,  возникший с падением коммунизма  в России. Очевидно, что этот режим  недостаточно рассматривать в  терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно  необходимо), даже используя для  уточнения термины "посттоталитарный", "поставторитарный" или "полудемократический". Реальная действительность оказывается  богаче схем, тем более, что  в данном случае мы имеем  дело лишь с одной из таких  схем. В целях большей наглядности  попробуем приложить к российской  реальности не одну, а несколько  имеющихся в политической науке  классификаций.

 Классификация первая: "охлократия - олигархия - тирания".

 Классификация вторая: "либеральный - умеренный - репрессивный  режимы".

 Классификация третья: "демократический - авторитарный - тоталитарный режимы". Из этих  классификаций применительно к  советскому режиму чаще других  использовалась третья. Однако, как  мы уже сказали, в постсоветских  условиях ее аналитический потенциал  весьма ограничен.

 Кратко напомним, какие  критерии были положены в основание  данных классификаций, и рассмотрим  советский режим в динамике  и с трех различающихся точек  зрения. Используя первую из перечисленных  классификаций, древнегреческие  мыслители пытались, главным образом,  ответить на вопрос о том,  кому принадлежит государственная  (а точнее, полисная) власть и от  чьего имени осуществляется управление. Вторая классификация, как нам  уже приходилось говорить во  второй главе, была предназначена  для описания методов, используемых  режимом в поддержании своего господства. Наконец, демократические и авторитарные режимы, строго говоря, различаются между собой тем, каков механизм осуществления власти. Авторитарные режимы предполагают наличие более или менее жестко централизованной системы власти и контроля, отличающуюся слабостью обратных связей между управляющими и управляемыми, в то время как демократия есть система, созданная "снизу", на основе четкого взаимообмена и регулярной смены лиц, осуществляющих управление обществом. Демократический режим не способен контролировать любую из общественных сфер (экономическую, политическую, социальную) иначе, как на основе закона, это - правление закона, формальной процедуры.

 Рассмотрим с этой  точки зрения советский режим  и его эволюцию от сталинского  к брежневскому способу правления.  Использованная схема наглядно  демонстрирует, что один и тот  же политический режим может  быть назван по-разному и рассмотрен  с различных точек зрения. Один  и тот же режим может быть  в одно и то же время олигархическим, умеренно-репрессивным и авторитарно-тоталитарным. Напротив, двум явно различающимся  режимам могут быть присущи  одни и те же характеристики, например, способность контролировать  значительную часть сфер общественной жизнедеятельности.

 Конечно, между приведенными  классификациями прослеживается  корреляция. Например, вполне очевидно, что тоталитарный режим едва  ли может довольствоваться репрессиями,  не прибегая к террору. Еще  труднее поверить в то, что  тоталитаризм может быть умереннорепрессивным. С другой стороны, тирания вполне  может совмещаться с неспособностью  подчинить своему контролю все  общество и быть авторитарной, а не тоталитарной по своей  природе. Корреляция несомненна. Однако различие приведенных  типологий может иметь и вполне  принципиальное значение. Скажем, вряд  ли справедливым будет полагать, что олигархический режим - переходный  на пути от тоталитаризма к  демократии, ибо разделение этих  режимов сделано по различным  основаниям и характеризует режим  с существенно различающихся  сторон.

 Таким образом, каждая  ситуация достаточно сложна, содержит  в себе несколько уровней и  может быть paсcмотрeнa с различных  точек зрения. Простой пример, иллюстрирующий  эту мысль - возникший в России  посткоммунистический режим. Ожесточенность  споров относительно того, демократический  это режим или все еще авторитарный, способна запутать любого, кто задался целью прояснить вопрос о постсоветском политическом устройстве. Между тем, вполне очевидно, что этот режим не может быть ни исчерпывающе, ни даже удовлетворительно описан с помощью характеристик "авторитаризм" и "демократия". Эти характеристики могут быть в лучшем случае "рамочными", организующими исследовательскую концепцию. Вполне очевидно также, что вывод, полученный исключительно с использованием этих категорий будет достаточно банальным и едва ли стимулирующим дальнейший теоретический поиск. Скорее всего, этот вывод будет заключаться в том, что посткоммунистический режим - переходный от авторитаризма (вариант: тоталитаризма) к демократии, своего рода полудемократия или полуавторитаризм.

 Действительная проблема, поэтому состоит в том, чтобы  использовать преимущества рамочной  концепции "демократия-авторитаризм-тоталитаризм" для анализа конкретной ситуации, для более точного уяснения  формирующихся властных механизмов  и способов разрешения политического  по своей природе конфликта  между обществом и государством. Это представляется нам бесспорным. Бесспорно, однако, и то, что первым  шагом на этом пути должно  стать освоение "азов" - принципов  и механизмов функционирования  демократических и авторитарных  устройств. 

Информация о работе Политические режимы