Политические партии и партийные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Горизонтальные отношения (социальные) неполитические, но при определенных условиях могут стать политическими, поскольку регулируются законами. Однако и политические отношения могут иметь социальный аспект. Например, политическая партия, которая находится в оппозиции и борется за власть, является элементом гражданского общества, но, одержав победу на очередных выборах и получив власть, такая политическая партия становится важнейшим элементом государственной структуры.

Файлы: 1 файл

к.р. политология.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

Политическая партия выступает  как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического  участия граждан и замену стихийных  форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными  контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые  требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в  демократическом обществе. В странах  с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

2. Основные типы партийных систем, их сравнительная характеристика.

Партийная система – это совокупность существующих в обществе политических партий и принципы взаимодействия (соперничества) между ними. Партийная система считается сложившейся, если между партиями устанавливаются нормальные конкурентные взаимоотношения, определенная иерархия. В структуре партийной системы есть ряд особенностей, связанных с историческими традициями, типом политической системы, спецификой политического момента и т.д.

При классификации партийных систем в политологии используются три  основных критерия:

  1. Количество партий в обществе;
  2. Наличие или отсутствие доминирующей партии;
  3. Уровень соревновательности между партиями.

В современных политических системах распространены следующие типичные модели, или образцы партийных  систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

Однопартийная система свойственна недемократическим  режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое  осуществление политической власти в обществе. В политической истории  существовали две разновидности  однопартийности:

  1. строгая однопартийная система,  исключающая даже формальное существование других партий. Такая система существовала в СССР, в настоящее время действует в странах Африки (Заир, Того), в Северной Корее, на Кубе;
  2. фактически однопартийная система («искусственная многопартийность»), при которой не исключается возможность существования нескольких партий, но под жестким тотальным идеологическим и организационным контролем одной правящей партии. Подобные системы существовали в социалистических странах Восточной Европы, где партии были объединены в народные фронты под руководством коммунистических партий.

Основными признаками однопартийной  системы являются:

    -  монополия одной партии на  государственную власть;

    -  отсутствие политической конкуренции;

    -  партия – единый идеолог,  стратег, единый представитель  народа;

    -  сращивание партийного аппарата  и госаппарата;

    -  отсутствие сменяемости политических лидеров.

Функционирование  однопартийной системы приводит к отчуждению народа от власти, волюнтаризму в политике и полной бесконтрольности власти. В обществе устанавливается  тоталитаризм или авторитаризм.

Двухпартийная (бипартийная) система  характеризуется  наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, которые являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах.

Бипартизм не исключает существования и  деятельности других политических партий, но их шансы на получение государственной  власти не велики.

Опыт  функционирования двухпартийной системы  демонстрирует две ее разновидности:

  • классическая модель бипартизма (США, Великобритания), в которой две главные партии ведут борьбу за власть. Это соответственно республиканцы и демократы, лейбористы и консерваторы.
  • система «двух с половиной партий», при которой наряду с двумя главными партиями появляется третья, менее сильная, но способная повлиять на результаты борьбы за власть, оказав поддержку одной из основных партий. Примеры таких систем наблюдаются в Канаде, Австралии, Австрии.

Политическая  практика показывает, что наибольшие шансы занять место в двухпартийной  системе имеют центристские партии, которые руководствуются в своей  деятельности примерно одинаковыми  программными и стратегическими  целями. Поэтому при смене партий у власти обществу не приходится менять свои ориентации, так как политический курс остается тот же.

Двухпартийная система складывалась постепенно и  существует в странах с богатым  опытом политического плюрализма и  демократии.

Многопартийная  система – это  формально несколько  политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское представительство.

Основными чертами многопартийной системы являются:

    -  отсутствие монополии на  власть;

    -  наличие реальной политической  конкуренции;

    -  примерно равные шансы на  получение власти;

    - создание блоков и коалиций  для победы на выборах; 

Партийный блок – это объединение партий на основе принципа соподчинения, когда  более сильные партии могут навязывать позиции более слабым. Партийная  коалиция – это  союз равноправных партий на основе консенсуса, компромисса  и баланса интересов.

    -  формирование коалиционного  правительства.

Типичными примерами многопартийности являются партийные системы Франции, Италии, Германии.

Таким образом, партийные системы являются неотъемлемым атрибутом современных  политических систем, так как с  помощью партий решаются вопросы  передачи власти, политической мобилизации  и легитимации существующих режимов. 

 

 

 

3. Партийная система Республики  Беларусь.

Республика Беларусь —  президентская республика, в которой  существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти.

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом  причин: кризисом экономической и  политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния  коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных  идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями  о выборе путей развития.

Становление многопартийности.

В августе 1991 г. после провала  путча ГКЧП Верховный Совет Республики Беларусь приостановил деятельность Компартии  Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана  Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), которая зарегистрирована в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил  свое решение о приостановке деятельности КПБ, и фактически в республике оказались  две коммунистические партии.

Важную роль в становлении  партийной системы в стране сыграли  президентские выборы 1994 г. В период предвыборной кампании резко возросла активность политических партий, они  приобрели практический опыт участия  в выборах. Из 21 зарегистрированной политической партии в президентских  выборах участвовало шесть.

Знаменательным событием общественно-политической жизни республики стало принятие Верховным Советом  Закона «О политических партиях» в  октябре 1994 г. В нем впервые в  истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования  и деятельности политических партий. В соответствии со ст. 1 Закона политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного  членства объединение граждан, действующее  в рамках Конституции и законов  Республики Беларусь, содействующее  выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в  выборах. Право на объединение в  политические партии имеют только граждане Республики Беларусь, в то время  как членами общественных объединений  могут быть граждане республики, иностранные  граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 человек до 500.

Принятие Закона «О политических партиях» позволило обозначить место  политических партий в политической системе Беларуси, их права и условия  деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных  структур; зафиксировать принципы взаимоотношений  партий с органами государственной  власти; обозначить основные аспекты  их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и  законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации политической партии.

Источниками финансирования партий в соответствии с белорусским  законодательством являются вступительные  членские взносы; доходы от собственности, издательской деятельности, распространения  печатных изданий и публикаций, использования  других средств массовой информации; поступления от культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий; пожертвования и дарения.

Согласно Закону Президент  Республики Беларусь приостанавливает членство в политической партии на весь срок полномочий. Также не могут  быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов государственной безопасности, военнослужащие.

Реализуя право граждан  на свободу объединения в политические партии, Закон Республики Беларусь «О политических партиях» тем не менее  запрещает создавать на территории страны политические партии других государств, а также партии, имеющие целью  насильственное изменение конституционного строя либо ведущие пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой  вражды.

В первое время парламентские  фракции работали эффективно, занимаясь  выработкой и осуществлением политического  курса, разработкой социально-экономической  и политической стратегии страны. Однако вскоре лидеры четырех оппозиционных  фракций вступили в конфронтацию с Президентом республики, внося  раскол в работу парламента.

В оппозиции по отношению  к власти находятся 10 партий: Белорусская  партия женщин «Надзея», Белорусская  партия «Зеленые» (БПЗ), Белорусская  социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ», Консервативно-Христианская партия – БНФ, Либерально-демократическая партия (ЛДП), Объединенная гражданская партия (ОГП), Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская.

Следует подчеркнуть, что  Либерально-демократическая партия, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает  в поддержку Президента Республики Беларусь и с критикой действий ряда оппозиционных партий.

Виды политических партий Беларуси.

В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин  белорусские партии можно классифицировать следующим образом: «левой» (коммунистической идеологии) придерживаются Белорусская  патриотическая партия, Компартия Белоруссии, Партия коммунистов Белорусская. В  отличие от ПКБ, руководители которой  единым фронтом с правыми силами выступили против существующего  режима, его внутренней и внешней  политики, Компартия Белоруссии поддержала экономический курс А. Г. Лукашенко  в его практической работе по выводу экономики и социальной сферы  из кризиса, заняла принципиальную позицию  в отношениях к союзу с Россией, реформам. Вместе с тем обе партии отстаивают социалистический способ производства, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений  в интересах повышения благосостояния народа. В социальной политике они  выступают за реализацию права на труд, за обеспечение бесплатного  среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, обеспечение  эффективной социальной защиты населения.

Ко второй группе (социал-демократические  партии) можно отнести: Аграрную партию, Белорусскую партию женщин «Надзея», Белорусскую социал-демократическую  партию, Белорусскую социально-спортивную партию, Партию «Белорусская социал-демократическая  Грамада», Республиканскую партию, Республиканскую партию труда и  справедливости, Социал-демократическую  партию народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма.

Третью группу составляют либеральные партии: Либерально-демократическая  партия и Объединенная гражданская  партия. Обе партии подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод.

К четвертой группе (национально-демократические  партии) относятся Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. Разделение БНФ на две самостоятельные организации  тесно связано с резким падением его авторитета и влияния на политическую жизнь страны, а также с противоположными взглядами на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия  внутри БНФ усилило нежелание сторонников 3. Поздно менять стратегию и тактику в национально-демократическом движении, идти на компромиссы с потенциальными сторонниками. Раскол БНФ, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.

Информация о работе Политические партии и партийные системы