В США партийный
состав правительств в меньшей
степени, чем в ФРГ зависит
от партийного состава парламента,
ибо в них действует принцип
несовместимости депутатского мандата
и министерского портфеля. Однако
и при этой форме правления
существует непосредственная связь
между правящей партией и высшими
исполнительными органами государственной
власти.
В течение последних
десятилетий вносились различного
рода предложения, направленные
на «узаконивание» в стране соответственных
политических партий. Речь, таким образом,
идет о попытках преобразования организационно
неоформленных американских партий в
политические партии европейского образца
с четко оформленной структурой и членством.
Таким образом,
партии США и ФРГ активно
воздействуют на принятие органами
государственной власти и управления
политических решений, которые,
будучи преобразованы в соответствующие
нормативные акты, приобретают обязательную
силу. А партийная система превращается
в существенный фактор формирования
законодательных органов, правительств,
а также глав государств, средств
воздействия на их деятельность.
Но пути и способы решения
этих задач у двух государств
существенно отличны.
В качестве
одного из основ конституционного
строя в Конституции России
закреплена многопартийность, что
означает не только возможность
существования ряда партий с
различными программами, но и
равноправие всех созданных и
действующих в соответствии с
законом партий.
Политические
партии создаются свободно, без каких-либо
разрешений, на учредительном съезде или
конференции партии. Членство в партии
добровольное и никто не может быть принужден
к вступлению в нее или лишен возможности
выхода из нее.
Прежде всего
следует отметить взрывной характер
формирования многопартийности
в России. За несколько лет
в стране возникло большое
количество партий. Однако деятельность
многих из них не затрагивает
глубинные слои общества. По возможностям
и способам влияния на принятие
решений большинство ныне существующих
российских партий ближе к
группам давления, а по основным
признакам – к протопартиям, характеризующимися
многочисленностью, организационной
слабостью, аморфностью программ,
популизмом.
Выделяют следующие
политико-организационные типы российских
политических партий:
- массовые политические партии с развитыми региональными структурами, большой численностью членов партии в ее мероприятиях, сильными и влиятельными руководящими органами партии, активно воздействующими на свое политическое представительство (Единая Россия, КПРФ, отчасти Российская Коммунистическая Рабочая партия);
- относительно крупные по численности кадровые партии с развитой региональной инфраструктурой, как правило, внушительным политическим представительством в органах законодательной власти, высокой профессионализацией партийной деятельности, наличием развитого партийного аппарата и «мозгового центра» (Либерально-демократическая партия России, российская социал-демократическая народная партия), малочисленные политические партии, не получившие организационного развития. Для них характерна фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, перебои с финансированием;
- карликовые партии – аутсайдеры, фактически не состоявшиеся как самостоятельные политические единицы (Европейская либерально-демократическая партия, Консервативная партия). Они фактически не имеют региональной структуры, их численность не превышает нескольких десятков человек.
Отмеченные выше
особенности формирования российской
партийной системы подводят к
выводу об отличии российской
многопартийности от «партийной
демократии» западных стран, сложившейся
в ходе «естественной» модернизации.
Российская многопартийность на
данный момент не выполняет
роли основного посредника между
обществом и властью, которая
является главной в «партийных
демократиях». Ряд факторов оказывают
сильное влияние в пользу маргинальности
российских партий, в том числе непартийное
устройство государственной власти в
стране, участие партий в которой ограничено
законодательной деятельностью в Государственной
Думе, а также отсутствие у парламентского
большинства и коалиции парламентских
фракций права формировать правительство
и др. Подобному положению партий соответствует
и противоречивое электоральное поведение
граждан. В основе проявления политической
воли лежит либо мотивация «выбора из
двух зол», либо форма «протестного голосования».
Список литературы:
1. Борисов И., Заславский
С. Партии на будущих
выборах: но(
вое законодательство. –
М.: Европа, 2005.
2. Исаев Б.А. Теория партий
и партийных систем. – М.: Аспект
Пресс, 2008.
3. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы
в современной
России: эволюция и деволюция.
– М.: Новое лит. обозрение, 2011.
4. Михалева Г. М. Российские партии
в контексте трансформа(
ции. – М.: Либроком, 2009.
5. Основы теории политических
партий. – М.: Европа, 2007.
6. Политические партии
России: прошлое и настоящее. –
СПб.:
Изд(во С.(Петерб. ун(та, 2005.
7. Политология. Лексикон.
– М.: РОССПЭН, 2010.
8. Теория политики / под
ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер,
2007.
9. Хейвуд Э. Политология.
– М.: ЮНИТИ(ДАНА, 2005.
10. Чижов Д.В. Российские политические
партии. – М.: РОС(
СПЭН, 2008.
11. Дюверже М. Политические
партии. – М.: Академический
проект, 2007. – URL: http://feelosophy.narod.ru/Duv/Duv_ogl.html.
12. Политические партии
России: история и современность.
–
URL: http://grachev62.narod.ru/Mnpt/contents.htm.