Формирование
партий было довольно длительным
и сложным процессом. Первоначально партии
активно действовали только в периоды
избирательных кампаний, они не имели
постоянно действующих местных организаций,
не проводили регулярных съездов или конференций,
их сторонники не были связаны партийной
дисциплиной.
Политические
партии с оформлением партийных
билетов, взносов, членства в
партии и дисциплиной появились
в Европе с возникновением
массового организованного рабочего
движения.
Существующие
сейчас политические партии по
организационной структуре можно
отнести к двум основным типам:
организационно оформленным и
организационно неоформленным.
Организационно
оформленные – в партиях этого
типа члены партии получают
партийные билеты и платят
взносы.
Организационно
неоформленные – в партиях
этого типа нет официального
членства (состояния в партии), а
для того чтобы считаться членом
такой партии достаточно чтобы за
тебя проголосовал комитет этой партии.
Общее, что присуще всем современным партиям
– наличие партийного аппарата, т.е. организованной
группы людей, для которых партийная политическая
деятельность является профессией.
Каждая партия
создавалась для защиты интересов
определенных социальных групп.
По этой причине партии, как правило,
неоднородны и имеют внутри себя фракции
– группы выдвигающие программы несколько
отличные от общей, основной программы
партии. Существование в партии различных
фракций делает ее политику более гибкой,
поскольку помогает ей сохранить свое
влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии
вырабатывается в ходе внутрипартийной
политической борьбы между различными
фракциями и течениями.
Руководящие органы
многих партий составляются на
основе представительства от
различных фракций.
В программах
партии обычно подчеркиваются
их намерения служить интересам
определенных социальных групп,
большинства граждан всей страны.
В практической политике партии
стремятся учитывать интересы
различных категорий избирателей, поскольку
только так можно одержать победу на демократических
выборах.
Организация избирательного
процесса важная, но далеко не
единственная функция партии.
Еще одна важная
функция партии – отбор и
выдвижение политических лидеров.
Политику необходима способность
быстро ориентироваться в расстановке
политических сил, предвидеть
отдаленные последствия своих
действий, находить союзников, нейтрализовать
соперников и определить наиболее
эффективные пути достижения
поставленных целей.
И наконец, важнейшая
функция партий в современном
демократическом обществе – служить
началом связи между гражданским
обществом и государством.
Политическое
партнерство – это вид взаимоотношений
между субъектами политической
жизни, заключающийся в выработке единой
позиции по тем или иным вопросам, практике
совместных политических действий, долгосрочных,
основанных на совпадении по ряду важнейших
моментов стратегии тактики, политических
программ, выражающих интересы этих субъектов.
Политические
партии, которые имеют реальные
возможности участвовать в формировании
государственных органов, воздействовать
на внутреннюю и внешнюю политику
страны, в совокупности составляют
партийную систему общества.
В настоящее
время, основными типами партийных
систем являются: двухпартийная
и многопартийная системы.
Политическая
система – часть политической
сферы, интегрированная совокупность
государственных и негосударственных
институтов, осуществляющих власть,
управление делами общества, регулирование
отношений между социальными
группами, обеспечивающих стабильность
и определенный социальный порядок.
Многообразие
партийных систем. Особенности партийной
системы современной России.
Формирование
политической системы России
происходило специфическим образом.
Первыми здесь возникли не буржуазные
партии, что было бы естественным при бурном
индустриальном развитии России в конце
XIX – начале XX века. Крестьянская партия
(эсеров) сформировалась в 1901 году, но она
тоже не стала первой. Раньше других в
России, в 1898 году возникла российская
социал-демократическая рабочая партия
(РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем
политическом развитии страны. Именно
эта партия была правящей в России с 1917
по 1991 года, а ныне является крупнейшей
по численности ее членов партией Российской
Федерации.
Партийная система
России прошла три основных
этапа в своем развитии. Первый
(1905 – 1917) – характеризовался
многопартийностью в условиях
думской монархии. Для второго
(1917 – 1990) – была характерна
однопартийность (правительственный блок
«большевиков» и левых социалистов-революционеров
просуществовал лишь до лета 1918 года –
до «левоэсеровского заговора»). Третий
(современный) этап, начавшийся с отмены
монопольного господства в политической
системе общества одной партии (КПСС),
характеризуется бурным становлением
и развитием многопартийности в Российской
Федерации.
Процесс образования
современных партий и общественно-политических
движений в России фактически
начался в 1989 – 1990 годы входе
подготовки и проведения выборов
на демократической, альтернативной
основе. С принятием новой редакции
ст.6 Конституции СССР (1990) с вступлением
в силу с 1 января 1991 года Закона
СССР «Об общественных объединениях»
политические партии получили
официальное право на свое
существование и деятельность. Членскую
базу новых партий и движений составили
преимущественно активисты дискуссионных
клубов, объединений избирателей, народных
фронтов, возникших в годы перестройки,
сторонники различных течений, сложившихся
внутри КПСС, и вышедшие из ее состава
известные политики. В п.3 ст.13 Конституции
РФ говориться: «В Российской Федерации
признаются политическое многообразие,
многопартийность». В п.4 Конституции РФ
отмечается, что «общественные объединения
равны перед законом».
В конце 90-х
годов Министерством юстиции РФ было
зарегистрировано более 90 политических
партий. Функционируют также небольшие
по численности политические организации,
не регистрирующие свою деятельность,
а также партийные формирования, которым
было отказано в регистрации по причине
несоответствия отдельных положений их
программных и уставных документов нормам
действующего законодательства.
Для современного
этапа развития партийной системы
в России характерно наличие
большого количества малочисленных
организаций, не обладающих широкой
известностью, не говоря уже о
политическом влиянии. Многие
из них представляют собой
политические организации – однодневки.
Российская многопартийность
пока еще находится на стадии
становления. Немногочисленные партии,
не имеющие прочных корней
в обществе и апеллирующие
к абстрактным идейным ценностям,
а не к реальным интересам
социальных групп, скорее всего,
исчезнут с политической карты.
Выдержать конкуренцию смогут
только те политические партии,
которые найдут поддержку в
широких социальных слоях российского
общества, будут представлены во властных,
а также финансово-промышленных структурах,
смогут выдвинуть из своей среды и поддержать
сильных и ярких политических лидеров,
пользующихся влиянием у всех основных
слоев и групп России.
Сравнительный анализ
партийных систем России, США и
ФРГ.
Партийные системы США и Германии
представляют собой своеобразную разновидность
многопартийности, которая возникла в
ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах.
Классическим образцом
двухпартийной системы является США. Для
двухпартийных систем наиболее типичной
отличительной особенностью является
монопольное господство на политической
арене двух главных партий, которые попеременно
сменяют друг друга у власти. Одна из этих
партий выступает в роли правящей, другая
– оппозиционной. Время от времени они
меняются местами. Подобная система создает
серьезные препятствия для формирования
других партий.
Более ста лет
на политической арене США
монопольно господствуют две
главные партии – республиканская
и демократическая. В свое время
(незадолго до начала и во
время Гражданской войны 1861-1865гг.)
республиканская партия представляла
интересы буржуазии Севера, а
демократическая партия была
политической организацией рабовладельцев
– южан.
Затем политические
различия между партиями стерлись,
но они по-прежнему ведут ожесточенную
избирательную борьбу на уровне
федерации, штатов, городов и графств.
В настоящее
время в США по-прежнему с переменным
успехом конкурируют в борьбе за власть
две партии.
- Демократическая партия – организационно оформилась в 1828 году. В организационном отношении ДП представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.
- Республиканская партия - основана в 1854 году. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом РП является Национальный комитет.
Коммунистическая
партия США малочисленна и
не имеет представительства во
властных структурах страны.
В ФРГ в течение
17 лет (1949-1966гг.) существовала многопартийная
система с монопольно господствующей
партией, поскольку устойчивое
большинство в бундестаге принадлежало
блоку партий Христианско-демократический
союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС).
Сегодня в Германии
формально существует многопартийная
система. В стране действует
более сотни политических партий, подавляющее
большинство которых абсолютно неизвестно
широкой общественности. Реальный политический
вес и влияние на формирование федеральной
и земельной политики имеют едва ли десяток
партий. Основными из них являются:
- Христианско-демократический союз (ХДС);
- Христианско-социальный союз (ХСС);
- Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
- Свободная демократическая партия (СвДП);
- Экологическая партия «Зеленые»;
- Республиканская партия;
- Партия демократического социализма (ПДС).
Ведущими политическими
партиями ФРГ остаются ХДС-ХСС и
СДПГ.
Все партии
обеих стран вне зависимости
от степени их организационной
оформленности обладают определенной
внутренней структурой, между различными
партийными органами существуют
институализированные отношения.
Особым предметом регулирования
в организационно оформленных
партиях является членство.
Организационно
оформленные партии (партия ХДС
в ФРГ) имеют централизованный
партийный аппарат, который рекрутируется
из числа партийных функционеров,
рассматривающих свою политическую
деятельность как профессию.
В этих партиях
существует организационная связь
между партией и ее членами.
Член партии получает партийный
билет, уплачивает партийные взносы
и подчиняется всем дисциплинарным
требованиям, предусмотренным партийным
уставом. Они строятся на принципах
бюрократического централизма.
Организационно
неоформленные партии (Республиканская
партия и Демократическая партия
США) характеризуются тем, что
у них отсутствует институт
официального членства. Лица, считающиеся
членами партии, организационно
с ней не связаны. Они не
имеют партийных билетов, не
платят членских взносов; на
них не распространяется партийная
дисциплина. Отсутствие официального
членства в партиях этого типа
компенсируется наличием разветвленного
аппарата профессиональных партийных
чиновников, который представляет
собой основное орудие осуществления
партийной политики. Деятельность
таких партий сводится, прежде
всего, к избирательной борьбе,
к «улавливанию голосов избирателей».
Основная задача
данных партий – добиться победы
на выборах. Обе эти партии
(РП и ДП) представляют собой
громадные политические организации
с довольно слабым центральным
руководством. Формально членами
партии считаются все те избиратели,
которые проголосовали на предшествующих
выборах за список соответствующей партии.
Организационной связи между партией
и ее членами не существует. Организационная
структура аппаратов республиканской
и демократической партий весьма сложна
и хаотична. В целом она приспособлена
прежде всего к нуждам избирательной борьбы.
Отсюда – совпадение территориальной
партийной структуры с географией избирательных
округов.
Партии США
не имеют постоянного членства.
Ни демократическая партия, ни
республиканская партия не имеют
постоянных программ. На определенный
период такими программами становятся
их избирательные платформы.