Политические партии и движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении роли политических партий и движений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы; политические движения;
- рассмотреть партийные системы и изучить особенности партийной системы современной России;
- дать сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения………………..............4
2. Многообразие партиийных систем. Особенности партийной системы современной России………………………………………… ………………….11
3. Сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ….....15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………....18

Файлы: 1 файл

К.р. по политологии.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим особенности  общественно-политических движений, отличающие их от политических партий.

     Во-первых, хотя данные движения для решения поставленных задач стремятся воздействовать на власть, однако сами они не ставят цели завоевания власти.

     Во-вторых, как правило, общественно-политические движения не имеют сильных центров.

В-третьих, в общественно-политических движениях широко распространено коллективное членство. В партиях же (за редким исключением) это не допускается.

В-четвертых, идейно-политическая ориентация политических движений гораздо шире и расплывчатей в сравнении с политическими партиями. При этом поставленная цель уже и конкретнее, чем у партий. Это одна из причин притягательной силы политических движений для широких слоев населения.

Можно привести многочисленные примеры общественно-политических движений. Хорошо известны движения за запрещение ядерного оружия, за охрану окружающей среды, за государственную независимость отдельных стран, против войны в Чечне и др. Большую роль в России в 1990—1991 гг. выполнило движение «Демократическая Россия», которое объединило всех, кто не поддерживал КПСС.

Общественно-политические движения не являются ни альтернативой политическим партиям, ни этапом в их становлении. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции. Они отражают настроения, интересы и чувства широких масс населения.

2. Многообразие  партийных систем. Особенности партийной системы современной России.

Совокупность  политических партий и складывающиеся в связи с их функционированием многочисленные отношения образуют партийную систему в той или иной стране.

По числу  партий, функционирующих в стране, выделяют следующие три типа партийных систем.

Монопартийная система, где одна партия монополизирует 
политическую и государственную власть. Такая система характерна для авторитарных и тоталитарных политических режимов, и имеет ряд преимуществ. В их числе высокая способность интегрировать социальные группы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Вместе с тем хорошо известно, что ряд причин (в числе которых 
отсутствие оппозиции) обрекает такие партии на бюрократизацию, застой, отрыв руководства партии от масс. Пример таких 
партий — КПСС и ряд политических партий, в бывших социалистических странах.

Двухпартийная система. Это такая система, при которой независимо от количества партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти. Классический пример такой системы дают США, где периодически у власти сменяют друг друга Республиканская и Демократическая партии.

Одним из существенных недостатков двухпартийной системы является концентрация внимания на критике противника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не столько за кандидата, сколько против его противников. Кроме того, недостатком данной системы является то, что она исключает образование и функционирование единого политического центра.

Многопартийная система. Принято считать, что это система, включающая три и более партии. В числе многопартийных систем можно выделить системы: «2 + 1» и мультипартийная система.

 «2 + 1» , такая система существует в Германии, где две основные партии ХДС/ХСС и СДПГ в состоянии сформировать правительство, лишь вступив в блок со Свободными демократами (СвДП) или партией «Зеленых».

Мультипартийная система – постоянно возникают  новые партии. Примером такой системы  являются все страны Латинской Америки (за исключением Мексики), также партийная система РФ.

Недостатками  многопартийной системы являются –  частые правительственные кризисы  при обычном расхождении интересов  внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания.

Таким образом, рассмотренные партийные системы сводятся к трем укрупненным типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Вопрос о том, какая из трех данных систем предпочтительнее, — сложный и дискуссионный. Единого мнения нет. Опыт ряда государств (США, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия) свидетельствует о несомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу — стабильность, правительству — смену курса, а гражданам — возможность выбора. Конечно, данная модель далеко не идеальна, поскольку она снижает возможности полноправного участия в партийной системе «третьих партий».

Характеризуя  партийную систему современной  России, 
следует отметить, что она пока находится на стадии становления. 
Этот процесс начался в конце 1980-х гг. и продолжается до сих 
пор. На первом этапе он был стихийным, не имел, соответствующей законодательной базы, а создаваемые партии часто не 
отвечали основным критериям партий, принятым в классической 
партологии. Они были малочисленны, организационно слабы, 
отличались аморфностью программ и идеологической основы, 
напряженной фракционной борьбой, популизмом. Но главным 
было то, что они не были долговременными образованиями, 
рассчитанными на длительную перспективу, что принципиально отличает партии от политических ассоциаций и клубов. Лишь 
немногие партии сохранились до настоящего времени (ЛДПР, КПРФ), остальные — объединялись в союзы и блоки с другими партиями, распадались и снова объединялись.

Новый этап в  становлении партийной системы  современной России наступил с принятием Конституции 1993 г., которая законодательно закрепила права граждан на свободу создания общественных объединений (ст. 30), равенство их перед законом (ст. 13), а также принцип многопартийности на основе идеологического плюрализма (ст. 13). Однако усиление роли партий в общественной жизни России было незначительным, так как победившая партия на выборах в Государственную Думу способна была повлиять лишь на голосование по законопроектам, но в формировании правительственного кабинета не участвовала.

Новые этапы  в развитии партийного строительства были связаны с выборами в Государственную Думу 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. Накануне этих выборов создавались избирательные блоки, общественные объединения, движения. Если они преодолевали 5%-ный барьер и проходили в парламент, то в дальнейшем благополучно превращались в политические партии; если же этого не происходило, то либо исчезали с политической арены, либо вливались в другие партии и движения. При этом количество партий быстро росло и в середине 1990-х гг. достигло 148.

Уже начиная с выборов в Госдуму в 1993 г., представители высших эшелонов власти стали предпринимать попытки усилить свои позиции в обществе с помощью так называемых партий власти. «Партии власти» — это чисто российский феномен, означающий поддержку властных структур со стороны специально созданных для этих целей блоков, движений, перерастающих затем в политические партии. В 1993 г. таким движением стал «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 г. — «Наш дом — Россия» во главе с В. Черномырдиным, а в 1999 г. — сразу два движения — «Единство» и «Отечество — вся Россия», которые в скором времени объединились и образовали партию «Единая Россия», являющуюся сегодня основной политической партией нашей страны.

ФЗ РФ «О политических партиях» был принят в 2001 г., и направлен он прежде всего на усиление роли партий в общественной жизни страны. В ст. 3 политическая партия понимается как «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Последние изменения ФЗ РФ «О политических партиях» произошли в ст. 32: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям».

В целом, несмотря на позитивные тенденции, партийная  система в России еще до конца  не сложилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сравнительный  анализ партийных систем России, США и ФРГ.

Классическим  образцом двухпартийной системы служат США, где  периодически у власти сменяют Демократическая и Республиканская партии. Это не означает, что в стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут.

        Демократическая партия США – организационно оформилась в 1828 г. В организационном отношении она представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.

       Республиканская партия США – основана в 1854 г. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом является Национальный комитет.

Сегодня в Германии существует система «2 + 1». В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Основными из них являются:

  1. Христианско-демократический союз (ХДС);
  2. Христианско-социальный союз (ХСС);
  3. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
  4. Свободная демократическая партия (СвДП);
  5. Экологическая партия «Зеленые»;
  6. Республиканская партия;
  7. Партия демократического социализма (ПДС).

Ведущими политическими партиями ФРГ остаются ХДС/ХСС и СДПГ.

Все партии обоих  стран вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

В организационно оформленных партиях (партия ХДС в ФРГ) существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.

Организационно  неоформленные партии (Республиканская  партия и Демократическая партия США) характеризуются тем, что у  них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами  партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.

Таким образом, партии США и ФРГ активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. А партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Но пути и способы решения этих задач у двух государств существенно отличны.

Характеризуя  партийную систему современной  России, 
следует отметить, что она до конца еще не сложилась, но развивается в процессе мультипартийной системы. Мультипартийная система законодательно загоняется в определенные рамки, предъявляются все более жесткие требования к партии со стороны государства, это связано с принятием закона о политических партиях. В нем предусматриваются жесткие условия для официального существования и регистрации политических партий.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, политическая партия — это добровольная политическая организация, для которой характерна борьба за власть.

Структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое, в свою очередь, включает высшее руководство и функционеров.

Политические  партии выполняют ряд функций,  которые можно объединить в три группы: политические (борьба за власть; агрегирование политических интересов; формирование политической ориентации общества и его политическая мобилизация; отбор представителей политической элиты), идеологические (разработка партийной идеологии и политических доктрин; партийная пропаганда) и социальные (формирование социального представительства; социализация граждан).

Общественно-политическое движение — это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции.

По числу  партий, функционирующих в стране, выделяют три типа партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Что же касается партийной системы России, то она  еще не сложилась, но  развивается в процессе мультипартийной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Грязнова А.Г.  Политология: Учебник. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 396 с.

2. Морис Дюверже  Политические партии. – М.: Академический  проект, 2007. – 544 с.

3. Политология:  учебник/ под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2008. – 692 с.

Информация о работе Политические партии и движения