Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:58, контрольная работа
Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении роли политических партий и движений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы; политические движения;
- рассмотреть партийные системы и изучить особенности партийной системы современной России;
- дать сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения………………..............4
2. Многообразие партиийных систем. Особенности партийной системы современной России………………………………………… ………………….11
3. Сравнительный анализ партийных систем России, США и ФРГ….....15
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………....18
Рассмотрим особенности общественно-политических движений, отличающие их от политических партий.
Во-первых, хотя данные движения для решения поставленных задач стремятся воздействовать на власть, однако сами они не ставят цели завоевания власти.
Во-вторых, как правило, общественно-политические движения не имеют сильных центров.
В-третьих, в общественно-политических движениях широко распространено коллективное членство. В партиях же (за редким исключением) это не допускается.
В-четвертых, идейно-политическая ориентация политических движений гораздо шире и расплывчатей в сравнении с политическими партиями. При этом поставленная цель уже и конкретнее, чем у партий. Это одна из причин притягательной силы политических движений для широких слоев населения.
Можно привести
многочисленные примеры общественно-
Общественно-политические движения не являются ни альтернативой политическим партиям, ни этапом в их становлении. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции. Они отражают настроения, интересы и чувства широких масс населения.
2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России.
Совокупность политических партий и складывающиеся в связи с их функционированием многочисленные отношения образуют партийную систему в той или иной стране.
По числу партий, функционирующих в стране, выделяют следующие три типа партийных систем.
Монопартийная
система, где одна партия монополизирует
политическую и государственную власть.
Такая система характерна для авторитарных и тоталитарных
политических режимов, и имеет ряд
преимуществ. В их числе высокая способность
интегрировать социальные группы, концентрировать
ресурсы и направлять их на решение актуальных
проблем. Вместе с тем хорошо известно,
что ряд причин (в числе которых
отсутствие оппозиции) обрекает такие
партии на бюрократизацию, застой, отрыв
руководства партии от масс. Пример таких
партий — КПСС и ряд политических партий,
в бывших социалистических странах.
Двухпартийная система. Это такая система, при которой независимо от количества партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти. Классический пример такой системы дают США, где периодически у власти сменяют друг друга Республиканская и Демократическая партии.
Одним из существенных недостатков двухпартийной системы является концентрация внимания на критике противника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не столько за кандидата, сколько против его противников. Кроме того, недостатком данной системы является то, что она исключает образование и функционирование единого политического центра.
Многопартийная система. Принято считать, что это система, включающая три и более партии. В числе многопартийных систем можно выделить системы: «2 + 1» и мультипартийная система.
«2 + 1» , такая система существует в Германии, где две основные партии ХДС/ХСС и СДПГ в состоянии сформировать правительство, лишь вступив в блок со Свободными демократами (СвДП) или партией «Зеленых».
Мультипартийная система – постоянно возникают новые партии. Примером такой системы являются все страны Латинской Америки (за исключением Мексики), также партийная система РФ.
Недостатками
многопартийной системы являются –
частые правительственные кризисы
при обычном расхождении
Таким образом, рассмотренные партийные системы сводятся к трем укрупненным типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Вопрос о том, какая из трех данных систем предпочтительнее, — сложный и дискуссионный. Единого мнения нет. Опыт ряда государств (США, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия) свидетельствует о несомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу — стабильность, правительству — смену курса, а гражданам — возможность выбора. Конечно, данная модель далеко не идеальна, поскольку она снижает возможности полноправного участия в партийной системе «третьих партий».
Характеризуя
партийную систему современной
России,
следует отметить,
что она пока находится на стадии становления.
Этот процесс начался в конце
1980-х гг. и продолжается до сих
пор. На первом этапе он был стихийным,
не имел, соответствующей законодательной
базы, а создаваемые партии часто не
отвечали основным критериям партий, принятым
в классической
партологии. Они были малочисленны, организационно
слабы,
отличались аморфностью программ и идеологической
основы,
напряженной фракционной борьбой, популизмом.
Но главным
было то, что они не были долговременными
образованиями,
рассчитанными на длительную перспективу,
что принципиально отличает партии от
политических ассоциаций и клубов. Лишь
немногие партии сохранились до настоящего
времени (ЛДПР, КПРФ), остальные — объединялись
в союзы и блоки с другими партиями, распадались
и снова объединялись.
Новый этап в становлении партийной системы современной России наступил с принятием Конституции 1993 г., которая законодательно закрепила права граждан на свободу создания общественных объединений (ст. 30), равенство их перед законом (ст. 13), а также принцип многопартийности на основе идеологического плюрализма (ст. 13). Однако усиление роли партий в общественной жизни России было незначительным, так как победившая партия на выборах в Государственную Думу способна была повлиять лишь на голосование по законопроектам, но в формировании правительственного кабинета не участвовала.
Новые этапы в развитии партийного строительства были связаны с выборами в Государственную Думу 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. Накануне этих выборов создавались избирательные блоки, общественные объединения, движения. Если они преодолевали 5%-ный барьер и проходили в парламент, то в дальнейшем благополучно превращались в политические партии; если же этого не происходило, то либо исчезали с политической арены, либо вливались в другие партии и движения. При этом количество партий быстро росло и в середине 1990-х гг. достигло 148.
Уже начиная с выборов в Госдуму в 1993 г., представители высших эшелонов власти стали предпринимать попытки усилить свои позиции в обществе с помощью так называемых партий власти. «Партии власти» — это чисто российский феномен, означающий поддержку властных структур со стороны специально созданных для этих целей блоков, движений, перерастающих затем в политические партии. В 1993 г. таким движением стал «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 г. — «Наш дом — Россия» во главе с В. Черномырдиным, а в 1999 г. — сразу два движения — «Единство» и «Отечество — вся Россия», которые в скором времени объединились и образовали партию «Единая Россия», являющуюся сегодня основной политической партией нашей страны.
ФЗ РФ «О политических партиях» был принят в 2001 г., и направлен он прежде всего на усиление роли партий в общественной жизни страны. В ст. 3 политическая партия понимается как «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».
Последние изменения ФЗ РФ «О политических партиях» произошли в ст. 32: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям».
В целом, несмотря на позитивные тенденции, партийная система в России еще до конца не сложилась.
3. Сравнительный
анализ партийных систем
Классическим образцом двухпартийной системы служат США, где периодически у власти сменяют Демократическая и Республиканская партии. Это не означает, что в стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут.
Демократическая партия США – организационно оформилась в 1828 г. В организационном отношении она представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.
Республиканская партия США – основана в 1854 г. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом является Национальный комитет.
Сегодня в Германии существует система «2 + 1». В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Основными из них являются:
Ведущими политическими партиями ФРГ остаются ХДС/ХСС и СДПГ.
Все партии обоих стран вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.
В организационно оформленных партиях (партия ХДС в ФРГ) существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.
Организационно неоформленные партии (Республиканская партия и Демократическая партия США) характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.
Таким образом, партии США и ФРГ активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. А партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Но пути и способы решения этих задач у двух государств существенно отличны.
Характеризуя
партийную систему современной
России,
следует отметить,
что она до конца еще не сложилась, но развивается
в процессе мультипартийной системы. Мультипартийная
система законодательно загоняется в
определенные рамки, предъявляются все
более жесткие требования к партии со
стороны государства, это связано с принятием
закона о политических партиях. В нем предусматриваются
жесткие условия для официального существования
и регистрации политических партий.
Заключение
Таким образом, политическая партия — это добровольная политическая организация, для которой характерна борьба за власть.
Структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое, в свою очередь, включает высшее руководство и функционеров.
Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические (борьба за власть; агрегирование политических интересов; формирование политической ориентации общества и его политическая мобилизация; отбор представителей политической элиты), идеологические (разработка партийной идеологии и политических доктрин; партийная пропаганда) и социальные (формирование социального представительства; социализация граждан).
Общественно-политическое движение — это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Движения выполняют свои, отличные от партий задачи и функции.
По числу партий, функционирующих в стране, выделяют три типа партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.
Что же касается партийной системы России, то она еще не сложилась, но развивается в процессе мультипартийной системы.
Список литературы:
1. Грязнова А.Г. Политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 396 с.
2. Морис Дюверже Политические партии. – М.: Академический проект, 2007. – 544 с.
3. Политология: учебник/ под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2008. – 692 с.