Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:14, реферат

Краткое описание

Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Оглавление

Введение. …….3
1. Понятие политического конфликта …….4
2. Виды политических конфликтов …….8
3. Урегулирование и разрешение политических конфликтов ……13
Заключение ……21
Список использованной литературы ……22

Файлы: 1 файл

Политические конфликты.docx

— 41.43 Кб (Скачать)

Содержание

Введение. …….3

1. Понятие политического конфликта …….4

2.  Виды политических конфликтов …….8

3. Урегулирование и разрешение политических конфликтов ……13

Заключение ……21

Список использованной литературы ……22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.    

  Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг на друга.

  В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Понятия “субъект и участник”  конфликта не всегда тождественны. Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную  ситуацию и влиять на ход конфликта  в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие  в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.

 

 

    1. Понятие политического конфликта

 

Основным объектом политического конфликта выступает  политическая власть как способ и  средство господства одного социального  слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения  власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает  политический конфликт.

Социальные  конфликты сопровождают всю историю  человечества. Войны и революции, демонстрации и забастовки, митинги  и политическая борьба в парламенте - вот далеко не полный перечень форм, в которых может протекать  конфликт. Их последствия для общества неоднозначны. Одни из них приводили  к гибели империй, к потере государственной  независимости, другие - способствовали прогрессивному развитию общества, делая  его более демократическим и  справедливым. Современное демократическое  общество предполагает возможность  появления множества конфликтов и развивается через их разрешение. Другими словами, конфликт - это такая  же естественная форма взаимодействия индивидов и социальных групп  в обществе, как сотрудничество и  кооперация. Идею естественности конфликта  еще в середине ХIX в. высказал немецкий социолог Г. Зиммель, который собственно и ввел в научный оборот понятие "социальный конфликт". Он же подчеркнул функциональность конфликта, считая, что  именно таким образом очищается сама атмосфера общества.

Обоснование внутренней противоречивости и конфликтности  общества уходит в ХIX в. В этот период появляются первые теории конфликта. Их возникновение стало теоретической  реакцией на обострившиеся классовые  противоречия и альтернативным ответом на односторонность теорий, господствовавших в этот период и трактующих общество как устойчивое и стабильное целое, в котором отдельные части органически дополняют друг друга.

Одна из значительных теорий конфликта была разработана  К. Марксом и Ф. Энгельсом. В их учении общественные противоречия выступают  главной движущей силой социальных изменений. В социально-антагонистических  формациях они реализуются в  форме классовой борьбы. Ее источником является эксплуатация, т.е. присвоение классом, обладающим собственностью на средства производства, результатов  труда класса, лишенного собственности. Рассматривая главный конфликт европейской  истории ХIХ в. - конфликт между  предпринимателями и рабочими - Маркс  и Энгельс считали, что по мере того, как первые будут становиться  богаче, а вторые - беднее, конфликт будет усиливаться, что неизбежно  приведет к социалистической революции. Марксизм вывел связь между экономической  борьбой трудящихся за лучшие условия  продажи своей рабочей силы и  политической борьбой, позволяющей  изменить критерии распределения общественных ценностей. Маркс описал эту тенденцию  развития конфликта как процесс  превращения пролетариата из "класса в себе" в "класс для себя". Последнее проявляется в формировании собственной партии, которая берет  на себя руководство борьбой рабочих  против существующего политического  режима.

Вклад марксизма  в разработку вопроса классового конфликта является общепризнанным. Он обобщил реалии европейской истории  ХIХ в., которая прошла под знаменем острой борьбы между рабочими и предпринимателями. Но конфликтология не ограничивается исследованием только классовых  конфликтов, а исходит из того, что  общество включает в себя возможность  самых разнообразных конфликтов. Более того, во второй половине ХХ в. во многих развитых странах классовые  коллизии "ушли" на задний план, уступив  место другим конфликтам. К примеру, в США расовая напряженность всегда доминировала по отношению к классовым противоречиям. Многообразие социальных конфликтов обусловлено сложностью социальной структуры общества, в которой представлены разнообразные группы и общности, различающиеся по имущественным, этническим, религиозным и другим параметрам. У каждой из этих групп есть собственные интересы, которые формируются на основе осознания своего положения в обществе. Это положение может оцениваться как неудовлетворительное и несправедливое, в категориях господства и подчинения одних групп над другими, что делает закономерным появление общественных противоречий. Чем сложнее общество, чем оно более многослойно, тем больше возможных поводов для возникновения социальных коллизий.

Главное условие  позитивности конфликта - это управление им, что позволяет снизить накал  борьбы, ограничить число его субъектов  и предметов спора. Мировой опыт, в том числе нашей страны, говорит  о том, что там, где конфликты  насильственно пресекаются либо назревшие противоречия не замечаются, они переходят на скрытый (латентный) уровень; тем самым упускается возможность  мирного разрешения противоречий. Рано или поздно конфликты проявят  себя, но уже в более разрушительных формах. Позитивные же функции конфликтов проявляются в том, что они  сигнализируют власти о появившихся  проблемах, стимулируют развитие общества через разрешение этих проблем, инициируют принятие новых законов и создание новых институтов, интегрируют ранее  разрозненные индивиды и формируют  устойчивые группы интересов. Наконец, конфликты выполняют роль своеобразного "клапана" для накопившихся страстей.

Политический конфликт — это  столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей  и взглядов.

Понятие политического конфликта  обозначает борьбу одних субъектов  с другими за влияние в системе  политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и  признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная  власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в  целом данного политического  общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды политических конфликтов

 

Характер изменений политических процессов, темпы и направленность эволюции системы правления самым  непосредственным образом зависят  от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

— с точки зрения зон  и областей их проявления. Здесь  прежде всего выделяются внешне- и  внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый  спектр разнообразных кризисов и  противоречий. Так, среди международных  конфликтов могут выделяться кризисы  типа «балансирования на грани войны» (Д. Даллес), отражающие выдвижение одним  государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник  скорее уступит, чем будет бороться; «оправдания враждебности» (Р. Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований (так, к  примеру, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания развязывания войны  против Польши) и т.д. Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной  элитами, конкурирующими партиями и  группами интересов, центральной и  местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым  разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления [или массового участия граждан  в политике) и т.д.;

  • по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) институализированных и неинституализированных конфликтах (JI. Козер), характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;
  • по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия — П. Шаран); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
  • с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например в виде манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);
  • по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.),
  • в соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения  соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

Многообразие политических конфликтов позволяет их типологизировать по разным основаниям. В отечественной конфликтологии используются различные критерии, что  позволяет создать многомерную  типологию. В частности А.Г. Здравомыслов выделяет конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей.

Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).

Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требую больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенно группой (этнической, религиозной, языковой),- а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты — государства  и их коалиции), государственным (субъекты — ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты —  региональные политические силы), местным.

Внутриполитические конфликты  разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные  позиции. Таковы, например, органы и  занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и  субъектов федерации. Предмет таких  конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие  в полной мере интересам и целям  системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей, Это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой —  организации, представляющие подвластные  массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в  данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

Информация о работе Политические конфликты