Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 18:46, реферат

Краткое описание

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Оглавление

Введение
1 Сущность и виды политических конфликтов
2 Методы урегулирования политических конфликтов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат Политология.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

 


 


Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования

по дисциплине «Политология»

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                                                   студентка группы АУ-21д

                                                                             Прохода В.Р.

                                                                        Проверил:

                                                                                                доц. Стрежелецкая Н.П.                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1     Сущность и виды политических конфликтов

2     Методы урегулирования политических конфликтов

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне  доходов, власти, престиже и  т. д. нередко  приводят  к  конфликтам.  Конфликты  являются  неотъемлемой частью общественной жизни.

В нашей  стране сложилась  традиция объяснения  социальных  конфликтов через объективное  противоречие интересов  больших социальных  групп, которые  диктуют сторонам  логику, продолжительность,  степень напряженности борьбы за удовлетворение  насущных потребностей. Но не следует  объективные  противоречия  социальных групп отождествлять  с конфликтами.  Конфликт  всегда  связан с  субъективным осознанием  людьми противоречивости  своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты  только  тогда,  когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах  жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике,  политике, культуре. Проявлением  кризиса общества служит резкий  подъем социальной  напряженности. Социальное  напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс  дал такое  определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную  борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки  этой борьбы, ее  способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная  общность  в той или иной  степени  подвержены  конфликтам.  Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали  возникновению  специальной  отрасли  социологического знания - конфликтологии.

Перед конфликтологией  поставлены многие  вопросы, но самые  важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1     Сущность и виды политических конфликтов

 

Политический конфликт — это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной системой и политическим неравенством (иерархией) включенных в нее индивидуумов и групп.

Понятие политического конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, политический статус социальных групп, доступ к принятию общезначимых решений, устройство властных институтов, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми — словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Различают три основных типа политических конфликтов.

  • Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» вокруг дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т. д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).
  • Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; требуют больше усилий для урегулирования из-за трудностей с нахождением компромиссов («или — или»).
  • Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты — государства и их коалиции), государственным (субъекты — ветви власти, политические партии и т. д.), региональным (субъекты — региональные политические силы), местным.

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

Субъектами позиционных конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы (в разных ветвях государственной власти, институтах федеральной власти и субъектах федерации), но занимающие различные позиции. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей; это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, с другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае являются существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы, поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного — противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения, в частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в не разрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Радикальные конфликты разделяют общество на две основные противоположные политические силы; а частичные — вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках (по правилам) плюрализма.

Внутриполитические конфликты также подразделяются на режимные и легитимные:

  • при режимных конфликтах целью одного из субъектов могут быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства;
  • при легитимных конфликтах часть государства стремится отделиться от целого; часто такие конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (таковы, например, требования национального равноправия, автономии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2     Методы урегулирования политических конфликтов

 

Для разрешения конфликта необходимы управление конфликтом и регулирование конфликта (конфликтный контроль), под которым понимаются разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе — компромисс и консенсус.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные: первые навязываются сложившимися обстоятельствами; вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил (на основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции).

Консенсус (лат. consensus — согласие, единодушие) — это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

  • конечные цели (свобода, равенство и т. д.), которые составляют структуру системы представлений;
  • правила игры или процедуры;
  • состав правительства и правительственная политика.

Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

  • уровень сообщества, или основной, ценностный;
  • уровень режима, или процедурный;
  • уровень политики.

Первый уровень консенсуса — основной, он показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй уровень консенсуса — процедурный, он устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.

Третий уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть — оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам — это отношение к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус — универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, отрывом элит от масс и т. д.

Урегулирование конфликтов подразумевает:

  • предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т. п.);
  • разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;
  • формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности в отношении сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

Исходя из существующих трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа — предупреждение насильственной стадии развития конфликта. К этим методам относятся ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов, т. е. на создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

Вторая группа — разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Согласно Дж. Бертону, первым предложившему систему методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте,— основной метод этой группы. Необходимо изменить характер восприятия и посредством этого изменить отношения сторон Друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; а также предполагают специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т. п.

Третья группа — снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Эта группа методов включает в себя многие приемы, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Считается, что лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т. е. когда все интересы сторон полностью противоположны. И если конфликт даже близок к такому, необходимо, чтобы участники через включение дополнительных вопросов, или, наоборот, исключая ряд из них, сделали конфликтную ситуацию носящей ненулевой характер. Другие способы добиться этого — диверсифицировать ценности и цели, т. е. сделать так, чтобы группы стремились к непересекающимся целям; либо сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится ситуацией с ненулевой суммой.

Информация о работе Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования