Политические концепции И. А. Ильина, М. М. Сперанского, Н. А. Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:53, реферат

Краткое описание

Девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, когда представители различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма сформулировали и попытались дать ответы на наиболее острые для русского общественного сознания того времени вопросы: о соотношении личности и власти; об упорядоченности государственного устройства и оптимальной форме правления; о путях социально-экономического развития и способах решения аграрного вопроса; о правовых гарантиях свободы индивида и роли интеллигенции в социальном процессе; об исторических судьбах России и ее отношениях с Западом. Именно в XIX в. "русский народ высказал себя в слове и мысли и сделал это в тяжелой атмосфере отсутствия свободы", - писал Н. А. Бердяев.

Оглавление

Введение
Глава 1 : Политические концепции М. М. Сперанского
Глава 2 : Политические концепции Н. А. Бердяева
Глава 3 : Политические концепции И. А. Ильина
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Революционность, по Бердяеву, состоит в радикальном уничтожении  прогнившего, изолгавшегося и дурного  прошлого, но нельзя уничтожить вечноценного, подлинного в прошлом. Так, наиболее ценные положительные черты русского человека, обнаруженные им в годы революции и войны, – необыкновенная жертвенность, выносливость к страданию, дух коммюнотарности (общежительности) – есть христианские черты, выработанные христианством. Противоположностью такой революции является, революционная утопия, которая, к сожалению, также имеет шанс стать реальностью. "Утопии, к несчастью, осуществимы. И, может быть, настанет время, когда человечество будет ломать голову над тем, как избавиться от утопий". Последняя мысль пленила известного английского создателя романов-антиутопий Олдоса Хаксли, который взял ее эпиграфом к роману "Этот бесстрашный новый мир".

Бердяев, проповедуя философию  свободы, не приемлет такие социально-общественные понятия как "демократия" и "социализм". Удивительно, но он реалистически и  правдиво описал подавление свободы  в политическом аспекте, причем многие его утверждения звучат современно. Бердяев в основном рассматривает духовные первоосновы демократии и социализма, и предельные выражения их "идеи".

Бердяев считает, что "демократия носит формальный характер, она сама не знает своего содержания и в  пределах утверждаемого ею принципа не имеет никакого содержания… Демократия остается равнодушной к добру  и злу. Она - терпима, потому что индифферентна, потому что потеряла веру в истину". Удивительно современно его высказывание, что демократия - скептична, она возникает  в скептический век, век безверия, когда народы утеряли твердые  критерии истины и бессильны исповедовать какую-либо абсолютную истину. Практически  им описывается сегодняшнее состояние  нашего общества: "Демократия не знает  истины, и потому она предоставляет  раскрытие истины решению большинства  голосов. Признание власти количества, поклонение всеобщему голосованию  возможны лишь при неверии в истину и незнании истины". Философия  Бердяева такова, что верующий в  истину и знающий истину не отдает ее на растерзание количественного  большинства. Он считает, что при  демократии отрицаются духовные основы общества, лежащие глубже формального  человеческого волеизъявления, и  опрокидывается весь иерархический  строй общества. Бердяев утверждает, что демократия лжива и не приходит в отчаяние от утери Истины, что  она верит, что изъявление воли большинства, механический подсчет голосов всегда должны вести к добрым результатам. Как это актуально, в свете  многочисленных выборов за последние  годы в России, когда, избранные народом  люди, оказались не лучшими его  представителями. К демократии Бердяев  подходит опять же с позиций своей "богочеловеческой" философии. "Демократия не хочет знать радикального зла  человеческой природы,- пишет он - Она  как будто бы не предусматривает  того, что воля народа может направиться  к злу, что большинство может  стоять за неправду и ложь, а истина и правда могут остаться достоянием небольшого меньшинства. В демократии нет никаких гарантий того, что  воля народа будет направлена к добру, что воля народа пожелает свободы  и не пожелает истребить всякую свободу  без остатка". Действительно, если вспомнить французскую революцию, то революционная демократия, начавшая с провозглашения прав и свободы  человека, в 1793 году не оставила никаких  свобод, истребила свободу без  остатка. С точки зрения "свободы" Бердяев считает, что демократия - свободолюбива, но это свободолюбие возникает не из уважения к человеческому  духу и человеческой индивидуальности, это - свободолюбие равнодушных к  истине. По мнению Бердяева, демократия возникает, когда распадается органическое единство народной воли, когда гибнут народные верования, соединявшие народ в единое целое. Демократия есть идеология критической, а не органической эпохи в жизни человеческих обществ, считает он. Таким образом, мы в настоящее время на самом деле ощущаем кризис нашего общества. Вероятно, прав Бердяев, говоря, что "демократия и есть арена борьбы, столкновение интересов и направлений. В ней все непрочно, все нетвердо, нет единства и устойчивости. Это - вечное переходное состояние".

Бердяев болезненно переживает, что демократия забывает про свой народ: "…народа она не знает, в демократиях нет народа. То оторванное человеческое поколение очень краткого отрывка исторического времени, исключительно современное поколение, даже не все оно, а какая-то часть  его, возомнившая себя вершительницей исторических судеб, не может быть названа  народом". Бердяев не приемлет любое  демократическое руководство и  управление в государстве, которому наплевать на свой народ и на его  историю. "Народ есть великое историческое целое, в него входят все исторические поколения, не только живущие, но и умершие, и отцы, и деды наши,- пишет он. - Самомнение и самоутверждение современного поколения, превозношение его над  умершими отцами и есть коренная ложь демократии. Это есть разрыв прошлого, настоящего и будущего, отрицание  вечности, поклонение истребляющему  потоку времени". Бердяев переживает за судьбу России: "В определении  судьбы России -должен быть услышан голос всего русского народа, всех его поколений, а не только поколения живущего. И потому, в волю народа, в общую волю, органическую волю входят историческое предание и традиция, историческая память о поколениях, отошедших в вечность". Таким образом, видно, что Бердяев разочарован в демократии в связи с ее бессодержательно-формальным характером.

Интересно видение Бердяевым "социализма". Его он рассматривает, не только, как философ своего времени, но и с реальной жизненной позиции. Социализм у него, "в противоположность  демократии, носит характер материально-содержательный, он знает, чего хочет, имеет предмет  устремления. Он не безразличен к  тому, на что направлена народная воля, и не претендует на знание истины, и  потому он не отдает решение вопроса  об истине механическому большинству  голосов". Социализм для него есть вера, которая претендует быть новой  верой для человечества. Вероятно, Бердяев не различает утопический  социализм Сен-Симона и научный  социализм Карла Маркса, которые  одинаково выступают с религиозными притязаниями, хотят дать целостное  отношение к жизни, решить все  вопросы жизни. Не принимая демократию, в то же время Бердяев доверяет и уверен в пролетариате: "Пролетариат и есть истинный народ, справедливый народ, обладающий всеми качествами, гарантирующими направленность воли к высшему типу жизни. Только пролетариату в нашу эпоху присуща подлинная жизнь, максимум жизни. Это - побеждающий, а не только угнетенный класс, он развернет высшую мощь человечества, овладеет окончательно стихиями природы, максимально разовьет производительные силы. Переход власти к этому классу будет означать прыжок в царство необходимости, в царство свободы, мировую катастрофу, после которой и начнется истинная история или сверхистория". В свете этих высказываний Бердяев предстает неким идеалистом по отношению к пролетариату, хотя насчет мировой катастрофы он, в некотором смысле, прав. Но все же в своей книге "Демократия, социализм и теократия" Бердяев развенчивает идеи социализма, и рассматривает его в том виде, в котором он установился впоследствии в России. Вот что он пишет: "Социализм в принципе отрицает суверенитет народа, свободное изъявление воли народа и право каждого гражданина участвовать в этом волеизъявлении. В этом он существенно противоположен демократии. Но антидемократизм его идет дальше. Социализм не только признает лишь за избранным классом - пролетариатом, обладающим истинным направлением воли, право на свободное волеизъявление. Это право принадлежит лишь избранной части пролетариата, лишь рабочим, обладающим социалистической волей, и не только социалистической, но истинно социалистической, т.е., например, "большевистской"…". Бердяев был прав, когда говорил, что социализм живет за счет буржуазной культуры, умственно питается материализмом буржуазного просветительства. Можно увидеть, как у Бердяева угасает вера в политическое и социальное спасение человечества. Он ненавидит политику: "Политика обвила человеческую жизнь, как паразитарное образование, высасывающее у нее кровь. Большая часть политической и общественной жизни современного человечества не есть реальная онтологическая жизнь, это фиктивная, иллюзорная жизнь. Борьба партий, парламенты, митинги, газеты, программы и платформы, агитации и демонстрации, борьба за власть - все это не настоящая жизнь…".

Бердяев вошел в историю  русской политической мысли восприемником  традиций социально-критической философии, всегда отличавшейся в лучших своих  образцах повышенной чуткостью к  болезням века и своего общественного  окружения. В первой половине века Россию многие изучали по Бердяеву, а его  самого называли то апостолом, то пленником  свободы, то мятежным пророком, нетерпимым к раболепию и компромиссам. Он и сам признавался, что всю свою жизнь вел борьбу за свободу и что все столкновения с людьми и направлениями происходили у него из-за свободы.

Свое политическое кредо  Бердяев изложил в главе автобиографии, посвященной вопросам революции  и социализма. "Все политическое устройство этого мира, – писал  он, – рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором  нет ничего творческого. На этом основаны государство, объективная мораль, революции  и контрреволюции. Вместе с тем  есть божественный луч во всяком освобождении. Революции я считаю неизбежными. Они фатальны при отсутствии или  слабости творческих духовных сил, способных  радикально реформировать и преобразовать  общество. Но всякое государство и  всякая революция, всякая организация  власти подпадает господству князя  мира сего".

 

Политические  концепции И. А. Ильина

Иван Александрович Ильин (1883–1954), юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений  религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном духе. Среди работ этого направления  выделяются "Понятие права и  силы: опыт методологического анализа" (1910), "Учение о правосознании" (1919), "Основные задачи правоведения в России" (1921), "О сопротивлении  злу силою" (1925), "Пути духовного  обновления" (1937), "О монархии и  республике" (незавершен), "Наши задачи" (сборник в 2 т. 1956).

После высылки из России в 1922 г. Ильину довелось участвовать  в работе Религиозно-философской  академии и Русского научного института  в Берлине (1923–1934). При нацистском режиме его очередной раз отстранили от преподавания и запретили устные выступления. Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию.

Исторический опыт человечества, писал Ильин, показывает, что авторитет  положительного права и создающей  его власти покоится не только на общественном договоре ("на общественном сговоре"), не только на признанных полномочиях  законодателя, не только на "внушительном воздействии приказа и угрозы", но "прежде всего" на духовной правоте, или, что то же самое, на "содержательной верности издаваемых повелений и  норм". В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой своей внутренней природе генетический, и притом духовный. Физическая сила, понимаемая в данном случае как способность к вещественно телесному воздействию на человека, по сути дела, необходима государственной власти, однако она отнюдь не составляет основного способа действования, присущего государству.

Власть есть сила воли, которая  измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. "Назначение власти в том, чтобы  создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению..." Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле.

Создание такой атмосферы  есть дело особого искусства, требующего не только интенсивного волевого бытия, но также – и это следует  считать важным основополагающим элементом  всей конструкции Ильина – "душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и  умения ее воспитывать". Вот почему государственная власть только тогда  в состоянии "соблюдать свою истинную духовную природу... если только она  остается верна своей цели, своим  путям и средствам, она получает свое священное назначение только на этой последней, нравственной и религиозной  глубине".

Таково исходное толкование Ильиным природы и общего назначения власти в его социальном, психологическом  и духовно-религиозном аспектах. Далее эта общая мысль конкретизируется у него через посредство идеальных  требований к надлежащей организации  власти в государстве, которые Ильин  в привычной для него дидактической  манере именует аксиомами власти. Согласно этим аксиомам, государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза ("как один Дух и его правота"); она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; политические программы могут включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры должны быть внеклассовыми и даже сверхклассовыми, равным образом избегая включения частного, личного интереса; программа власти может включать в себя только осуществимые меры и формы (иначе это будет химерической и утопической затеей); государственная власть принципиально связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует "поддержание национально-духовного бытия народа".

Ильин поясняет, что сама справедливость в ее правовом воплощении не сводится лишь к равенству фактическому (с его "слепотой к человеческим различиям"); она состоит в "беспристрастном, предметном учете, признании и отражении  каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах  и основательных притязаниях". Однако для претворения подобной "распределяющей" справедливости необходимо, чтобы сам индивид (как, впрочем, и народ, нация) обладал чувством достоинства. "Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, – политически недееспособен; народ, не движимый им, – обречен на тяжкие исторические унижения. Эти же свойства необходимы и государству, и отдельным его формированиям, например армии".

Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет  частная собственность. "Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в  жизнь вещей – это неизбежно  от природы и драгоценно в духовном отношении". Поэтому частная собственность  есть естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной  властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы  в стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей. "Существенно не владение человека, а его сердце и воля. Только сильный и духовно воспитанный  сумеет верно разрешить проблему частной собственности и создаст на ее основании цветущее и социальное хозяйство".

Частная собственность дает чувство уверенности, доверия к  людям, к вещам и земле; она  научает творчески любить труд и  землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, она питает и направляет государственный инстинкт человека; "она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному принятию природы и мира...". Таким образом, "частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать "мое" и "твое", приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе...".

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от тоталитарного  – этого исторического и политического  факта XX в. – основывается всецело  на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и  в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит  не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской  или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Режим держится не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями. При этом государственные  органы, поскольку с виду они еще  действуют, слагают из себя только показную оболочку партийной диктатуры. "Граждане" в таком сообществе только субъекты обязанностей и объекты распоряжений. Правосознание здесь заменено психическими механизмами – голода, страха, мучений  и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть ни правовой, ни государственный  режим. Если все же говорить о форме  этой организации, хотя и не правовой и противоречивой, то это, по оценке Ильина, есть рабовладельческая диктатура  невиданного размера и всепроникающего  захвата.

Информация о работе Политические концепции И. А. Ильина, М. М. Сперанского, Н. А. Бердяева