5) По стилю управления
и характеру отношений с обществом:
а) демократическая - выражающая мнения
и интересы большинства, допускающая участие
широких масс в управлении; б) авторитарная
- навязывающая большинству свою волю
и не допускающая членов общества к осуществлению
управления; в) либеральная - учитывающая
мнения управляемых и допускающая их к
участию в обсуждении принимаемых решений;.
6) По роду деятельности:
а) политическая элита - т.е.
те, кто непосредственно принимает политические
решения (первые лица государства) и способен
эффективно воздействовать на политику
в своих интересах (участвующие в политике
ведущие бизнесмены, лоббисты и др.);
б) экономическая - крупные собственники,
владельцы монополий, директора и управляющие
крупнейшими частными компаниями;
в) бюрократическая - чиновники
высшего и среднего уровня аппарата государственной
власти;
г) идеологическая - ведущие
деятели науки и культуры, представители
духовенства и журналисты, оказывающие
значительное влияние на общественное
мнение.
В современной политологии
принято различать две основные системы
рекрутирования политических элит — антрепренерскую
(от франц. entrepreneur — «предприниматель»)
и гильдий (от нем. gilde — в Средние века
объединения, защищающие интересы и цеховые
привилегии своих членов).
Для системы гильдий характерны:
- закрытость, отбор претендентов
на высокие должности, главным
образом из низших слоев самой
элиты, их медленное, постепенное
продвижение по ступенькам служебной
иерархии;
- высокая степень институционализации
процесса отбора, наличие многочисленных
фильтров — формальных требований
для занятия должностей: партийность,
возраст, стаж работы, образование,
уровень занимаемой должности, положительная
характеристика, национальность, вероисповедание;
- узкий, относительно закрытый
круг селектората (от лат. Seletctor — «сортировщик»),
в который, как правило, входят только
члены вышестоящего руководящего органа
или даже один первый руководитель — глава
государства или фирмы. [1 с. 222]
Антрепренерская система – это, прежде всего, система выборов
органов самоуправления и представительной
власти, а также - первых лиц администраций
разного уровня, система выборов в общественных
организациях разного типа, иногда - выборы
на низшие и средние должности в частном
секторе.
Антрепренерскую систему отличают:
- открытость, широкие возможности
для представителей общественных
групп претендовать на занятие
лидирующих позиций;
- небольшое число институциональных
фильтров, т.е. формальных требований
для занятия должностей;
- широкий круг участвующих
в отборе, в который могут войти
все граждане страны;
- высокая конкурентоспособность
отбора, острота соперничества за
занятие руководящих позиций;
- первостепенная значимость
личных качеств, индивидуальной
активности, умения найти поддержку
среди широких социальных слоев.
Несомненный недостаток анрепренерской
системы – это необходимость сочетания
различных (а, нередко, противоречащих
друг другу и не совмещающихся в одном
человеке) качеств у претендента на должность:
-умение «продать себя» как
социально-политический «товар» , с
одной стороны, и качеств, необходимых
любому ответственному лицу:
-умение принять решение, работать
с конкретными людьми, а не
«электоратом», компетентность и
профессионализм, с другой.
Политические элиты современной
России
Процессы демократизации российского
общества, протекающие с конца ХХ в.,
повлекли в правящем слое России существенные
изменения, в частности — значительное
омоложение высшей политической элиты
страны в результате рекрутирования интеллектуалов и профессионалов,
преимущественно из числа выходцев из
крупнейших городов, в том числе Москвы
и Санкт-Петербурга. В 1983 году средний возраст
члена Политбюро составлял 71 год. Остановлена опасная тенденция
превращения закрытого советского политического
класса, вырождавшегося в геронтократию.
В результате данных изменений в политической
элите возрос удельный вес рыночно ориентированных
хозяйственников и прагматиков. Вместе
с тем следует заметить, что
российская политическая элита является
неоднородной и представлена
сторонниками различных идейно-политических
направлений.
В политической партии «Единая
Россия» в настоящее время имеют место
три различные идейно-политические группировки.
В постсоветской России определенная
часть политической элиты, как правило,
региональная, ранее разделявшая коммунистическую
идеологию, сохранив свои управленческие
должности в бюрократических структурах
власти, стала представителем демократических
преобразований российского общества
в целом. Развитие демократии и утверждение
политического плюрализма создали в России
благоприятные условия для формирования
демократического парламента и развития
российской многопартийной системы. Данные
процессы позволили некоторым гражданам
Российской Федерации войти в российскую
политическую элиту в результате общепризнанных
мировым сообществом демократических
процедур, в частности через систему выборов.
В последние годы современные
элитарные российские слои претерпели
значительные изменения. Во-первых, они
стали более образованными: подавляющее
большинство их членов закончили ведущие
вузы страны, многие имеют степени кандидатов
и докторов наук, в совершенстве владеют
несколькими иностранными языками. Во-вторых,
на всех уровнях политических элитарных
слоев стало больше состоятельных людей,
что сделало их более независимыми от
лоббистских группировок и влияния как
со стороны олигархов, так и со стороны
криминальных элементов. Вместе с тем
следует отметить, что слабость российской
политической элиты проявляется в отсутствии
у нее долговременной программы действий,
что создает предпосылки отрыва элиты
от народа.
Одной из особенностей современной
российской элиты является ее милитократический
(от лат. militaris — «военный»)
характер. Причем доля военных во власти
постоянно увеличивается.
Современная российская политическая
элита сохраняет господствующее положение
благодаря социальной апатии, инерции
народного послушания, боязни ухудшения
экономического благосостояния, особенно
в настоящее время, в условиях усугубления
и нарастания негативных последствий
мирового экономического кризиса. Становление
рыночной экономики и правового государства
реально только при создании новой эффективной
системы рекрутирования политической
элиты, которая, как показывает опыт, основывается
на конкурентных началах. В стране стали
формироваться списки резерва управленческих
кадров под патронатом Президента РФ,
в которые входят представители федеральных
органов власти, региональных органов
власти, бизнеса, а также науки, образования
и общественных организаций. Политические
реалии российской действительности свидетельствуют
о превращении политической элиты в закрытую.
3. Сравнительный
анализ советской и современной
российской политических элит
по характеристикам.
Характеристика |
Советская политическая элита |
Современная российская политическая
элита |
Социальный состав |
Политическая элита власти,
бюрократия. |
Партийно-комсомольская, номенклатура,
административная бюрократия, бизнес-элита,
научная и духовно-культурна элиты. |
Профессиональный и образовательный
уровень |
Высший социальный статус
в политической сфере и престижность социального
положения. |
Высокий социальный статус,
переориентация элиты с производственно-технологическую
на гуманитарную сферу. |
Требования, предъявляемые
к входящим в элиту |
Способность к управлению
другими людьми, организаторская способность. |
Умение человека устанавливать
и поддерживать «деловые отношения» с
нужными людьми. |
Механизм отбора |
Система гильдий. Отбор кандидатов
на более высокие посты осуществляется
из низших слоев самой элиты очень узким
кругом руководящих работников.
Антрепренерская ситема. Ограниченное
число формальных требований к претендентам,
широкий круг электората обеспечивают
высокий степень конкурентности отбора
в элиту. |
Вхождение в элиту есть наделение
индивида первичным политическим капиталом,
который он может развить или оставить
без изменения. Так же должен владеть основами
социальной психологии и менеджмента. |
Степень открытости |
Характеризуется открытостью. |
Скрытая от посторонних наблюдателей
и прозрачная для просвященных. |
Интенсивность циркуляции |
Очевидный факт циркуляции
за счет выдвижения наверх многочисленных
представителей (предноменклатурных групп)
из разных общественных секторов |
Усиление роли исполнительной
власти, повышение значимости неформальных
связей и процедур, ускорение циркуляции
элит, обострение внутриеэлитного соперничества
и повышение мобильности. |
Заключение
Таким образом, можно сделать
вывод, что явление элит характерно для
политического опыта всех стран и политических
систем. Определенным способом оно отражает
свойства всей политической практики
и ее связь с другими сферами общественной
жизни. Особенность политических элит
состоит в том, что, будучи выражением
политического отчуждения, они склонны
углублять и укреплять отчуждение.
Но одновременно нельзя не отметить
и позитивную роль потенциальных элит
в политической практике. Их существование
обеспечивает соответствующее влияние
различных общественных секторов на течение
политических процессов, равно как и возможность
формировать сравнительно прочные и ответственные
руководящие команды.
Иначе говоря, в состав элит
входят лишь избранные, но те, кто к ней
принадлежит, действительно влияют на
ход событий, на характер и результаты
общественных процессов. Политическая
элита – та часть общества, которая имеет
доступ к инструментам власти. Как бы то
ни было следует осознать, что политические
элиты – это реальный факт.
Список используемой литературы.
- Крыштановская О.В. Анатомия российской
элиты. – М.: Захаров, 2004.
- Грановский С.А. Прикладная
политология: Учебное пособие. М., 2004.
- Дроздов Ю.И. Политическая элита
России. – М.: РИЦ «Проф(
Эко», 2007.
- В.И. Буренко. Политология : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Буренко. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2013. — 392 с. — (Бакалавриат).
- Исаев Б.А., Баранов
Н.А. Политические отношения
и поли(
тический процесс в
современной России: учебное пособие.
– СПб.:
- Питер, 2007. – Лекция
6. Правящая элита современной России.
- Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.
- В.П. Огородников, Н.М. Сидоров.
Политология : учебное пособие – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.: ил. – (Серия
«Учебное пособие»).