Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
- Понятие «политическая элита».
Классические и современные концепции
политических элит…………………………………………………..4
- Типология элит и система их рекрутирования………………………….10
- Сравнительный анализ советской
и современной российской политических
элит………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………..16
Список используемой литературы…………………………………………...17
Введение
В регулировании политических
процессов, в определении стратегии, целей
и приоритетов политики важная роль принадлежит
специфическому субъекту политики — политической
элите. Она концентрирует в своих руках
власть путем монополизации права на принятие
политических решений.
В качестве объекта властвования
политической элиты выступают рядовые
граждане общества, политические группы
и партии, общественно-политические движения
и организации. Их готовность к подчинению
зависит от собственных качеств политической
элиты, ее легитимности, а также от тех
средств воздействия, которые она применяет
в конкретных политических ситуациях.
Превращение элиты в самостоятельную
политическую силу связано с существенными
трансформациями политической системы,
с формированием соответствующих объективных
факторов ее появления. Сущностный анализ
этих факторов впервые был дан в классических
теориях элиты.
- Понятие «политическая элита».
Классические и современные концепции политических элит.
В последние десятилетия термин
«элита» не только прочно вошел в научный
социологический и политологический язык,
но и вышел далеко за его пределы, став
общеупотребительным. Этот термин происходит
от латинского eligere и французского elite
— лучший, отборный, избранный. В политологии
элитой именуются группы лиц, имеющих
высокое положение в обществе, активных
в политической и иных сферах деятельности,
обладающих авторитетом, влиянием, богатством.
Политическая элита — это относительно небольшая
социалистическая группа, концентрирующая
в своих руках значительный объем политической
власти обеспечивающая интеграцию субординацию
и отражение в политических установках
интересов различных слоев общества и
создающая механизм воплощение политических
замыслов.
Элита — это, прежде всего статус
и интеллект, неординарность мышления
и поступков, культура и прочность нравственных
позиций. Это реальная, а не мнимая возможность
прямо или опосредованно распоряжаться
материально-техническими ресурсами и
людским потенциалом страны, это, наконец,
власть, обеспечивающая возможность участия
«в решениях, имеющих по меньшей мере общегосударственное
значение».
Теория элит стала активно разрабатываться
на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями
европейской политической мысли, как Г.
Моска, В. Парето, Р. Михельс Они исходили
из того, что при любой форме власти меньшинство,
которое В. Парето называл «элитой», а
Г. Моска «политическим классом», осуществляет
руководство «некомпетентными» массами.
Итальянский ученый В. Парето
исходя из представлений о социальной
гетерогенности, предопределенной изначальным
психологическим неравенством индивидов,
утверждал, что в каждой области человеческой
деятельности индивиду может быть присвоен
реальный либо предполагаемый индекс,
являющийся оценкой его способностей.
Совокупность людей, каждый
из которых получил в своей области самую
высокую оценку, В. Парето предложил называть
элитой.
По его мнению, элита — это избранная
часть общества. Принадлежность к элите
он определил выдающимися качествами
людей, обеспечивающими им власть. Он различал
элиту «менеджеров», приспособленную
к динамичным ситуациям, и элиту «рантье»,
функционирующую в обычных условиях. В
этой типологизации он исходил из идеи
Н. Макиавелли об элитах — «львах», жестких
правителях, использующих силовые методы,
и элитах — «лисах», сторонниках гибких
методов руководства, владеющих искусством
убеждения людей и проведения своей политической
линии.
В. Парето отмечал, что история
человечества — это история постоянной
смены элиты: одни возвышаются, другие
приходят в упадок, происходит классовая
циркуляция, или круговорот элит. Он считал,
что элиты имеют тенденцию к упадку. Их
замкнутость и закрытость препятствуют
пополнению их личностями с необходимыми
качествами. Происходят изменения и в
психологических чертах элиты: на смену
«новаторам» приходят «консолидаторы».
При этом параллельно с деградацией правящей
элиты вызревает контрэлита, которая в
результате революций и переворотов приходит
к власти.
Итальянский мыслитель Г. Моска
отмечал, что во всех обществах и во все
времена возникают два класса людей —
класс, который правит, и класс, которым
управляют. Правящий класс, всегда менее
многочисленный, выполняет ведущие политические
функции, монополизируя власть, наслаждаясь
преимуществами, которые она дает, в то
время как другой, более многочисленный,
управляется и контролируется правящим
классом. Важнейшими характеристиками
правящего политического класса он считал
монопольное владение властью и использование
ее преимуществ в результате сплоченности.
Согласно Моске, в развитии
политического класса действуют две тенденции
— аристократическая и демократическая.
Рассматривая аристократическую тенденцию,
мыслитель отмечал, что она проявляется
в его стремлении стать наследственным
если не юридически, то фактически. Возобладание
этой тенденции ведет к его вырождению,
а в конечном итоге к активизации борьбы
новых социальных слоев за господствующие
позиции в обществе. Демократическая тенденция
выражается в обновлении политического
класса за счет наиболее способных к управлению
и активных представителей низших слоев,
отмечал Г. Моска, такое обновление предотвращает
деградацию элиты, делает ее способной
к эффективному руководству обществом.
Для общества наиболее желательно равновесие
между аристократической и демократической
тенденциями, так как оно обеспечивает
не только преемственность и стабильность
руководства страной, но и процесс ее модернизации.
Западный теоретик Р. Михельс,
анализируя исторические судьбы политических
элит Европы первой трети ХХ в., сформулировал
тезис о неизбежности исторического краха
любой бюрократически организованной
партийно-государственной элиты. Согласно
Р. Михельсу, всякая демократическая структура
атрибутивно содержит в себе потенциалолигархии.
В своей работе «Социология
политической партии в условиях демократизации»
(1911) он исследовал проблему «партийная
элита — партийные массы» и на примере
социалдемократических партий и профсоюзных
организаций обосновал так называемый
«железный закон олигархических тенденций».
Согласно «железному закону олигархических
тенденций» происходит выделение руководящего
ядра и аппарата, которые постепенно и
неизбежно сосредоточивают власть в своих
руках, подчиняя политику собственным
интересам. Р. Михельс утверждает, что
в любой демократической организации
всегда правит олигархическая группа,
заинтересованная в привилегиях и безразличная
к нуждам рядовых членов.
Из действия “закона олигархических
тенденций” Михельс делал пессимистические
выводы относительно возможностей демократии
вообще и демократизма социал-демократических
партий в частности. Демократию же он фактически
отождествлял с непосредственным участием
масс в управлении.
Во второй половине ХХ в. сложилось
несколько подходов к исследованию проблемы
элитарности общества. Основные из них:
ценностные теории, теории демократического
элитизма, леволиберальные концепции,
концепции плюрализма элит.
Согласно представителям ценностного
подхода, политическая элита прежде всего
обладает интеллектуальным превосходством
над массами и нравственными качествами.
К представителям ценностного подхода
можно отнести испанского ученого Хосе
Ортега-и-Гассета (1883—1955), который противопоставлял
духовную элиту, творящую культурные ценности,
пассивной управляемой массе, которая
бессознательно следует стандартизованным
обычаям и привычкам. Сторонником данного
подхода также являлся русский религиозный
философ Николай Александрович Бердяев
(1874—1948), который пытался выявить качественные
показатели элиты, определяющие ее влияние
на социально-политическую и духовную
жизнь общества. На основе анализа развития
разных стран и народов Бердяев вывел
«коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной
части населения к общему числу грамотных.
Он отмечал, что коэффициент элит, составляющий
выше 5%, означает наличие в обществе высокого
потенциала развития, когда этот коэффициент
опускается примерно до 1%, в обществе наблюдается
застой и окостенение, а сама элита превращается
в касту.
Для ценностных теорий характерны
следующие положения:
- элита — наиболее
значимый элемент социальной
системы, ориентированный на удовлетворение
важнейших потребностей общества;
- элита представляет относительно
сплоченную организацию на основе
выполнения ею руководящих функций;
- политическая элита не
господствует над массами, а управляет
ими на основе добровольного
согласия и собственного авторитета;
- элитарность вытекает
из равенства возможностей и
не противоречит демократии, способствуя
ее укреплению.
В современной политической
науке широкое распространение получили
теории демократического элитизма. Они
исходят из предложенного Й. Шумпетером
понимания демократии как конкуренции
между потенциальными группами за доверие
избирателей. В своей работе «Капитализм,
социализм и демократия» он стал рассматривать
политику как рыночный процесс, а демократию
— как правление политиков. Шумпетер акцентировал
внимание на том факте, что в действительности
не народ ставит и решает вопросы, касающиеся
его бытия. Эти вопросы поднимаются и решаются
за него другими людьми.
Ученый предложил авторскую
концепцию элитарной демократии. Среди
представителей, разделяющих теорию демократического
элитизма, можно выделить американских
политологов Гарольда Лассуэла и Сеймура
Липсета, которые рассматривали элиту
как необходимого гаранта высокого качественного
состава руководителей, избираемых населением
в результате всеобщих выборов. Они полагали,
что элиты являются поборницами либерально-демократических
ценностей в отличие от масс, настроенных
на радикальную борьбу за социально-экономические
права: на труд, забастовку, создание профсоюзных
организаций. Элиты осуществляют наиболее
важные управленческие функции в обществе
и оказывают значительное влияние на выработку
и принятие таких политических решений,
которые имеют существенные последствия
для развития общества, они способны нейтрализовать
присущий массам иррационализм.
Проведенные прикладные исследования
в странах Запада во второй половине ХХ
в. показали некоторые недостатки данной
концепции. Согласно результатам исследования,
представители элит обычно превосходят
низшие слои общества в принятии либерально-демократических
ценностей, в частности прав человека,
свободы слова, конкуренции, более толерантны
политически и вместе с тем консервативны
в признании социально-экономических
прав граждан.
Следует также отметить, что
политическая элита является составной
частью правящей элиты, в которую входят
различные группы, непосредственно или
опосредованно участвующие во властных
процессах, в частности экономическая,
военная, научная, культурная и другие
элиты, которые оказывают значительное
влияние на принятие политических решений.
Решение вопроса – может ли
общество функционировать без политической
элиты возможно как на уровне политической
философии, так и политической социологии.
В рамках политической философии, являющейся
преимущественно нормативной теорией,
можно говорить об обществе без элиты
как идеале общества, в котором высокая
политическая культура населения позволяет
добиться максимальной вовлеченности
членов общества в управлении всеми общественными
делами (т.е. поднять уровень масс до уровня
элиты). В условиях информационного общества,
его компьютеризации возможна эффективная
система прямой и, главное, обратной связи
между органами управления и всеми членами
общества, позволяющая непосредственно
и немедленно выявлять и учитывать мнение
всех членов общества по всем вопросам
социального управления. Не случайно ряд
современных политологов и социологов
признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно
будущих поколений) может способствовать
децентрализации политических решений,
возрождению прямой демократии. Информационное
общество создает условия для реализации
тенденции расширения участия масс в управлении
политической жизнью общества, для формирования
компетентного информированного гражданина.
- Типологии элит и системы их рекрутирования.
В современной политологии
выделяются следующие классификации элит
по типам на основании тех или иных критериев:
1) В зависимости от
источников влияния и авторитета
элиты подразделяются на: а) наследственные,
т.е. получившие свой статус по
наследству (например, рыцарство или
дворянская аристократия); б) ценностные
- т.е. возвысившиеся за счет обладания
ценными для общества качествами
(образование, авторитет, высокая нравственность);
в) властные - за счет обладания
властью; г) функциональные - в зависимости
от профессии, выполняющей определенную
функцию в обществе;
2) По отношению к государственной
власти:
а) властная, в которую входят
все те, кто обладает властью, т.е. "партия
власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные
группы, отстраненные от власти и стремящиеся
к ней вернуться.
3) По характеру отношений
с обществом: а) открытая - т.е. допускающая
в свои ряды выходцев из самых разных слоев
своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая
новых членов из состава собственной группы
или слоя (например, дворянство);
4) По отношению к тому
или иному уровню управления:
а) высшая - государственные руководители,
непосредственно участвующие в
принятии важных политических
решений; б) средняя - члены общества,
обладающие высоким статусом, элитной
профессией или образованием (в
среднем около 5 % населения любой
страны); в) маргинальная - лица, обладающие
высокими показателями лишь по одному
или двум из вышеназванных признаков:
например, качественное образование без
высокого дохода, или высокий доход без
престижной должности или образования;