Политическая власть - центральная категория политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в ее развитии.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1.2.1. Понятие власти как структурного качества человеческих отношений……...4
1.2.2. Власть, господство, легитимность- базовые категории политологии……….6
1.2.3. Концепции власти в политической науке…………………………………….11
1.2.4. Ресурсы власти и их типология………………………………………………..13
1.2.5. Политическая элита как основной субъект власти…………………………...15
1.2.6. Укрепление вертикали власти в современной России……………………….16
Список литературы……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

В наше время многие государства  переживают кризис легитимности, что  проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Концепции  власти в политической науке

 

 

В современной литературе существуют различные концепции  власти. Так, системные концепции  рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией.

Длительное время в  истории политической мысли гостевали  правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Философское обоснование И. Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение  получили поведенческие концепции  власти. Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20–30-х г нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение  людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

Бихевиоралисты объясняют  политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к  власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Идея саморегулирующегося  механизма, также выдвинутая бихевиоралистами была заимствована из американской социально-экономической  мысли, где считалось, что регулятором  всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продаётся и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продаж и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность – в политическую власть. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира – человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции  власти характеризуют власть как  межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.4. Ресурсы  власти и их типология

 

 

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все те средства, которые индивид или группа людей могут использовать для влияния на других.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А.Этциони делит их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это  материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы могут использоваться как для поощрения, так и для наказания /например, уменьшение зарплаты/.

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры: административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовок, которые не побоялись экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Они делятся на экономические, социальные,  культурно-информационные, принудительные /силовые/. Экономические ресурсы - это материальные ценности, деньги, как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса человека, места в социальной  стратификации.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а  также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. В настоящее время знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти.

Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физического  принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества - высших для него ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.5. Политическая  элита как основной субъект  власти.

 

Властные отношения  предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения  между ними характеризуются асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни значительных по численности рядовых граждан. Это управляющее меньшинство именуется «элита». В широком контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.

В качестве субъекта властных отношений может выступать не только отдельно взятая личность, но определенная группа лиц - политическая элита, которая  включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: политическая элита - это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы. Ее основными характеристиками являются: организованное меньшинство общества; наиболее активные в политическом отношении лица, ориентированные на власть; имеют наибольшее влияние в обществе и, как следствие, осуществляют важнейшие функции, главным образом принимают в рамках политической системы главные решения и контролируют при помощи определенных структур их исполнение; являются наиболее квалифицированными сотрудниками в управленческой системе; обладают определенным превосходством над остальными членами общества; обладают определенными властными позициями.

В качестве авангарда  политического мира элита выполняет  определенные функции, направленные на формирование механизма осуществления  политических решений, воплощение интересов  различных слоев общества, выдвижение политических лидеров, выработку политических идеологий.

По своей сути политическая элита не только воплощает в себе интересы определенных социальных слоев, но является в максимальной степени  приближенной к властным полномочиям  и ресурсам.

1.2.6. Укрепление  вертикали власти в современной России.

 

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ — построение, воздвигаемое В. В. Путиным в ходе административной реформы. Возведение вертикали власти обосновывается необходимостью укрепления российской государственности, которая пошатнулась после парада суверенитетов, а также увеличением уровня ответственности чиновников перед обществом. Главный шаг в построении вертикали власти — создание семи федеральных округов, разделивших всю страну на примерно равные в экономическом отношении части, назначение главами федеральных округов ответственных людей и переподчинение глав субъектов федерации новым чиновникам.

Однако скрытые тенденции  в укреплении государственности  заключаются в том, что негласно проводятся процедуры по созданию в  Российской Федерации двухпартийной (или даже однопартийной) системы наподобие таковой в США, когда две ручные партии осуществляют видимость политической борьбы и демократии. Такими партиями в США являются партия республиканцев и партия демократов (но мало у кого возникает резонный вопрос: «А чем эти партии различаются, если в переводе названий первой с латыни, а второй с греческого языка получается одно и то же — «власть народа»»). В России одной из партий может стать т. н. партия власти «Единая Россия», которая при помощи выборных технологий захватила все ключевые посты в российской власти. Какая партия будет избрана на вторую роль — пока не ясно.

Таким образом, после  окончательного возведения вертикали  власти Россию ждёт политический театр  абсурда.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Гончаров Д.В., Гоптарёва И.Б. – Введение в политическую науку – М.: Юристъ, 1996.

2.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1996.

3.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2003.

4.Гаджиев К.С. Политология. Пособие для сдачи экзамена / К.С. Гаджиев. - М.: Высшее образование,- 2006. - 208 с.

5.Демидов А.И. Основы политологии: Учебное пособие / А.И. Демидов, А.А. Федосеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,- 2003. - 511 с.

6.Заболотная Г.М. Политология: учебник / Г.М. Заболотная, А.Я. Криницкий. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ,- 2006. - 214 с.

7.http://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_власть

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Политическая власть - центральная категория политологии