Политическая власть - центральная категория политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в ее развитии.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1.2.1. Понятие власти как структурного качества человеческих отношений……...4
1.2.2. Власть, господство, легитимность- базовые категории политологии……….6
1.2.3. Концепции власти в политической науке…………………………………….11
1.2.4. Ресурсы власти и их типология………………………………………………..13
1.2.5. Политическая элита как основной субъект власти…………………………...15
1.2.6. Укрепление вертикали власти в современной России……………………….16
Список литературы……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  ФГБОУ ВПО «Братский государственный  университет»

Кафедра истории и  политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема 1.2.

Политическая власть- центральная категория политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ФИК-10                                                   А.В. Сазыкина

Проверил:

кандидат исторических наук, доцент                                             Н.И. Пузевич

 

Братск 2012

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..3

1.2.1. Понятие власти как структурного качества человеческих отношений……...4

1.2.2. Власть, господство, легитимность- базовые категории политологии……….6

1.2.3. Концепции власти в политической науке…………………………………….11

1.2.4. Ресурсы власти  и их типология………………………………………………..13

1.2.5. Политическая элита  как основной субъект власти…………………………...15

1.2.6. Укрепление вертикали  власти в современной России……………………….16

Список литературы……………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в ее развитии.

Власть является одной  из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1. Понятие  власти как структурного качества  человеческих отношений.

 

 

В политологической литературе существуют многочисленные определения  власти. Например, Т. Гобс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время X. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Луке, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б.П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то.

Для Т. Парсонса власть –  это система ресурсов, с помощью  которых достижимы общие цели.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для неё посредником, промежуточным звеном.

Выделяются универсальные  свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Потому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоёв населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет также и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин.

Соотношение политики и власти

Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными  и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом  политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание – проблема политическая, независимо от того, решается она путём выборов, назначений, захвата. Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов – от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть – причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

 

1.2.2. Власть, господство, легитимность- базовые категории политологии.

 

 

Для характеристики властных отношений часто используется термин «господство». Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть закреплена в определённых институтах, учреждениях, формах. Тем самым производятся и закрепляются отношения властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанные с ними привилегии. Тем самым устанавливается определенная социальная иерархия, лестница, и занятие тех или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Формой общественной организации  власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления  власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых

Господство включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают экономическое  господство наиболее важным, ибо это  власть собственников средств производства, денег, других общественных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков, для влияния на средства массовой информации и т.д.

Политическое господство проявляется обычно как средство приобретения социального господства, то есть привилегированного положения в обществе. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации. Таким образом, происходит накопление власти, усиление господства. Альтернативой господству является самоуправление общества, однако оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках современных государств.

Термин «легитимность» возник в  начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие  от власти узурпатора.

Легитимность означает признание  населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также  термин «легальность» власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Очевидно, что легитимность может быть как завоёвана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает  к аргументации своих действий, обращаясь  к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идёт об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Традиционная легитимность

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются  как нерушимые. Обычаи выступают  основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так  было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений.

Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим.

Харизматическая легитимность

В модернизирующемся обществе, еще  не освоившем демократический тип  управления, распространен харизматический  тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.).

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет  свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания.

Легальная или рационально-правовая легитимность

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты  для изменений, для чего имеются  установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических  государств. Она предполагает строгое  соблюдение законов всеми структурами  общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

Среди трех выделенных М. Вебером «чистых» способов легитимности власти – традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать из двух последних.

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведёт  лишь рационально-правовой способ, при  котором доверие и уважение к  власти основывается на признании законными  ведущими к ней путей. В обществе формируется согласие относительно «правил игры» на политической арене.

Средства легитимации  власти

В литературе выделяются следующие средства легитимации  власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом  обеспечении политического курса, в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов; апелляция к истории, воле народа, национальным традициям; к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, её справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостоянии населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

Информация о работе Политическая власть - центральная категория политологии