Политическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:27, реферат

Краткое описание

Политическая социология - это отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о политике - политологией. Она считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, - она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям политики и к теории политологии.

Файлы: 1 файл

социалогия ульянченко.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

Наиболее заметный вклад  в проведение социологических исследований внесли Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов.

Развитию социологии семьи  много внимания уделили следующие  ученые: Харчев "Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст "Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи".

В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в этой сфере много сделали  Харчев, Левада, Ольшанский.

Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин "Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".

Резюме.

Зарождение социологии в  России было связано со многими трудностями, главной из которых, пожалуй, являлась реакционность российского правительства. В то же время русские социологи  находились в лучшем положении по сравнению с западными социологами. Они имели возможность ознакомиться с достижениями европейской мысли. Ведь все  основные работы известных  западных социологов, несмотря на цензуру, переводились на русский язык и издавались в России с серьёзными научными комментариями. Благодаря систематическому ознакомлению с мировым опытом и  развитием социологической науки в мире социологи в России достигли больших успехов. Но, несмотря на то, что, на развитие социологии в России повлияли различные течения западной социологии, она всё же выдвинула ряд оригинальных теорий, которые во многом были обусловлены своеобразием развития российского общества. В ряде случаев русские социологи шагнули дальше западных, часто они даже предугадывали то, что позднее повторили западные социологи. Они раньше всех начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращались в темы первых международных конгрессов.

Процессы, которые происходили  в первую очередь в экономической  сфере и потребовавшие в связи  с этим знаний об обществе как целостной  взаимосвязанной системе, стали  основной причиной возникновения социологии в России.(стр.3-4/задача№1).

Социология этого периода  выражала в различной форме требования буржуазного изменения, реформирования в России порядков. Поэтому её появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным, так как в это время начался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому, с его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, и устаревшие идеи и идеалы дореформенного общества.

Стимулирующим фактором для  развития социологии в России оказалось  усложнение социальной структуры российского  общества. Произошёл бурный рост городских  сословий, которые до реформы были совсем незаметны на фоне крестьянства и дворянства.(стр.5/задача№1).

Развитие социологии шло  в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление  представляли идеологи географического  детерминизма (Л.И. Мечников (1838—1888) и др.) и органицизма (А.И. Стронин (1826—1889), П.Ф. Лилиенфельд (1829—1903)). Представителями психологического направления были Е.В. Де Роберти (1843—1915), Н.И. Кареев (1850—1931), Н.М. Коркунов (1853—1904). Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников (М.А. Бакунин (1814—1876), П.И. Ткачев (1844—1886)), а в их рамках существующая субъективная школа социологии (П.Л. Лавров (1828—1900), Н.К. Михайловский (1842—1904)). Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М. Ковалевского (1851—1916) и ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов (1856—1918))

Кризис механического  естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое  выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления  неокантианства.

Начало XX века связано с  наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время  происходит четкое самоопределение  социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится неопозитивизм. На четвертом этапе развивались  такие течения как "социология эмпириомонизма", "физиологическая  социология",развивалась   марксистская социология.

Во время хрущевской "оттепели", в конце 50-х годов начинается новый  период в развитии социологии. В  конце 50-х — начале 60-х годов  происходит "второе рождение" социологии как науки в нашей стране    

 

  1. Методы политической социологии

 

Основой политической социологии, как и общей социологии, отличающей названные дисциплины от других общественных наук, являются эмпирические методы и  конкретно-социологические исследования, а именно – использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п. Особое значение в реализации этих методов политическая социология придает следующей совокупности форм и норм: диалог, учет интересов сторон и социальной психологии людей, аргументация, убеждение, изучение общественного мнения и опора на него, политическая и идеологическая терпимость, вера в людей, консенсус.

 Широко используются  политической социологией и общенаучные,  междисциплинарные методы: анализ  и синтез, абстрагирование и восхождение  от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа; моделирование, математические методы.

 

  1. Демократия и тоталитаризм

 

Демократический режим - характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как  правило, довольно узка, но она опирается  на широкую социальную базу.

  Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять  их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными”  понимается наличие различных групп  или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются  честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство  рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить  выборы, необходимо, чтобы она опиралась  на выборное правительство. В Латинской  Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную  власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена  правительства должна происходить  в результате выборов, а не по желанию  некоего генерала.

Демократия защищает права  отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим  путем на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления  большинства и защита прав меньшинства  составляют один из основных принципов  демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются  дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты  и честности выборов и смены  законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения  своей воли, свобода мнений, право  на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как  народ участвует в управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

 При прямой демократии  все граждане сами непосредственно  участвуют в подготовке, обсуждении  и принятии решений. Такая система  может иметь практический смысл  только при относительно небольшом  числе людей, например, в общинных  или племенных советах или  в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться  в одном помещении для обсуждения  вопросов и принятия решения  путем консенсуса или большинством  голосов. Первая демократия в  мире в Древних Афинах осуществляла  прямую демократию с помощью  собраний, в которых участвовало  5-6 тысяч человек. 

 Важным каналом участия  граждан в осуществлении власти  является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой  демократией состоит в том,  что прямая демократия предполагает  участие граждан на всех важнейших  стадиях процесса властвования  ( в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

        Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «TOTALITAS» - цельность, полнота и «TOTALIS» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

  Тоталитарными являются режимы, при которых :

есть массовая партия (с  жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

доминирует роль идеологии.

Тоталитарный режим - это  идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в  течение суток может изменить свое решение, как это случилось  летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась  лучшей, чем ложные демократии буржуазного  Запада. Эта неожиданная интерпретация  поддерживалась в течение двух лет  до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих ( совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.) называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

 В определении Фридриха  есть одно слабое место. Может  ли тоталитарная система изменяться  и эволюционировать? Фридрих и  Бжезинский утверждали, что тоталитарный  режим не меняется, его лишь  можно уничтожить извне. Они  уверяли, что все тоталитарные  государства погибают, как погиб  нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные  режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР  изменился. Правление Брежнева  Л.И. заслушивает критики. Однако  нельзя сказать, что они одинаковы.  Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это  система, когда тоталитаризм теряет  часть своих элементов и как  бы размывается и ослабляется  ( например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.

Информация о работе Политическая социология