Политическая система современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия. Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Понятие, функции и структура политической системы 4
1.1Понятие политической системы 4
1.2 Функции политической системы 8
1.3 Структура политической системы 10
Глава 2 Типология политических систем 14
2.1 Типы политических систем 14
2.2 Политическая система России 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     2.2 Политическая система России 

      

     Политическая  система России в значительной мере определяется, принятой в 1993 году Конституцией РФ. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Важно подчеркнуть, что политическая система РФ строится не по национальному принципу, а с учетом наличия в России многонационального населения. Федеральная российская политическая система выражает волю и интересы всех народов, проживающих на территории РФ.

     Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в России.

     Многонациональный российский народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Ведущим элементом политической системы  России является социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан.

     Государственные органы РФ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих трех систем органов власти и управления самостоятельны и руководствуются положениями Конституции, федеральными законами и другими правовыми актами.

     В России демократическим путем избираются законодательная власть – Государственная  Дума, глава государства и исполнительной власти – Президент, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и вместе с последним формирует состав правительства.

     Судебная  власть РФ независима и подчиняется  только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

     К судебной системе власти в определенной степени примыкают органы прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации и по представлению Президента РФ.

     Российская  Федерация – государство светское. Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства. Гражданам РФ гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать религию или не исповедовать никакой.

     Система федеральных органов государственной  власти России дополняется системой органов государственной власти субъектов РФ – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Их структуру субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных, исполнительных и судебных органов власти, установленных федеральным законом.

     Весьма  значимым элементом российской политической системы являются органы местного самоуправления. Их роль определена Конституцией России. Они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

     Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций.

     Существенным  элементом российской политической системы является наличие в ее составе различных политических партий, общественно-политических движений, избирательных политических блоков и союзов. Конституция России провозглашает  политическое многообразие и многопартийность. Но запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

     В политической системе России особое место занимают политические традиции. Их изучение нельзя начинать ни с Октябрьской революции, ни со времен Петра I, их корни и формирование надо искать еще в деятельности киевских князей и московских государей. Характерной политической традиционной установкой в российском обществе являлось единовластное, самодержавное управление. Россия заимствовала византийскую идею о сотрудничестве церкви и государства, что привело к подчинению церкви государством. Усилению самодержавия способствовала идея о Москве как третьем Риме (четвертого Рима не бывать), идея о божественном происхождении царской власти. Несмотря на многочисленные попытки – от царя Алексея до Александра II, в России так и не удалось ограничить самодержавную власть Конституцией, установить власть закона. Такие важнейшие принципы функционирования политической системы как разделение властей и независимость судебной власти, оказались несовместимы с самодержавием. Только судебная реформа 1864 года утвердила самостоятельное правосудие, отделила суд от администрации. Но октябрь 1917 года ликвидировал “буржуазную судебную систему”. Были введены местные суды, состоящие из судьи и двух заседателей, избираемых Советом. Кроме того, на разных уровнях действовали ревтрибуналы, которые вершили расправу без суда, в административном порядке.

     Весьма  устоявшейся политической традицией в России была и по сей день продолжает оставаться вера в революционное переустройство общества как самый действенный фактор социального прогресса. В то же время презрение к реформам, эволюционным методом совершенствования общественных и политических институтов. Уроки истории, казалось бы должны были научить народ России, что насильственные революции подобно войнам, представляют собой аномальные явления, ведут к разрушениям и хаосу в обществе, к гибели сотен тысяч и миллионов людей. Но, к сожалению, до сих пор радикально настроенные политические лидеры собирают на свои митинги тысячи легковерных людей и призывают их к революции и восстаниям. Пора бы понять, что только путь взвешенных, продуманных решений, согласия, диалога, компромисса – реальный, подлинно эффективный путь к рационально регулируемому обществу.

     Как и во всех современных политических системах в политической системе  России приобрели важное значение средства массовой информации. Их иногда называют “четвертой властью”. Конституция РФ гарантирует свободу средствам массовой информации, запрещает цензуру содержания их материалов и передач. Но не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

     Средства  массовой информации, в том числе и такие как телевидение, радио перестали быть выражением политических, идеологических взглядов и установок только государственных органов или ведущей политической партии. В содержании их деятельности все более проявляется реальный плюрализм. Хотя, конечно, правящая политическая и идеологическая элита все еще продолжает оказывать на их работу значительное влияние. Некоторые газеты, телевизионные, радиостудии ангажированы на поддержку политики и идеологических концепций “партии власти” без учета или даже вопреки их подлинной социальной ценности.

     В заключение хочется подчеркнуть, что  современная политическая система  России еще молода. Ее становление  и развитие продолжается. Вероятно в будущем будут осуществлены положительные перемены во взаимодействии трех ветвей власти, уточнены принципы федерализма, произойдет складывание подлинной многопартийности и вместо десятков карликовых партий будут сформированы три-четыре массовые политические партии. Можно ожидать прогрессивных изменений в политической культуре и менталитете граждан России.

Заключение

 

      Итак, в данной работе мы выяснили, что  политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

      Теория  политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества.

      Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью  политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить  основные функции политической системы  общества:

      1) определение целей и задач общества;

      2) выработка программ его жизнедеятельности  в соответствии с интересами правящих слоев общества;

      3) мобилизация ресурсов общества  в соответствии с данными интересами;

      4) контроль за распределением ценностей.  Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

      5) интеграция общества вокруг общих  социально-политических целей и  ценностей. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп. 
 

      Список используемой литературы 

  1. Конституция РФ. – СПб.: Издательский Дом А.Громова, 1999, – С.64
  2. Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.
  3. Мухаев Р.Т. Основы политологии. – М.: Новая школа, 1996. – 192 с.
  4. Радугин А.А.   Политология: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., - М.: Центр, 2001. – 336 с.
  5. Шаран П. Сравнительная политология. - М., 1992.– Ч. 1. С.47.
  6. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I.

Информация о работе Политическая система современного общества