Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:41, реферат
Понятие политической системы как инструмента исследования. Структура и функции политической системы. Типология современных политических систем, тенденции их развития. Особенности политической системы современной России
Введение………………………………………………………………………..2
1. Понятие политической системы как инструмента исследования…………..3
2. Структура и функции политической системы……………………………….6
3. Типология современных политических систем, тенденции их развития…11
4. Особенности политической системы современной России………………..15
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………20
Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система. Для нее характерно следующее:
1.
Адаптация. Она направлена на
установление отношений между
системой действия и ее
2.
Преследование целей,
3. Интеграция, которая состоит в координации элементов системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных изменений и разрушения.
4.
Латентность, призванная
Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение этих задач находит свое выражение в функциях политической системы.
Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы.
Функции
политической системы выступают
в виде форм и реакции на изменения
ее внутреннего состояния и
По
мнению И.А. Мальцева, сущность ПС заключается
в регламентации поведения
1)
политическая социализация (приобщение
членов общества к
2)
артикуляция интересов (
3)
обобщение интересов (
4)
функция применения норм и
правил (приведение законов, норм
и правил в действие
5) функция контроля за соблюдением норм и правил.
Однако, большинство политологических научных изданий дает несколько иную классификацию функций ПС:
1)
определение целей, задач,
2) законотворческая функция;
3)
организация деятельности
4)
согласование интересов
5)
утверждение данного
6)
формирование политического
Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.
В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.
3.
Типология современных
политических систем,
тенденции их развития
Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.
Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:
I - рабовладельческая;
- феодальная;
- буржуазная;
- социалистическая.
Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
В соответствии с социальной основой выделяются:
II - военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);
- гражданская;
- национально-демократическая
- буржуазно-демократическая
Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.
На основе характера политического режима выделяют политические системы:
III - демократические (характерные черты - власть разделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти, граждане обладают большим объемом прав и свобод, функционирует многопартийная система, средства массовой информации полностью свободны от цензуры);
- либеральные;
- тоталитарные (характерные черты - всеобщая политизация и идеологизация общества, политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют, легальная политическая оппозиция отсутствует, в стране признается право на существование только одной правящей партии и власть держится преимущественно на насилии);
- авторитарные (характерные черты - наиболее влиятельная политическая сила общества, политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены, в стране может быть несколько партий).
На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы :
IV - либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;
- коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации;
- развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.
Политические системы подразделяют также на:
V - открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;
- закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.
Менее
распространенными
VI - завершенные и незавершенные;
- централизованные и децентрализованные;
- микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;
- инструментальные и
- с высоким, средним, низким уровнем автономизации.
Из изложенного выше видно, что политические системы можно исследовать с разных позиций. Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.
Большинство западных политологов выделяют следующие типы политических систем.
-
Политические системы англо-
-
Политические системы
-
Континентально-европейские
Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры. Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны.
Существуют
и другие, менее распространенные классификации.
Многообразие всех этих типологий свидетельствует
о многомерности политического мира. Сложность
политических систем такова, ни один взятый
в отдельности подход или метод недостаточен,
чтобы дать нам более или менее полную
картину. Для анализа многомерных политических
систем требуется многомерный подход.
4.
Особенности политической
системы современной
России
С
1985 года в жизни нашего общества
произошли радикальные
Функционирующая в настоящее время в России политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля над властью. Политологи характеризуют данную политическую систему с помощью терминов "авторитарная демократия", "режимная система", связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В настоящее время в России принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом России и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы (избирающейся всенародным голосованием) и Совета Федерации (формируемый из представителей субъектов Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство, гарантом политической стабильности, реализации власти в рамках "правового поля" выступает Конституционный Суд.