Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 05:30, реферат
Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет
провёл в изгнании. Он не оставил после себя специальных политико –
юридических трудов, подобно тем, что создали до него, например, Г. Гроцкий,
Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.
–Ж. Руссо.
собственность, законность, гуманность.
5. О феноменах природы.
Сочинение члена лондонской, болонской, петербургской, берлинской и других
академий наук.
Глава XXXVIII.
Тупое невежество и пагубные ошибки.
Существуют пороки управления, более заразные, чем чума, и неизбежно несущие с
собой беды для Европы от одного её конца до другого. Какой–нибудь из
государей затевает войну, и, веруя в то, что Бог – всегда с большими
батальонами, он удваивает число своих войск; и вот его сначала разоряет надежда
стать победителем; это разорение, бывавшее до того следствием войны, начинается
у него раньше первого пушечного выстрела.
Сосед его принимает те же меры, дыбы оказать ему сопротивление; постепенно
все государи – каждый в свой черёд – удваивают, таким образом, свои армии;
сельские местности вдвойне разоряются; земледелец, выжатый дважды, неизбежно
остаётся при половине своего скота, помогающего ему утучнять его землю, и при
половине средств, предназначенных для её обработки. И так весь свет страдает от
этого почти равнозначно, даже если преимущества обеих сторон равны.
Законы, касающиеся справедливого распределения благ, часто бывают
подготовлены столь же скверно, как и ресурсы обременённого долгами
правительства. Поскольку все люди обладают одними и теми же страстями, одной и
той же приверженностью к свободе, поскольку почти каждый человек являет собой
сочетание гордости, алчности, корысти, великой склонности к сладкой жизни и
беспокойства, требующего активной деятельности, то не должны ли они все иметь
одни и те же законы, подобно тому как в госпитале потчуют одинаковой хиной всех
больных, страдающих перемежающейся лихорадкой?
На это обычно отвечают, что в достаточно цивилизованном госпитале каждая
болезнь имеет своё специфическое лечение; однако это не относится к нашим
правительствам: все народы больны нравственно, но нет даже двух режимов, кои
подходили бы друг на друга.
Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду
составлены шарлатанами, лечащими нас полумерами; некоторые же из этих
шарлатанов прописывают нам яды.
Если одна и та же болезнь охватила весь мир, если какой – нибудь баск
испытывает столь же великую алчность, как некий китаец, ясно, что требуется
один и тот же режим и для китайца, и для баска. Разница в климате не имеет в
этом случае никакого значения. То, что справедливо в Бильбао, должно быть
справедливым также в Пекине на том простом основании, что как на Атлантическом
побережье, так и на берегах реки Инд прямоугольный треугольник является
половиной квадрата, имеющего стороны, равновеликие его катетам. Истина всюду
одна, законы же между собой расходятся; поэтому – то большинство законов не
стоят ломаного гроша.
Какой – нибудь юрист, если он хоть немного философ, мне скажет: законы
подобны правилам игры, и каждая нация играет различными шахматами. У одних
король может сделать двухступенчатый ход, у других его передвигают лишь на одну
клетку; здесь принята рокировка, там – нет. Однако во всех странах игроки
подчиняются установленным там законом.
Я ему отвечаю: всё это хорошо, когда речь идёт лишь об игре. Я выручаю
прибыль, помещая своё состояние в Голландии под два с половиной процента, тогда
как во Франции я бы мог поместить те же деньги под пять. За одни и те же
продукты в Англии пошлина выше, чем в Испании. Действительно, правила таких игр
вполне произвольны. Однако существуют игры, в которых дело идёт о свободе,
чести и жизни.
Тот, кто пожелал бы подсчитать несчастья, связанные с порочным правлением,
вынужден был бы написать историю человечества. Из всего этого вытекает, что
если люди ошибаются в физике, то они ещё больше делают ошибок в морали, и мы
обречены на невежество и несчастье в жизни, которая – поскольку одно вытекает
из другого, - если очень правильно подвести итог, не содержит и трёх лет,
заполненных приятными ощущениями.
Как! – возразит нам какой – нибудь рутинёр. – Разве людям было лучше во
времена готов, гуннов, вандалов, франков и великого западного раскола?
Я отвечу, что тогда нам было гораздо хуже. Но я утверждаю: люди, стоящие ныне
во главе правительств, будучи гораздо более просвещёнными, нежели тогда, должны
понимать позорность того, что общество не усовершенствовалось в соответствии с
приобретёнными знаниями. Я утверждаю: все эти светочи до сих пор мерцают во
мраке. Мы выходим на свет из глубокой ночи и питаем надежду на яркий день. [.]
[1]
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я считаю, что историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что
он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных
методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии.
Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово – промышленной
верхушки французской буржуазии.
По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они
нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и
ниспровержение абсолютизма.
Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав сколько – нибудь
развитой политико – правовой теории, подготовили почву для последующего
развития политико – правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или
иной мере испытали все французские просветители.
Программа Вольтера – это программа окончательного уничтожения остатков
феодальной раздробленности, крепостнических отношений, которые ещё
сохранились во Франции, ликвидации режима бесправия и произвола, свойственных
феодальной монархии.
Вольтер своей энергичной борьбой против деспотизма и мракобесия, своей острой
критикой феодальных порядков сделал большой вклад в подготовку назревшего
крушения феодального строя и победы буржуазной революции.