Политическая программа Вольтера

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 05:30, реферат

Краткое описание

Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет
провёл в изгнании. Он не оставил после себя специальных политико –
юридических трудов, подобно тем, что создали до него, например, Г. Гроцкий,
Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.
–Ж. Руссо.

Файлы: 1 файл

Политическая программа Вольтера.docx

— 28.81 Кб (Скачать)

собственность, законность, гуманность.

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                      5. О феноменах природы.                     

Сочинение члена  лондонской, болонской, петербургской, берлинской и других

академий наук.

                              Глава XXXVIII.                             

                Тупое невежество и пагубные ошибки.               

     Существуют пороки управления, более заразные, чем чума, и неизбежно несущие с

собой беды для Европы от одного её конца до другого.           Какой–нибудь из

государей затевает войну, и, веруя  в то, что Бог  – всегда с большими

батальонами, он удваивает число  своих войск; и  вот его сначала  разоряет надежда

стать победителем; это  разорение, бывавшее до того следствием войны, начинается

у него раньше первого  пушечного выстрела.

     Сосед его принимает  те же меры, дыбы  оказать ему сопротивление;  постепенно

все государи – каждый в свой черёд –  удваивают, таким  образом, свои армии;

сельские  местности вдвойне  разоряются; земледелец, выжатый дважды, неизбежно

остаётся  при половине своего скота, помогающего  ему утучнять его  землю, и при

половине  средств, предназначенных  для её обработки. И так весь свет страдает от

этого почти равнозначно, даже если преимущества обеих сторон равны.

     Законы, касающиеся  справедливого распределения  благ, часто бывают

подготовлены  столь же скверно, как и ресурсы  обременённого долгами

правительства. Поскольку все  люди обладают одними и теми же страстями, одной и

той же приверженностью  к свободе, поскольку  почти каждый человек  являет собой

сочетание гордости, алчности, корысти, великой  склонности к сладкой  жизни и

беспокойства, требующего активной деятельности, то не должны ли они все  иметь

одни  и те же законы, подобно  тому как в госпитале  потчуют одинаковой хиной всех

больных, страдающих перемежающейся лихорадкой?

     На это обычно  отвечают, что в  достаточно цивилизованном  госпитале каждая

болезнь имеет своё специфическое  лечение; однако это  не относится к  нашим

правительствам: все народы больны нравственно, но нет  даже двух режимов, кои

подходили бы друг на друга.

     Законы любого  рода, предназначенные  быть лекарством  души, почти всюду

составлены  шарлатанами, лечащими нас полумерами; некоторые  же из этих

шарлатанов  прописывают нам  яды.

     Если одна и  та же болезнь  охватила весь  мир, если какой  – нибудь баск

испытывает  столь же великую  алчность, как некий  китаец, ясно, что  требуется

один  и тот же режим  и для китайца, и для баска. Разница  в климате не имеет  в

этом  случае никакого значения.  То, что справедливо  в Бильбао, должно быть

справедливым  также в Пекине на том простом  основании, что как  на Атлантическом

побережье, так и на берегах  реки Инд прямоугольный  треугольник является

половиной квадрата, имеющего стороны, равновеликие его катетам. Истина всюду

одна, законы же между собой  расходятся; поэтому  – то большинство  законов не

стоят ломаного гроша.

     Какой – нибудь  юрист, если он  хоть немного философ,  мне скажет: законы

подобны правилам игры, и  каждая нация играет различными шахматами. У одних

король  может сделать  двухступенчатый  ход, у других его  передвигают лишь на одну

клетку; здесь принята  рокировка, там –  нет. Однако во всех странах игроки

подчиняются установленным там  законом.

     Я ему отвечаю:  всё это хорошо, когда речь идёт  лишь об игре. Я  выручаю

прибыль, помещая своё состояние  в Голландии под  два с половиной  процента, тогда

как во Франции я бы мог поместить  те же деньги под  пять. За одни и те же

продукты  в Англии пошлина  выше, чем в Испании. Действительно, правила  таких игр

вполне  произвольны. Однако существуют игры, в  которых дело идёт о свободе,

чести и жизни.

     Тот, кто пожелал  бы подсчитать  несчастья, связанные  с порочным правлением,

вынужден  был бы написать историю  человечества. Из всего  этого вытекает, что

если  люди ошибаются в  физике, то они ещё  больше делают ошибок в морали, и мы

обречены  на невежество и несчастье  в жизни, которая  – поскольку одно вытекает

из  другого, - если очень  правильно подвести итог, не содержит и  трёх лет,

заполненных приятными ощущениями.

     Как! – возразит  нам какой –  нибудь рутинёр.  – Разве людям  было лучше во

времена готов, гуннов, вандалов, франков и великого западного раскола?

     Я отвечу, что тогда  нам было гораздо  хуже. Но я утверждаю:  люди, стоящие ныне

во  главе правительств, будучи гораздо более  просвещёнными, нежели тогда, должны

понимать  позорность того, что  общество не усовершенствовалось  в соответствии с

приобретёнными  знаниями. Я утверждаю: все эти светочи  до сих пор мерцают  во

мраке. Мы выходим на свет из глубокой ночи и  питаем надежду на яркий день.  [.]

[1]

                              6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                             

Я считаю, что историческое место Вольтера как мыслителя  определяется тем, что

он наметил программу  французского Просвещения, поставил ряд  фундаментальных

методологических  проблем и заложил основы просветительской критики религии.

Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам  торгово – промышленной

верхушки французской  буржуазии.

По своему объективному значению его идеи имели революционный  характер: они

нацеливали прогрессивные  силы общества на упразднение феодальных порядков и

ниспровержение  абсолютизма.

Вольтер принадлежал  к числу идеологов, которые, не создав сколько – нибудь

развитой политико – правовой теории, подготовили  почву для последующего

развития политико – правовых учений. Влияние вольтеровских  идей в той или

иной мере испытали все французские просветители.

Программа Вольтера – это программа окончательного уничтожения остатков

феодальной раздробленности, крепостнических отношений, которые  ещё

сохранились во Франции, ликвидации режима бесправия и произвола, свойственных

феодальной монархии.

Вольтер своей  энергичной борьбой против деспотизма и мракобесия, своей острой

критикой феодальных порядков сделал большой вклад в  подготовку назревшего

крушения феодального  строя и победы буржуазной революции.

Информация о работе Политическая программа Вольтера