Политическая мысль Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, доклад

Краткое описание

Киевская Русь на протяжении своей истории так и не смогла выработать четкой системы престолонаследия, ведя активный поиск способа индивидуальной санкции каждого очередного претендента на верховную власть. Однако единовластный принцип управления, наверное, никогда не ставился под сомнение — вопреки многочисленным попыткам как-то ограничить государственные прерогативы верховного правителя. Даже в Новгороде, где с 1136 г. утвердилась республиканская форма управления с выборностью всех магистратов (князя, посадника и т. д.). Реальная власть великого князя в тогдашних условиях была едва ли не единственным залогом политических потенций Руси; поэтому те факторы, которые активно способствовали ее утверждению и укреплению, можно рассматривать как прогрессивные, конструктивные по существу тенденции. Христианству принадлежало среди них одно из видных мест.

Оглавление

1. «Повесть временных лет» - критика византийской историко-политической концепци
2. Политические идеи «Слова о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона
3. Политические идеи «Слова о полку Игореве»
4. Политическая программа Владимира Мономаха
5. Политические идеи Даниила Заточника
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Семинар. Кудлайdoc.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

   При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах  отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он "чтил чернеческий и поповский чин", но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые "малым добрым делом" стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят "одиночество, чернечество и голод" в поисках личного спасения.

   С начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) процессом  феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях  древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого русского государства на отдельные государства-княжества.

 

5. Политические идеи Даниила Заточника

     Традиции  русской политической мысли до монгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику. Произведение Даниила выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей. Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ великого князя. Он явно идеализирован в традициях, разработанных в русской политической литературе. Князь привлекателен внешне, он милостив. 
Управление князя крепко и справедливо. Князь выступает как верховный глава всем своим людям, если его власть организована плохо и в державе отсутствуют порядок и управление, а, напротив, существует «безнарядие», - в этом случае и сильное государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление. 
Даниил последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться на их Совет (Думу). Советники должны быть умны и справедливы и всегда должны действовать по закону («правде»), а князю необходимо уметь их выбирать. 
Князь должен иметь хорошее войско, так как его «богатство во множестве храбрых и мудрых людей». Боярское самоуправство осуждается автором. Осуждал Даниил политику феодальной раздробленности и желании видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающемся на Совет «думцев» и представляющем своей властью опору и защиту всем подданным. Причем его интересует только охрана и защита своей земли, а не завоевательные походы, которые часто кончаются гибелью. 
Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задаче того времени — объединению всех русских земель под властью великого князя. Впоследствии к его труду обращались многие русские мыслители других эпох. 

Русская политическая мысль в XI-XVI вв. прошла большой путь развития. Характерными  ее чертами были практически-политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения. Характерным было и своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях. Теология была господствующим мировоззрением; но не играла ведущей роли.  
В развитии русской политической мысли этого времени можно выделить два основных этапа: XI-XIII и XIV-XVI вв. На первом этапе преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам – идея независимости Русского государства. Органически связанной с ней была внутриполитическая проблематика  - задачи преодоления феодальной раздробленности, идея единства земли Русской. 
На втором этапе, на первый план выдвигаются внутриполитические проблемы: с нарастающей силой развиваются идеи сильной самодержавной власти, ломающей все виды оппозиции (боярской, церковной, народной), идеи усиления самодержавной власти царя, насаждающей крепостничество, проводящей активную внешнюю политику для укрепления своей независимости и могущества. 
В господствовавших теориях был резко выражен полу мистический взгляд на царскую власть как нечто незыблемое, сверхестестественное. Модификацией этого  взгляда, выражавшего крайнюю ступень политического отчуждения, были и царистские иллюзии крестьянских движений XVII в.

 

Заключение 

     Рассмотренные идеи не исчерпывают всего богатства  политической и правовой мысли Киевской Руси. Тем не менее, составляя основу ее содержания, они дают вполне ясное представление о сущности русского политико-правового сознания в X—XII вв.

Факты показывают, что политико-правовая идеология Киевской Руси была не просто отражением практики политических отношений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно влиять на данную практику, определять характер политического поведения государственных деятелей.

     Политическая  и правовая мысль Киевской Руси была направлена на сплочение русского общества, сохранение единства его госу-дарственного организма. В рамках этой мысли формулировались цели и смысл государственной деятельности, политические идеалы, идеальные нормы политического поведения. Государственная деятельность представала при этом как служение Русской земле, а : также началам правды, справедливости и добра, воплощенным в православной христианской религии.

     Образованный  класс Киевской Руси воспитывался на классических произведениях христианской литературы, он хорошо знал произведения византийских идеологов, был знаком с сочинениями знаменитых древнегреческих и древнеримских философов. Русская политическая и правовая мысль впитывала в себя достижения мировой духовной культуры, сохраняя при этом свою самобытность, своеобразие идейного содержания и формы выражения.

     К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный организм прекратила свое существование. Однако политическая и правовая мысль, выработанная в рамках данного государства, не исчезла. Она продолжила свою жизнь в последующих эпохах русской истории. Политические и правовые идеи Киевской Руси влились в политико-правовую идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях даже их корневой основой. 

 

Список  литературы: 

1. Политология. Учебник. / Под ред. М.Н. Марченко, - М., Изд-во МУ, 2005.

2. Мальцев В.А. Основы политологии. Г., ИТРК РСПП, 2004.

3. Политология. / За ред. О.В. Бабкиной, В.П. Горбатенка. - К.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Мельник В.А. Политология. - Мин., Вышейшая школа, 2005.

 

Московский  государственный университет им. М.В.Ломоносова

Филиал  МГУ в г. Севастополе 
 
 
 

ДОКЛАД

     по  политологии

на  тему: «Политические  мысли Киевской Руси» 
 
 
 

                               

                Выполнила: Пономарева Юлия

               Студентка группы ж-303

                                 Преподаватель:  Кудлай А.А. 
         
         
         

г. Севастополь

2011 г

Информация о работе Политическая мысль Киевской Руси