Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, доклад
Киевская Русь на протяжении своей истории так и не смогла выработать четкой системы престолонаследия, ведя активный поиск способа индивидуальной санкции каждого очередного претендента на верховную власть. Однако единовластный принцип управления, наверное, никогда не ставился под сомнение — вопреки многочисленным попыткам как-то ограничить государственные прерогативы верховного правителя. Даже в Новгороде, где с 1136 г. утвердилась республиканская форма управления с выборностью всех магистратов (князя, посадника и т. д.). Реальная власть великого князя в тогдашних условиях была едва ли не единственным залогом политических потенций Руси; поэтому те факторы, которые активно способствовали ее утверждению и укреплению, можно рассматривать как прогрессивные, конструктивные по существу тенденции. Христианству принадлежало среди них одно из видных мест.
1. «Повесть временных лет» - критика византийской историко-политической концепци
2. Политические идеи «Слова о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона
3. Политические идеи «Слова о полку Игореве»
4. Политическая программа Владимира Мономаха
5. Политические идеи Даниила Заточника
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При
решении вопроса о
С начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) процессом феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого русского государства на отдельные государства-княжества.
5. Политические идеи Даниила Заточника
Традиции
русской политической мысли до монгольского
периода нашли свое выражение в произведении,
приписываемом Даниилу Заточнику. Произведение
Даниила выражало тенденции, направленные
на укрепление великокняжеской власти,
способной преодолеть внутренние раздоры
и подготовить страну к обороне от завоевателей.
Центральной политической идеей произведения,
его стержнем служит образ великого князя.
Он явно идеализирован в традициях, разработанных
в русской политической литературе. Князь
привлекателен внешне, он милостив.
Управление князя крепко и справедливо.
Князь выступает как верховный глава всем
своим людям, если его власть организована
плохо и в державе отсутствуют порядок
и управление, а, напротив, существует
«безнарядие», - в этом случае и сильное
государство может погибнуть, поэтому
важно не только верховенство князя, но
и хорошо организованное управление.
Даниил последовательно проводит мысль
о необходимости князю иметь при себе
«думцев» и опираться на их Совет (Думу).
Советники должны быть умны и справедливы
и всегда должны действовать по закону
(«правде»), а князю необходимо уметь их
выбирать.
Князь должен иметь хорошее войско, так
как его «богатство во множестве храбрых
и мудрых людей». Боярское самоуправство
осуждается автором. Осуждал Даниил политику
феодальной раздробленности и желании
видеть свою державу сильной, единой, управляемой
мудрым и смелым князем, опирающемся на
Совет «думцев» и представляющем своей
властью опору и защиту всем подданным.
Причем его интересует только охрана и
защита своей земли, а не завоевательные
походы, которые часто кончаются гибелью.
Поддержка Даниилом сильной великокняжеской
власти предполагала ограничение полномочий
местных феодалов, что соответствовало
главной задаче того времени — объединению
всех русских земель под властью великого
князя. Впоследствии к его труду обращались
многие русские мыслители других эпох.
Русская
политическая мысль в XI-XVI вв. прошла
большой путь развития. Характерными
ее чертами были практически-политическая
направленность, стремление ответить
на основные вопросы своего времени, показать
пути их решения. Характерным было и своеобразное
сочетание религиозных идей и светской
аргументации в политических сочинениях.
Теология была господствующим мировоззрением;
но не играла ведущей роли.
В развитии русской политической мысли
этого времени можно выделить два основных
этапа: XI-XIII и XIV-XVI вв. На первом этапе преобладало
внимание к внешнеполитическим проблемам
– идея независимости Русского государства.
Органически связанной с ней была внутриполитическая
проблематика - задачи преодоления феодальной
раздробленности, идея единства земли
Русской.
На втором этапе, на первый план выдвигаются
внутриполитические проблемы: с нарастающей
силой развиваются идеи сильной самодержавной
власти, ломающей все виды оппозиции (боярской,
церковной, народной), идеи усиления самодержавной
власти царя, насаждающей крепостничество,
проводящей активную внешнюю политику
для укрепления своей независимости и
могущества.
В господствовавших теориях был резко
выражен полу мистический взгляд на царскую
власть как нечто незыблемое, сверхестестественное.
Модификацией этого взгляда, выражавшего
крайнюю ступень политического отчуждения,
были и царистские иллюзии крестьянских
движений XVII в.
Заключение
Рассмотренные идеи не исчерпывают всего богатства политической и правовой мысли Киевской Руси. Тем не менее, составляя основу ее содержания, они дают вполне ясное представление о сущности русского политико-правового сознания в X—XII вв.
Факты показывают, что политико-правовая идеология Киевской Руси была не просто отражением практики политических отношений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно влиять на данную практику, определять характер политического поведения государственных деятелей.
Политическая и правовая мысль Киевской Руси была направлена на сплочение русского общества, сохранение единства его госу-дарственного организма. В рамках этой мысли формулировались цели и смысл государственной деятельности, политические идеалы, идеальные нормы политического поведения. Государственная деятельность представала при этом как служение Русской земле, а : также началам правды, справедливости и добра, воплощенным в православной христианской религии.
Образованный класс Киевской Руси воспитывался на классических произведениях христианской литературы, он хорошо знал произведения византийских идеологов, был знаком с сочинениями знаменитых древнегреческих и древнеримских философов. Русская политическая и правовая мысль впитывала в себя достижения мировой духовной культуры, сохраняя при этом свою самобытность, своеобразие идейного содержания и формы выражения.
К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный организм прекратила свое существование. Однако политическая и правовая мысль, выработанная в рамках данного государства, не исчезла. Она продолжила свою жизнь в последующих эпохах русской истории. Политические и правовые идеи Киевской Руси влились в политико-правовую идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях даже их корневой основой.
Список
литературы:
1. Политология. Учебник. / Под ред. М.Н. Марченко, - М., Изд-во МУ, 2005.
2. Мальцев В.А. Основы политологии. Г., ИТРК РСПП, 2004.
3. Политология. / За ред. О.В. Бабкиной, В.П. Горбатенка. - К.: Издательский центр «Академия», 1998.
4. Мельник В.А. Политология. - Мин., Вышейшая школа, 2005.
Московский
государственный университет
Филиал
МГУ в г. Севастополе
ДОКЛАД
по политологии
на
тему: «Политические
мысли Киевской Руси»
Выполнила: Пономарева Юлия
Студентка группы ж-303
г. Севастополь
2011 г