Политическая мысль Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, доклад

Краткое описание

Киевская Русь на протяжении своей истории так и не смогла выработать четкой системы престолонаследия, ведя активный поиск способа индивидуальной санкции каждого очередного претендента на верховную власть. Однако единовластный принцип управления, наверное, никогда не ставился под сомнение — вопреки многочисленным попыткам как-то ограничить государственные прерогативы верховного правителя. Даже в Новгороде, где с 1136 г. утвердилась республиканская форма управления с выборностью всех магистратов (князя, посадника и т. д.). Реальная власть великого князя в тогдашних условиях была едва ли не единственным залогом политических потенций Руси; поэтому те факторы, которые активно способствовали ее утверждению и укреплению, можно рассматривать как прогрессивные, конструктивные по существу тенденции. Христианству принадлежало среди них одно из видных мест.

Оглавление

1. «Повесть временных лет» - критика византийской историко-политической концепци
2. Политические идеи «Слова о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона
3. Политические идеи «Слова о полку Игореве»
4. Политическая программа Владимира Мономаха
5. Политические идеи Даниила Заточника
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Семинар. Кудлайdoc.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

3. Политические идеи «Слова о полку Игореве» 

                 „ С л о во о полку  И г о р е в е" — не политиче с кий  т р а к т ат с из ложением точной политиче с кой 

п р о г  р а м м ы. 

„ С л о  в о" —  п р о и з в  е д е н ие  п о э т  и ч е с к ое прежде  в с е г о:  в се  р а в но  п р е д н а з н а ч а л о сь ли оно  д ля чт ения или  д ля произне с ения  в с лух — в виде песни или в  виде  р е ч и.  О но  н а с ыще но чув с т в ами не в меньшей  м е р е, чем мыс л ями.  О но поэтически  н е п о с л ед о в а т е л ь н о.  О но полно поэ тиче с кими недомол в к ами.  О но не  с т о л ь ко о б с у ж д а ет  с о б ы т ия Иг о р е ва похода,  с к о л ь ко  п о э т и ч е с ки на них о т к л и к а е т с я.  О но до  п р е д е ла  и с к р е н н о; з а х в а т ы в а ет  чит а т е ля непо­средс т в еннос т ью своих чув с т в. И, вместе с  т е м, не смотря на свои ма лые  р а з м е р ы, оно  с о в е рше н но  т о ч н о  в ы р а ж а ет  ц е л ую  сис т ему политических  в з г л я д о в. По л и т и ч е с к ие  в о з з р е н ия  а в т о ра  я сны д ля нас не в меньшей  с т е п е н и, чем  е с ли бы они были  в ы с к а з а ны в поли­

тиче с ком  т р а к т а те  т о  го же  р а з м е р а.  

              С е к р ет  э той  и с к люч и т е л ь н ой  п о л и т и ч е с к ой  с о д е р ж а т е л ь н о с ти  „ С л о в а"

состоит не  т  о л ь ко в  том, что  а в  т ор был  ч е л о в е  к о м, жившим  н а п р  я ж е н­ ной политической  м ы с л ь ю,  д ля  к о т о р о го  е го  п о л и т и ч е с к ое  м и р о в о ззрение  п о д ч и н я ло  с е бе все  с т о р о ны  е го душе вной  ж и з н и, но и в том еще, что он  о к а з а л ся  в ы р а з и т е л ем  д у м, ча яний,  н а с т р о е н и й, политического  м и р о в о з з р е н ия  г р о м а д н о й,  п о д а в л яющей ча с ти  н а с е л е н ия Р у с и.  О т к л и к,  к о т о р ый  в с т р е ч а л а,  д о л ж н а  б ы ла  в с т р е т и ть  е го  р е чь в широких  с л о ях  н а р о д а,  у д е с я т е р ял ее  с и л у.  Г о л ос  а в т о ра  „ С л о в а"

обрел  к р  е п о с т ь,  у в е р е н н о с т ь,  п р о с т о ту и я с н о с ть в о бще с т в е н н о - с о ч у вс т вующей ему с р е д е.  Он  г о в о р ил  т о, что н а з р е л о,  ч т о,  к а з а л о сь  б ы, готово  б ы ло  с о р в а т ь ся с уст у многих и многих  людей в  р а з н ых  к о нцах его необъя тной родины. В  с воих  в з г л я д ах он не был одиноким.

Вот почему  а  в т ор  „ С л о в  а" мог  г о в о р и  ть поэтическими наме к ами, мог прибе г а ть к  н е д о м о л в к ам и  в м е с те с  т ем  о с т а в а т ь ся  с о в е рше н но понятным  д ля  ч и т а т е л е й - с о в р е м е н н и к о в.  Он  и з л а г ал не  т о л ь ко  с в о и, л и ч н ы е, политиче с кие  в з г л я д ы, а  т а к и е,  к о т о р ые  ч а с т и ч но уже  в с т р ечали  п р и з н а н и е.

Ч то же  э  то  б ы ла  за  с р е  да и  в ы р а з и т  е л ем чьих идей  я вил ся  а в т ор „ С л о ва о пол ку  И г о р е в е "?  П о п ы т ка от в е тить на  э т от  в о п р ос  сос т ав л я ет  о с н о в н ую  з а д а чу  м о е го  д о к л а д а.  

              Д ля  э т о го  о б р а т и м с я, прежде  в с е г о, к общему  р а с к л а ду  с о ц и а л ьных сил  во второй- Половине XII  в.

Р а с п  ад  К и е в с к о го  г о с у д а р с т  ва на множе с т во  с а  м о с т о я т е л  ь н ых ф е о д а л ь н ых  „ п о л у г о с у д а р с т в" —  к н я ж е с тв был  з а к о н о м е р но  с в я з ан с  р а з в и т и ем  и з о л и р о в а н н ых и  з а м к н у т ых  х о з я й с т в—- к н я ж е с к и х,  б о я рских или ц е р к о в н ы х.  К а ж д ое  из  э тих х о з я й с тв  б ы ло  вполне  с амос тоя т е л ьным  компл е к сом у г о д и й,  г р у п п и р о в а вши х ся  в о к р уг  д в о ра  ф е о д а л а.  

Э к о н  о м и ч е с к ие  с  в я зи между  о т д е  л ь н ы ми  х о з я  й с т в а ми были слишком  с л а б ы.  К а ж д ый мирок  с т р е м и л ся  о б о с о б и т ь с я,  о т г о р о д и т ь ся  от ос т а л ьных.  Э к о н о м и ч е с к ая и  п о л и т и ч е с к ая не з а висимос ть  с т а н о в я т ся иде а лом, к  к о т о р о му  с т р е м я т ся  о т д е л ь н ые  з е м л е в л а д е л ь ц ы,  к н я з ь я,  г о р о д с к ие

о бщи н ы.  В се име ть у  с е б я; поменьше  п о к у п а т ь,  в  о з м о ж но  р е же о б р а щ а т ь ся к  „ ч у ж и м ",  в о з м о ж но  р е же  р а з в я з ы в а ть  коше л ек -—к  э тому с т р е м я т ся  к н я з ь я,  б о я р е - з е м л е в л а д е л ь цы в  ц е л о м. Именно они — з е м л е в л а д е л ь цы —  в ы с т у п ают главными проводник ами идей экономиической и политической  з а м к н у т о с ти  о т д е л ь н ых  к н я ж е с т в.  

Вме с те с  т ем,  о б о с о б  л я я сь  от  ц е л  о г о,  к а ж д ая  ч а с ть  э т о го це лого с т р е м и т ся  з а м е н и ть  е г о.  В сюд у,  г де происходит  п р о ц е сс  выде л ения ма лых обще с т в енных  м и р к о в, —  в сюду же эти  о т д е л ь н ые мирки  с т р е­

м я т ся  п р и о б р е с ти  г л а в е н с т в  ующее положение  среди  д р  у г и х. Каждый из к н я з е й,  з а м ы к а я сь в своем к н я ж е с т в е,  с тремит ся к з а х в а ту  К и е в а, к ак  ц е н т ра Рус с кой  з е м л и, или  с тремит ся  собс т в енное  к н я ж е с т во с д е л а ть  ц е н т р ом  Р у с и.  С т р е м л е н ие к  з а м к н у т о с ти  с о ч е т а е т ся  со с тремл ением  выт е снить  с о с е д а,  п о д ч и н и ть его  с е б е,  з а н я ть  г л а в енс т в ующее  п о л о ж е н и е. И  э та  ф е о д а л ь н ая  б о р ь ба идет с  ч р е з в ы ч а й н ым напряжением  сил.

Единс т во  Р у с с к ой  з емли  п р и з н а е т ся всеми  к н я з ь я ми и, вместе с  т е м,  в се  к н я з ья  т о л ь  ко и  д е л а ю т,  ч  то  в с т у п ают в  м е ж д о у с о б  н ые войны с  с о с е д я м и,  з а к р ы в ая себе  д о р о гу к  в о з м о ж н ым  с о г л аше н и я м,

„не ся  р  б з н о"  Р у с с  к ую  з е м л ю.  П  р а в д а,  н е к о  т о р ым  к н я з ь  ям  у д а е т ся п о д н я т ь ся  до  о с о з н а н ия общерус с ких  и н т е р е с о в. К  т а к о го  р о да  к н я з ь ям п р и н а д л е ж а л,  н а п р и м е р, Вл адимир Мономах, и  х а р а к т е р н о, что  е го о б щ е р у с с к ая политика  о т нюдь не  случайно  с о ч е т а е т ся  со  с тремл ением

н е с к  о л ь ко  смя гчить  ж  е с т о к ие  ф о р  мы  э к сплоа т ации  т р у д я щ е г о ся  б о л ь шинс т в а.  З а то никогда не  с т а н о в я т ся на  з ащи ту  единс т ва  Р у си  м е с т н ые  б о я ре —  н а и б о л ее типичные представители господст в ующе го

к л а с  са —  ф е о д а л о  в - з е м л е в л а  д е л ь ц е в. В б о р ь бе  б о я р с т ва с к н я з ь я ми н а р од  б р ал  с т о р о ну пос л едних,  к ак бы ни было  враждебно  н а р о ду их с тремл ение  у т в е р д и ть  ф е о д а л ь н ую  э к с п л о а т а ц ию.

Ф е о д  а л а м - з е м л е  в л а д е л ь ц ам с их  ф е о д а л ь н ой  и д е о л о г и е й, с их  с тремлением  о т г о р о д и т ь ся от  с о с е д ей и  вме с те с тем  выт е снить их, противос тоят в  д р е в н ей  Р у си —  з е м л е д е л ь ц ы,  т р у д я щ и е ся  м а с сы с их

прямо противоположными  с тремл ениями к  единс т  ву  Р у с и.  К р е  с т ь я н е, а в  г о р о де  с в я з а н н ые с  к р е с т ь я н а ми  р е м е с л е н н и к и,  с о с т а в л я ют  г л а вный противов ес  с т р е м л е н ию к  д р о б л е н и ю.  И м е н но в  з е м л е д е л ь ц а х, в  к р е с т ь я н а х —в основном  к л а с се эпохи  ф е о д а л и з м а,  п р о т и в о с т о ящем классу  ф е о д а л о в - з е м л е в л а д е л ь ц е в,  я р ко  с к а з ы в а ю т ся  с т р е м л е н ия к  единству  Р у с и, к  единс т ву  н а р о д н о м у,  г о с у д а р с т в е н н о м у,  к у л ь т у р н о м у, к  е д и н с т ву  в о е н н о м у, к  к р е п к ой  о б о р о не  Р у с с к ой  з е м л и,  к ак  еди­

ного  ц е  л о г о.  Ф е о д а  л ь н ая  р а з д р о б л е н н о с ть  б ы ла  о с н о в н ым  н а р о д ­

н ы м бедс т вием, бедс т вием  д ля  т р у д я щ и х с  я ма сс в  п е р в ую, о ч е р е д ь.  З а м к н у т о с ть  х о з я й с тв  в е ла к  у с и л е н ию  э к с п л о а т а ц и и. Межд о у с о б н ые  войны р а з о р я ли  п р е ж де  в с е го  к р е с т ь я н.  Н ет  н у ж ды  о с о бо д о к а з ы в а ть  то  о б с т о я т е л ь с т в о, что  ф е о д а л ь н ые  войны  р а з о р я ли  п р е ж де в с е го  к р е с т ь я н с т в о,  т р у д о в ой  н а р од в ц е л о м.  П р и в е д ем  т о л ь ко два прим е р а. В 1150  г.  к н я зь  В л а д и м и р ко Га лицкий,  в о з в р а щ а я сь в Га лич из  н еу д а ч н о го  п о х о д а,  о г р а б ил  в се  г о р о д а,  н а ч и н ая с Миче с к а.  Т р е б о в а н ия

Вл адимирки к жит е л ям  г о р  о д ов были  н а с т  о л ь ко  в е лики, что  мичяне, не имея чем  з апл а тить  В л а д и м и р к е, бра ли  „ с е р е б ро  из  ушью и с шии, с лив аюче же  с р е б ро  д а я х у ть  В о л о д и м е р у"  (Ип а т ь е в с к ая  л е т о п . ).  

В 1169 г.  д р  у ж и н а,  о т п р  а в л е н н ая нов городс кими  б о я р а ми  за  В о л о к, пос ле  п о р а ж е н и я, нане с енного ей войсками  А н д р ея  Б о г о л ю б с к о г о, все же  в о з в р а т и л а сь и в з я ла  д а нь  со своих к р е с т ь я н, „а на  с у ж д а л ь с к ых смьрдех  д р у г у ю"  ( Н о в г о р о д с к ая  п е р в ая  л е т о п и с ь ).

О т р и  ц а т е л ь н ое  о  т н оше н ие  н а р  о да к  ф е о д а л  ь н ым  р а з д о р  ам  к н я з ей точно опреде лил  Н. Г.  Ч е р н ы ш е в с к и й:  „ . . .  с о з н а н ие  н а ц и о н а л ь н о го единства  в с е г да имело решит е л ьный  п е р е в ес  н ад  п р о в и н ц и а л ь н ы ми  с т р е мл ениями,  е с ли  т о л ь ко были  со  в р е м е ни  Я р о с л а ва  к а к и е - н и б у дь провинциа л ьные  с т р е м л е н ия  р а с п а д е н ие  Р у си на  у д е лы  б ы ло чисто  с л едс т вием дележа  м е ж ду  к н я з ь я м и .. .  но не  с л едс т вием  с тремл ений  с а м о го  р у сского  н а р о д а.  У д е л ь н ая  р а з р о з н е н н о с ть не  о с т а в и ла никаких с л е д ов в понятиях  н а р о д а, потому что  н и к о г да не имела  к о р н ей в  е го сердцем н а р од  тол ь ко  п о д ч и н я л ся семейным  р а с п о р я ж е н и ям  к н я з е й.  К ак  т о л ь ко п р и с о е д и н я е т ся  тот или  д р у г ой  у д ел к Мо с к в е,  д е ло  к о н ч е н о:  т в ери я н и н,  р я з а н е ц — т а к ой же истый  п о д д а н н ый  м о с к о в с к о го  ц а р с т в а, как

и  с амый  коренной  м о с к в и ч . . . " . 

А в т ор  „ С л о в а" с  г е  н и а л ь н ой  п р  о н и к н о в е н  н о с т ью  в ы р а  з ил  „ те  э л ементы живого  р а з в и т и я,  к а к ие мог он найти в  с в о ем  н а р о д е ". В  э т ом одна  из основ  е го  н а р о д н о с т и. „ С л о в о"  — г о р я ч ий  п р и з ыв к  единс т ву  Р у си  п е р ед  лицом внешней опа снос ти,  п р и з ыв к  з ащи те мирного  с о з и д а т е л ь н о го  т р у да  р у с с к о го н а с е л е н ия —  к р е с т ь я н, з е м л е д е л ь ц ев и тех с л о ев  г о р о д а,  к о т о р ые были с в я з а ны с  к р е с т ь я н с т в о м.  А в т ор  „ С л о в а ",  с л е д о в а т е л ь н о,  в ы р а з и т е ль чаяний и на с троений  т р у д о в о го  н а р о да  Р у с и.  Он  н е р а з р ы в но соединил свои думы и  н а д е ж ды с думами и надеждами  р у с с к о го  н а р о д а. В от почему 

„ С л ово о пол ку  И г о р е в е"  т ак  б л и з ко к  т ворче с т ву т р у д о в о го  н а р о да — к ус тной  н а р о д н ой  п о э з ии — не  т о л ь ко по  ф о р м е, но и по  с о д е р ж а н и ю.  В от почему  а в т ор  „ С л о в а"  с у м ел прос тыми и  н а р о д н ы м и . с р е д с т в а ми  в ы р а з и ть свои  п р о с т ы е,  н а р о д н ые и  в е ликие идеи.

 

4. Политическая программа Владимира Мономаха 

   Дальнейшее  развитие русская политическая мысль  получает в трудах Владимира Мономаха (1053–1125).

   В 1113 г. во время большого Киевского  восстания на киевский стол был приглашен  сын великого князя Всеволода  и внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах, который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и прославился также военными походами и победами над половцами.

   Политическая  программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: "Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому" и "Отрывок", в которых затронут большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.

   Политическое  содержание его взглядов наиболее отчетливо  представлено в "Поучении", где  ведущее место занимает проблема организации и осуществления  верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все  дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране "беззакония" и "неправды", правосудие вершить "по правде". Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.). Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: "Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его". Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти ("аще будет повинен смерти"), все равно "не погубляйте никоторая же хрестьяны". Призыв не "мстить" рассматривается в "Поучении" не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

   Мономах разрабатывает поставленную еще  Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать "добром" в том случае, если недовольные князья напишут "грамоту" со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны ("мужами крови"), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.

Информация о работе Политическая мысль Киевской Руси