Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, доклад
Киевская Русь на протяжении своей истории так и не смогла выработать четкой системы престолонаследия, ведя активный поиск способа индивидуальной санкции каждого очередного претендента на верховную власть. Однако единовластный принцип управления, наверное, никогда не ставился под сомнение — вопреки многочисленным попыткам как-то ограничить государственные прерогативы верховного правителя. Даже в Новгороде, где с 1136 г. утвердилась республиканская форма управления с выборностью всех магистратов (князя, посадника и т. д.). Реальная власть великого князя в тогдашних условиях была едва ли не единственным залогом политических потенций Руси; поэтому те факторы, которые активно способствовали ее утверждению и укреплению, можно рассматривать как прогрессивные, конструктивные по существу тенденции. Христианству принадлежало среди них одно из видных мест.
1. «Повесть временных лет» - критика византийской историко-политической концепци
2. Политические идеи «Слова о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона
3. Политические идеи «Слова о полку Игореве»
4. Политическая программа Владимира Мономаха
5. Политические идеи Даниила Заточника
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.
Политические идеи «Слова
о полку Игореве»
„ С л о во о полку И г о р е в е" — не политиче с кий т р а к т ат с из ложением точной политиче с кой
п р о г р а м м ы.
„ С л о в о" — п р о и з в е д е н ие п о э т и ч е с к ое прежде в с е г о: в се р а в но п р е д н а з н а ч а л о сь ли оно д ля чт ения или д ля произне с ения в с лух — в виде песни или в виде р е ч и. О но н а с ыще но чув с т в ами не в меньшей м е р е, чем мыс л ями. О но поэтически н е п о с л ед о в а т е л ь н о. О но полно поэ тиче с кими недомол в к ами. О но не с т о л ь ко о б с у ж д а ет с о б ы т ия Иг о р е ва похода, с к о л ь ко п о э т и ч е с ки на них о т к л и к а е т с я. О но до п р е д е ла и с к р е н н о; з а х в а т ы в а ет чит а т е ля непосредс т в еннос т ью своих чув с т в. И, вместе с т е м, не смотря на свои ма лые р а з м е р ы, оно с о в е рше н но т о ч н о в ы р а ж а ет ц е л ую сис т ему политических в з г л я д о в. По л и т и ч е с к ие в о з з р е н ия а в т о ра я сны д ля нас не в меньшей с т е п е н и, чем е с ли бы они были в ы с к а з а ны в поли
тиче с ком
т р а к т а те т о
го же р а з м е р а.
С е к р ет э той и с к люч и т е л ь н ой п о л и т и ч е с к ой с о д е р ж а т е л ь н о с ти „ С л о в а"
состоит не т о л ь ко в том, что а в т ор был ч е л о в е к о м, жившим н а п р я ж е н ной политической м ы с л ь ю, д ля к о т о р о го е го п о л и т и ч е с к ое м и р о в о ззрение п о д ч и н я ло с е бе все с т о р о ны е го душе вной ж и з н и, но и в том еще, что он о к а з а л ся в ы р а з и т е л ем д у м, ча яний, н а с т р о е н и й, политического м и р о в о з з р е н ия г р о м а д н о й, п о д а в л яющей ча с ти н а с е л е н ия Р у с и. О т к л и к, к о т о р ый в с т р е ч а л а, д о л ж н а б ы ла в с т р е т и ть е го р е чь в широких с л о ях н а р о д а, у д е с я т е р ял ее с и л у. Г о л ос а в т о ра „ С л о в а"
обрел к р е п о с т ь, у в е р е н н о с т ь, п р о с т о ту и я с н о с ть в о бще с т в е н н о - с о ч у вс т вующей ему с р е д е. Он г о в о р ил т о, что н а з р е л о, ч т о, к а з а л о сь б ы, готово б ы ло с о р в а т ь ся с уст у многих и многих людей в р а з н ых к о нцах его необъя тной родины. В с воих в з г л я д ах он не был одиноким.
Вот почему а в т ор „ С л о в а" мог г о в о р и ть поэтическими наме к ами, мог прибе г а ть к н е д о м о л в к ам и в м е с те с т ем о с т а в а т ь ся с о в е рше н но понятным д ля ч и т а т е л е й - с о в р е м е н н и к о в. Он и з л а г ал не т о л ь ко с в о и, л и ч н ы е, политиче с кие в з г л я д ы, а т а к и е, к о т о р ые ч а с т и ч но уже в с т р ечали п р и з н а н и е.
Ч то же э
то б ы ла за с р е
да и в ы р а з и т
е л ем чьих идей я вил ся
а в т ор „ С л о ва о пол ку
И г о р е в е "? П о п ы т ка от в е тить
на э т от в о п р ос сос т ав л
я ет о с н о в н ую з а д а чу м
о е го д о к л а д а.
Д ля э т о го о б р а т и м с я, прежде в с е г о, к общему р а с к л а ду с о ц и а л ьных сил во второй- Половине XII в.
Р а с п
ад К и е в с к о го
г о с у д а р с т
ва на множе с т во с а
м о с т о я т е л
ь н ых ф е о д а л ь н ых „ п о л
у г о с у д а р с т в" — к н я ж е с тв
был з а к о н о м е р но с в я з ан
с р а з в и т и ем и з о л и р о в а
н н ых и з а м к н у т ых х о з я й с
т в—- к н я ж е с к и х, б о я рских или
ц е р к о в н ы х. К а ж д ое из
э тих х о з я й с тв б ы ло вполне
с амос тоя т е л ьным компл е к сом
у г о д и й, г р у п п и р о в а вши х ся
в о к р уг д в о ра ф е о д а л а.
Э к о н о м и ч е с к ие с в я зи между о т д е л ь н ы ми х о з я й с т в а ми были слишком с л а б ы. К а ж д ый мирок с т р е м и л ся о б о с о б и т ь с я, о т г о р о д и т ь ся от ос т а л ьных. Э к о н о м и ч е с к ая и п о л и т и ч е с к ая не з а висимос ть с т а н о в я т ся иде а лом, к к о т о р о му с т р е м я т ся о т д е л ь н ые з е м л е в л а д е л ь ц ы, к н я з ь я, г о р о д с к ие
о бщи н ы.
В се име ть у с е б я; поменьше
п о к у п а т ь, в
о з м о ж но р е же о б р а щ а т
ь ся к „ ч у ж и м ", в о з м о ж
но р е же р а з в я з ы в а ть коше
л ек -—к э тому с т р е м я т ся к
н я з ь я, б о я р е - з е м л е в л а д е
л ь цы в ц е л о м. Именно они — з е м
л е в л а д е л ь цы — в ы с т у п ают главными
проводник ами идей экономиической и политической
з а м к н у т о с ти о т д е л ь н ых
к н я ж е с т в.
Вме с те с т ем, о б о с о б л я я сь от ц е л о г о, к а ж д ая ч а с ть э т о го це лого с т р е м и т ся з а м е н и ть е г о. В сюд у, г де происходит п р о ц е сс выде л ения ма лых обще с т в енных м и р к о в, — в сюду же эти о т д е л ь н ые мирки с т р е
м я т ся п р и о б р е с ти г л а в е н с т в ующее положение среди д р у г и х. Каждый из к н я з е й, з а м ы к а я сь в своем к н я ж е с т в е, с тремит ся к з а х в а ту К и е в а, к ак ц е н т ра Рус с кой з е м л и, или с тремит ся собс т в енное к н я ж е с т во с д е л а ть ц е н т р ом Р у с и. С т р е м л е н ие к з а м к н у т о с ти с о ч е т а е т ся со с тремл ением выт е снить с о с е д а, п о д ч и н и ть его с е б е, з а н я ть г л а в енс т в ующее п о л о ж е н и е. И э та ф е о д а л ь н ая б о р ь ба идет с ч р е з в ы ч а й н ым напряжением сил.
Единс т во Р у с с к ой з емли п р и з н а е т ся всеми к н я з ь я ми и, вместе с т е м, в се к н я з ья т о л ь ко и д е л а ю т, ч то в с т у п ают в м е ж д о у с о б н ые войны с с о с е д я м и, з а к р ы в ая себе д о р о гу к в о з м о ж н ым с о г л аше н и я м,
„не ся р б з н о" Р у с с к ую з е м л ю. П р а в д а, н е к о т о р ым к н я з ь ям у д а е т ся п о д н я т ь ся до о с о з н а н ия общерус с ких и н т е р е с о в. К т а к о го р о да к н я з ь ям п р и н а д л е ж а л, н а п р и м е р, Вл адимир Мономах, и х а р а к т е р н о, что е го о б щ е р у с с к ая политика о т нюдь не случайно с о ч е т а е т ся со с тремл ением
н е с к о л ь ко смя гчить ж е с т о к ие ф о р мы э к сплоа т ации т р у д я щ е г о ся б о л ь шинс т в а. З а то никогда не с т а н о в я т ся на з ащи ту единс т ва Р у си м е с т н ые б о я ре — н а и б о л ее типичные представители господст в ующе го
к л а с са — ф е о д а л о в - з е м л е в л а д е л ь ц е в. В б о р ь бе б о я р с т ва с к н я з ь я ми н а р од б р ал с т о р о ну пос л едних, к ак бы ни было враждебно н а р о ду их с тремл ение у т в е р д и ть ф е о д а л ь н ую э к с п л о а т а ц ию.
Ф е о д а л а м - з е м л е в л а д е л ь ц ам с их ф е о д а л ь н ой и д е о л о г и е й, с их с тремлением о т г о р о д и т ь ся от с о с е д ей и вме с те с тем выт е снить их, противос тоят в д р е в н ей Р у си — з е м л е д е л ь ц ы, т р у д я щ и е ся м а с сы с их
прямо противоположными с тремл ениями к единс т ву Р у с и. К р е с т ь я н е, а в г о р о де с в я з а н н ые с к р е с т ь я н а ми р е м е с л е н н и к и, с о с т а в л я ют г л а вный противов ес с т р е м л е н ию к д р о б л е н и ю. И м е н но в з е м л е д е л ь ц а х, в к р е с т ь я н а х —в основном к л а с се эпохи ф е о д а л и з м а, п р о т и в о с т о ящем классу ф е о д а л о в - з е м л е в л а д е л ь ц е в, я р ко с к а з ы в а ю т ся с т р е м л е н ия к единству Р у с и, к единс т ву н а р о д н о м у, г о с у д а р с т в е н н о м у, к у л ь т у р н о м у, к е д и н с т ву в о е н н о м у, к к р е п к ой о б о р о не Р у с с к ой з е м л и, к ак еди
ного ц е л о г о. Ф е о д а л ь н ая р а з д р о б л е н н о с ть б ы ла о с н о в н ым н а р о д
н ы м бедс т вием, бедс т вием д ля т р у д я щ и х с я ма сс в п е р в ую, о ч е р е д ь. З а м к н у т о с ть х о з я й с тв в е ла к у с и л е н ию э к с п л о а т а ц и и. Межд о у с о б н ые войны р а з о р я ли п р е ж де в с е го к р е с т ь я н. Н ет н у ж ды о с о бо д о к а з ы в а ть то о б с т о я т е л ь с т в о, что ф е о д а л ь н ые войны р а з о р я ли п р е ж де в с е го к р е с т ь я н с т в о, т р у д о в ой н а р од в ц е л о м. П р и в е д ем т о л ь ко два прим е р а. В 1150 г. к н я зь В л а д и м и р ко Га лицкий, в о з в р а щ а я сь в Га лич из н еу д а ч н о го п о х о д а, о г р а б ил в се г о р о д а, н а ч и н ая с Миче с к а. Т р е б о в а н ия
Вл адимирки
к жит е л ям г о р
о д ов были н а с т
о л ь ко в е лики, что
мичяне, не имея чем з апл а тить
В л а д и м и р к е, бра ли „ с е р е б
ро из ушью и с шии, с лив аюче же
с р е б ро д а я х у ть В о л о д и м
е р у" (Ип а т ь е в с к ая л е т
о п . ).
В 1169 г. д р у ж и н а, о т п р а в л е н н ая нов городс кими б о я р а ми за В о л о к, пос ле п о р а ж е н и я, нане с енного ей войсками А н д р ея Б о г о л ю б с к о г о, все же в о з в р а т и л а сь и в з я ла д а нь со своих к р е с т ь я н, „а на с у ж д а л ь с к ых смьрдех д р у г у ю" ( Н о в г о р о д с к ая п е р в ая л е т о п и с ь ).
О т р и ц а т е л ь н ое о т н оше н ие н а р о да к ф е о д а л ь н ым р а з д о р ам к н я з ей точно опреде лил Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й: „ . . . с о з н а н ие н а ц и о н а л ь н о го единства в с е г да имело решит е л ьный п е р е в ес н ад п р о в и н ц и а л ь н ы ми с т р е мл ениями, е с ли т о л ь ко были со в р е м е ни Я р о с л а ва к а к и е - н и б у дь провинциа л ьные с т р е м л е н ия р а с п а д е н ие Р у си на у д е лы б ы ло чисто с л едс т вием дележа м е ж ду к н я з ь я м и .. . но не с л едс т вием с тремл ений с а м о го р у сского н а р о д а. У д е л ь н ая р а з р о з н е н н о с ть не о с т а в и ла никаких с л е д ов в понятиях н а р о д а, потому что н и к о г да не имела к о р н ей в е го сердцем н а р од тол ь ко п о д ч и н я л ся семейным р а с п о р я ж е н и ям к н я з е й. К ак т о л ь ко п р и с о е д и н я е т ся тот или д р у г ой у д ел к Мо с к в е, д е ло к о н ч е н о: т в ери я н и н, р я з а н е ц — т а к ой же истый п о д д а н н ый м о с к о в с к о го ц а р с т в а, как
и с амый
коренной м о с к в и ч . . . " .
А в т ор „ С л о в а" с г е н и а л ь н ой п р о н и к н о в е н н о с т ью в ы р а з ил „ те э л ементы живого р а з в и т и я, к а к ие мог он найти в с в о ем н а р о д е ". В э т ом одна из основ е го н а р о д н о с т и. „ С л о в о" — г о р я ч ий п р и з ыв к единс т ву Р у си п е р ед лицом внешней опа снос ти, п р и з ыв к з ащи те мирного с о з и д а т е л ь н о го т р у да р у с с к о го н а с е л е н ия — к р е с т ь я н, з е м л е д е л ь ц ев и тех с л о ев г о р о д а, к о т о р ые были с в я з а ны с к р е с т ь я н с т в о м. А в т ор „ С л о в а ", с л е д о в а т е л ь н о, в ы р а з и т е ль чаяний и на с троений т р у д о в о го н а р о да Р у с и. Он н е р а з р ы в но соединил свои думы и н а д е ж ды с думами и надеждами р у с с к о го н а р о д а. В от почему
„ С л ово о пол ку И г о р е в е" т ак б л и з ко к т ворче с т ву т р у д о в о го н а р о да — к ус тной н а р о д н ой п о э з ии — не т о л ь ко по ф о р м е, но и по с о д е р ж а н и ю. В от почему а в т ор „ С л о в а" с у м ел прос тыми и н а р о д н ы м и . с р е д с т в а ми в ы р а з и ть свои п р о с т ы е, н а р о д н ые и в е ликие идеи.
4.
Политическая программа
Владимира Мономаха
Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053–1125).
В 1113 г. во время большого Киевского восстания на киевский стол был приглашен сын великого князя Всеволода и внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах, который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и прославился также военными походами и победами над половцами.
Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: "Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому" и "Отрывок", в которых затронут большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.
Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в "Поучении", где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране "беззакония" и "неправды", правосудие вершить "по правде". Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.). Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: "Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его". Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти ("аще будет повинен смерти"), все равно "не погубляйте никоторая же хрестьяны". Призыв не "мстить" рассматривается в "Поучении" не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.
Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать "добром" в том случае, если недовольные князья напишут "грамоту" со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны ("мужами крови"), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.