Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, реферат
Основной для меня стала книга основателей политической культуры Г. Алмонда и С. Верба «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций». Даже на современном этапе развития политической культуры их классический труд не теряет актуальности и считается основным в этой научной дисциплине. Классификация типов политической культуры, данная Г. Алмондом и С. Вербой является самой применяемой и популярной.
1. Введение стр. 2
2. Понятие политической культуры стр. 4
3. Структура политической культуры и стр. 8
функции политической культуры стр. 13
4. Типы политической культуры стр. 16
5. Заключение стр. 23
6. Библиографический список
Также структуру политической культуры можно разделить на следующие элементы: когнитивный (англ. Соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Рассмотрим эти элементы в отдельности:
Когнитивный элемент политической культуры составляют наиболее распространенные и укоренившиеся в обществе, а также характерные для определенной социальной группы типичные, устоявшиеся представления о деятельности в политической сфере: о политической системе и ее специфических институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Т.е. когнитивный элемент – это совокупность стереотипов политического сознания. Стереотипы политического сознания могут принимать и форму теоретического материала, и форму обыденных представлений. Но в основе когнитивного элемента всегда заложена информация, причем любая: это и достоверные факты, и недостоверные, а также заведомо ложное знание и всевозможные слухи. Однако тот индивид, который использует в своей деятельности эти стереотипы, неважно ложные они или нет, руководствуется ими «без оглядки», считая их наиболее правильными. Стереотипы политического сознания и поведения очень широко влияют на суть политического процесса, внося в него элемент прогнозируемости и последовательности;
Нормативно-оценочный компонент политической культуры образуется на основе политических ценностей, норм, идеалов и целей, характерных для определенного общества, социальной группы или конкретного индивида. На основе нормативно-оценочного элемента отдельный субъект дает оценку происходящему: политическим отношениям, политическому процессу; определяет уровень соответствия различных явлений своему собственному, субъективному конгломерату социально-политических оценок и идеалов. Т.е. этот элемент выступает в роли своеобразного эталона, высшей цели политики. Содержание ценностных ориентаций и обуславливает место политической сферы в жизни общества, социальной группы и отдельных индивидов.
Эмоционально-
Эмоционально-
Сказанное о сущности политических мифов вовсе не означает, что в их структуре отсутствует рациональное содержание, и что их следует полностью отождествлять с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако более важной является их функция регулятора политического поведения на основе эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого, нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое движение стремится облечь свои цели в формы мифа, принимаемого массами как надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.
Установочно-поведенческий элемент политической культуры образуется из политических установок и соответствующих им стереотипов поведения, которые помогают трансляции таких теоретических моментов как представления и ценности в русло практической деятельности. Для более полного понимания установочно-поведенческого элемента политической культуры, на мой взгляд, нужно отдельно рассмотреть два понятия – политическая установка и политическое поведение. Первый термин можно раскрыть как отношение субъекта к политическим явлениям, второй – определенный способ реагирования субъекта на происходящие события. Эти два понятия находятся в своеобразном симбиозе; они создают долговременные стереотипы, играющие значительную роль в политической культуре на всех уровнях – от общества до конкретного индивида.
Все
рассмотренные элементы политической
культуры вполне самостоятельны и вместе
с тем взаимосвязаны, они тесно переплетаются,
образуя определенную целостность. Характер
политических знаний и представлений,
ценностей и убеждений, эмоциональных
состояний и психологических чувств, позиций
и установок, доминирующих образцов поведения
определяют содержание политической культуры,
присущей данному социальному объекту.
Перейдем к вопросу о функциях политической культуры. Воплощая ценностно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Сочетая ценностную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. ( Соловьев А.И.)
Политической культуре, как и любой другой науке, свойственны определенные функции:
Специфика политической культуры состоит в том, что при реализации ее функций происходит тройственное влияние на политическую жизнь. Во-первых, политическая культура может воспроизводить старые, устоявшиеся стереотипы политической жизни. Учитывая тот факт, что ценностные мотивации подобного рода очень устойчивы, то такая возможность сохраняется даже при кардинальных изменениях, внутренних или внешних (будь-то изменение политического режима). Поэтому, при проведении реформ, меняющих привычный уклад общественно-политической жизни, определенные слои общества будут «держаться корней», т.е. поддерживать старые порядки, и не принимать новые.
Во-вторых,
политическая культура способна порождать
абсолютно новые, нетрадиционные, оригинальные
формы общественно-
В
различных политических системах, исторических
условиях, а в особенности при смене политического
режима, некоторые из функций политической
культура могут либо «набирать обороты»,
становясь более влиятельными и важными
в конкретный период, либо наоборот, снижать
свой вес, относительно других функций.
Например, на стыке каких-либо глобальных
исторических и политических событий,
на переходном этапе, резко возрастает
способность политической культуры к
дезинтеграции систем правления, основанных
на непривычных для населения целях и
ценностях.
Типы
политической культуры
Политическая культура в большой степени зависит от уровня исторического развития; она меняется в ходе каких-либо значимых политических событий или при других, довольно существенных и важных, обстоятельствах (но не всегда успевает за ними). Для более удобного изучения и классифицирования политической культуры на больших участках исторических периодов, политических «эпох», общественных формаций вводится понятие типа политической культуры. Тип политической культуры используется для фиксирования общих черт политического сознания и поведения у людей, живущих на срезе одной исторической эпохи, принадлежащих к похожим слоям общества и имеющим схожие клише поведения и реакции на события, происходящие в политической сфере. Учитывая тот факт, что критериев, по которым строятся различные типы политической культуры, достаточно много (это и исторические эпохи, и всевозможные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои и группы, составляющие политику, различия между регионами и мировоззренческими позициями), то и самих типов политической культуры, соответственно, должно быть довольно весомое количество.
Существую
различные подходы к
Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.
В
современной политологии для
анализа и сравнения
●патриархальная политическая культура, её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе;
●подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании;
●активистская политическая культура, с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней;
Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.