Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 02:28, доклад

Краткое описание

Политическая культура — часть общей культуры, которая включает исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение страны.

Файлы: 1 файл

politicheskaya_kultura2.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Политическая культура — часть общей культуры, которая включает исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение страны.

Немного из истории термина: Он впервые появился в 18 в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория сформировалась еще позднее, в конце 50-60х гг 19 в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Импульсом для активных исследований, стала потребность развивающихся стран копировать западноевропейские образцы в создании собственных политических систем. Большую роль сыграли кризисы, связанные с усилением расовых волнений, феминистского движения и СМИ. Девяностые годы вызвали интерес к политической культуре, так как этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Политическая культура и ее виды

В основе политической культуры находится термин "политика", который стал известен благодаря трактату Аристотеля о государстве названного "Политика". Аристотель говорит что «Политика - искусство управления государством, та сфера публичных интересов разных групп населения, которая связана с решением задач управления общими делами».

Виды политической культуры:

-политическая культура общества – это политические ориентации людей в отношении социально-экономической системы.

-политическая культура личности – это представления человека о политических явлениях, его деятельность как субъекта политической власти.

-политическая культура группы (класс, нация, этническая группа - субъекты политики).

В отличие от политического сознания, отражающего всю совокупность существующих в политике идей, политическая культура связана только с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для личности взглядами. Центральным значением среди них обладают ценностные ориентации. Они включают в себя оценочные суждения, выражающие индивидуальное отношение личности к явлениям политики и власти. Наличие индивидуальных отношений к политическим процессам создает личность как политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме. Одно и то же явление, осмысленное личностью через разные ценностные ориентации, может сильно изменить ее значение и роль в политической жизни. Так, пренебрежительное или уважительное отношение к государственному флагу - показатель наличия противоположных политических культур личности.

Понятие и сущность политической культуры

Политическая культура – это совокупность для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политики и закрепляющих нормы взаимоотношений государства и общества.

Однако, несмотря на свою нейтральность (невозможность применять критерии одной культуры для оценки другой), политико-культурные явления все же обладают некой ценностной определенностью. То есть если субъект руководствуется идеями, пренебрегающими ценностью человеческой жизни, чувствами неприязни и ненависти, ориентируется на насилие и физическое уничтожение другого, то распадается сама ткань политической культуры. В этом случае в сфере власти культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным способам политических взаимоотношений. Поэтому фашистские, расистские, шовинистические движения, геноцид и терроризм не способны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни.

Политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Вследствие этого она не может быть признана универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности.

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий  характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает  целостность и интегрированность  политической сферы;

5) координирует  политическими методами жизнедеятельность  общества в целом, сочетает интересы  различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает  определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти  и граждан;

7) характеризует  политическое сознание и политическое  поведение массы населения.

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Элементы структуры политической культуры:

– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые  общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между  участниками политического процесса, а также передавать элементы  политической культуры от поколения  к поколению и накапливать  политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать  гражданина, личность как полноценного  субъекта политики, содействует  политической социализации).

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Концепции политической культуры

Разработка идеи политической культуры в западной политологии началась в 50-х годах 19в. Предполагалось, что она окажется в состоянии объяснить природу стремительных политических изменений в мире и поможет предотвратить их негативные последствия. Глобальным фактором мирового развития того времени стало массовое вовлечение широких слоев ранее пассивного населения в активную политическую деятельность. Однако политическое участие масс наталкивалось на низкий уровень их политической культуры. Насыщение материальных потребностей большинства населения промышленно развитых стран сопровождалось ростом их многообразия, структурными сдвигами в пользу нематериальных ценностей. Институты парламентской демократии не всегда эффективно реагировали на процессы усложнения, возрастания числа, дифференциации интересов и потребностей, что вызывало недоверие со стороны населения. Неудачные попытки перенести западные политические институты в новые независимые государства Африки, Азии, Латинской Америки, находившиеся в ситуации выбора форм правления, заметно активизировали внимание к культурной составляющей политического развития. Предрасположенность одних обществ к идеям демократии и невосприимчивость других к принципам толерантности, политической конкуренции были обусловлены господствовавшими в них идеалами, установками, убеждениями, предписывавшими населению ориентацию на определенные образцы политического поведения.

Однако стремление представить политическую культуру как универсальный объяснительный принцип всех процессов политической жизни привело к тому, что само содержание понятия постепенно размывалось. Об этом свидетельствует наличие в западной политологии около 50 определений термина.

Наибольшие споры в процессе становления концепции политической культуры вызвала проблема определения ее содержания. Дискуссия выявила две точки зрения: согласно первой, политическая культура есть совокупность политических позиций; сторонники второй рассматривали политическую культуру через поведение. Определение природы политической культуры либо через позиции, либо через поведение сохраняет свою актуальность для политической науки и сегодня. Если политическую культуру рассматривать как ценностно  обусловленный тип  отношения субъекта политики к политическим объектам -  политическому режиму, политическим силам, обществу и т. д., можно заметить, что это отношение приобретает форму познавательной, эмоциональной и практической деятельности.

Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду,  создавшему концепцию, в разработке которой принимали участие члены возглавляемого Г. Алмондом Комитета по сравнительной политике Л. Пай, С. Верба, Дж. Пауэлл.

В анализе политической культуры Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась как психологический феномен. «Каждая политическая система, - отмечает Г. Алмонд, - включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это «политической культурой». Наиболее полное определение политической культуры с перечнем ее важнейших компонентов предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику». Поняв, что в обществе конкурируют различные политические ориентации, ученые обнаружили, что различные политические культуры определяются через превосходство некоторых основополагающих политических позиций. Политическая позиция объясняет предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.

Типология

Общепринятой считается типология политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, которая была выдвинута ими в ходе исследования. Названий у этих трех типов очень много, я выбрала самые распространенные:

Первый тип: Патриархальный тип (приходская культура). Полное отсутствие у населения знаний о политике. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей.

Второй тип: Подданнический тип (зависимая культура). Отличается чуть большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. Граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».(С. Байт, Дж. Плейно, М. Даглас).

Третий тип: Культура участия (активная культура). Характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец. (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум).

Г. Алмонд и С. Верба пишут, что в чистом виде все три культуры не существует, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов. В развитых демократических государствах, таких как США, Великобритания, политическая культура соответствует понятию гражданской культуры. Гражданская культура - это смешанная политическая культура, в ее границах многие граждане могут быть активными в политической жизни, однако многие другие играют пассивную роль подданных. Г. Алмонд и С. Верба подчеркивают, что как активный, так и подданнический, - не только сохраняются, но составляют важную часть гражданской культуры. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, иногда не самую важную; существование других интересов ограничивает включенность индивида в политику, что само по себе делает общество менее конфликтным.

Результаты исследования внесли изменения в теоретические предположения Г. Алмонда и С. Вербы. Утопией оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. Как они заметили, «в идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия». Итоги обследования выявили «несовершенство» американской и английской моделей политической культуры, которые наделялись статусом самых развитых культур.

Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать объяснительный принцип: «конечной причиной политики является система культуры конкретного общества». Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте концепции политической культуры оказалось возможным объяснить различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Это позволило Г. Алмонду выделить, в зависимости от характера культуры, четыре типа политических систем:

1) англо-американские политические  системы, характеризуемые гомогенной  и секуляризованной политической культурой;

Информация о работе Политическая культура