Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 02:28, доклад
Политическая культура — часть общей культуры, которая включает исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение страны.
Политическая культура — часть общей культуры, которая включает исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение страны.
Немного из истории термина: Он впервые появился в 18 в. в трудах немецкого
философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория сформировалась еще позднее,
в конце 50-60х гг 19 в. и получила развитие
в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских
государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских
авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская
культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный
анализ политических культур США, Великобритании, И
Политическая культура и ее виды
В основе политической культуры находится термин "политика", который стал известен благодаря трактату Аристотеля о государстве названного "Политика". Аристотель говорит что «Политика - искусство управления государством, та сфера публичных интересов разных групп населения, которая связана с решением задач управления общими делами».
Виды политической культуры:
-политическая культура общества – это политические ориентации людей в отношении социально-экономической системы.
-политическая культура личности – это представления человека о политических явлениях, его деятельность как субъекта политической власти.
-политическая культура группы (класс, нация, этническая группа - субъекты политики).
В отличие от политического сознания, отражающего всю совокупность существующих в политике идей, политическая культура связана только с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для личности взглядами. Центральным значением среди них обладают ценностные ориентации. Они включают в себя оценочные суждения, выражающие индивидуальное отношение личности к явлениям политики и власти. Наличие индивидуальных отношений к политическим процессам создает личность как политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме. Одно и то же явление, осмысленное личностью через разные ценностные ориентации, может сильно изменить ее значение и роль в политической жизни. Так, пренебрежительное или уважительное отношение к государственному флагу - показатель наличия противоположных политических культур личности.
Понятие и сущность политической культуры
Политическая культура – это совокупность для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политики и закрепляющих нормы взаимоотношений государства и общества.
Однако, несмотря на свою нейтральность (невозможность применять критерии одной культуры для оценки другой), политико-культурные явления все же обладают некой ценностной определенностью. То есть если субъект руководствуется идеями, пренебрегающими ценностью человеческой жизни, чувствами неприязни и ненависти, ориентируется на насилие и физическое уничтожение другого, то распадается сама ткань политической культуры. В этом случае в сфере власти культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным способам политических взаимоотношений. Поэтому фашистские, расистские, шовинистические движения, геноцид и терроризм не способны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни.
Политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Вследствие этого она не может быть признана универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.
Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности.
Характерные черты политической культуры:
1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) обеспечивает
целостность и
5) координирует
политическими методами
6) предлагает
определенные образцы
7) характеризует
политическое сознание и
Структура политической культуры:
– политические представления;
– политические ценности и ценностные ориентации;
– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;
– политическое поведение;
– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Элементы структуры политической культуры:
– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);
– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).
Функции политической культуры:
1) познавательная
(формирует у граждан
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная
(позволяет установить связь
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
5) воспитательная
(дает возможность
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
Концепции политической культуры
Разработка идеи политической культуры в западной политологии началась в 50-х годах 19в. Предполагалось, что она окажется в состоянии объяснить природу стремительных политических изменений в мире и поможет предотвратить их негативные последствия. Глобальным фактором мирового развития того времени стало массовое вовлечение широких слоев ранее пассивного населения в активную политическую деятельность. Однако политическое участие масс наталкивалось на низкий уровень их политической культуры. Насыщение материальных потребностей большинства населения промышленно развитых стран сопровождалось ростом их многообразия, структурными сдвигами в пользу нематериальных ценностей. Институты парламентской демократии не всегда эффективно реагировали на процессы усложнения, возрастания числа, дифференциации интересов и потребностей, что вызывало недоверие со стороны населения. Неудачные попытки перенести западные политические институты в новые независимые государства Африки, Азии, Латинской Америки, находившиеся в ситуации выбора форм правления, заметно активизировали внимание к культурной составляющей политического развития. Предрасположенность одних обществ к идеям демократии и невосприимчивость других к принципам толерантности, политической конкуренции были обусловлены господствовавшими в них идеалами, установками, убеждениями, предписывавшими населению ориентацию на определенные образцы политического поведения.
Однако стремление представить политическую культуру как универсальный объяснительный принцип всех процессов политической жизни привело к тому, что само содержание понятия постепенно размывалось. Об этом свидетельствует наличие в западной политологии около 50 определений термина.
Наибольшие споры в процессе становления концепции политической культуры вызвала проблема определения ее содержания. Дискуссия выявила две точки зрения: согласно первой, политическая культура есть совокупность политических позиций; сторонники второй рассматривали политическую культуру через поведение. Определение природы политической культуры либо через позиции, либо через поведение сохраняет свою актуальность для политической науки и сегодня. Если политическую культуру рассматривать как ценностно обусловленный тип отношения субъекта политики к политическим объектам - политическому режиму, политическим силам, обществу и т. д., можно заметить, что это отношение приобретает форму познавательной, эмоциональной и практической деятельности.
Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, создавшему концепцию, в разработке которой принимали участие члены возглавляемого Г. Алмондом Комитета по сравнительной политике Л. Пай, С. Верба, Дж. Пауэлл.
В анализе политической культуры Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась как психологический феномен. «Каждая политическая система, - отмечает Г. Алмонд, - включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это «политической культурой». Наиболее полное определение политической культуры с перечнем ее важнейших компонентов предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику». Поняв, что в обществе конкурируют различные политические ориентации, ученые обнаружили, что различные политические культуры определяются через превосходство некоторых основополагающих политических позиций. Политическая позиция объясняет предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.