Политическая культура и её роль в политической жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Мы ставим своей целью рассмотреть сущность понятия и явления политическая культура. Из этого вытекают следующие исследовательские задачи:

• Рассмотреть определение сущности политической культуры.

• Рассмотреть основные функции политической культуры.

• Проанализировать роль политической культуры в политической жизни общества.

• Рассмотреть особенности политической культуры в России.

Файлы: 1 файл

Политическая культура и её роль в политической жизни общества..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      В 90-х годах, после легализации частной собственности, распространенная в «верхах» психология выскочки-выдвиженца плавно трансформировалась в психологию выскочки-нувориша. Длительное отлучение народа от собственности и процесса принятия решений неизбежно породило распространенное среди буквально всех слоев населения люмпен-пролетарское сознание, которое, в свою очередь, обусловливает крайнюю неустойчивость общественных настроений, падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии19.

      Особенности отношения гражданина к государству  в России, учитывая длинный тоталитарный опыт развития, обуславливает значительную специфику его политического поведения. В такой ситуации уход властей от решения многих вопросов и передача слишком многих управленческих функций обществу, которое как структурно, так и психологически не готово к этому, приводит к негативным последствиям. При этом в России, опять же из-за специфики нашей истории, правительство, которое не решается употребить, где нужно, власть, не пользуется достаточным уважением. Отказ от жесткого контроля сверху часто воспринимается как признак слабости власти и стимулирует региональный сепаратизм и другие формы политического радикализма, вследствие чего возникает угроза анархии. Исходя из этого уже кажется неслучайным паралич центральной власти во время конфликта между Съездом депутатов и президентом Б. Ельциным в 1993 году, который едва не поставил Российскую Федерацию на грань развала. Российское общество, не привыкшее жить в условиях свободы, не могло само заполнить возникшие политическое пространство. Властные полномочия, от которых отказывалось государство, перенимали другие, часто нелегитимные структуры (в том числе и связанные с организованной преступностью).

      В конечном счете, проблема эволюции политической культуры современной России сводится к тому, сможет ли наша страна построить устойчивую демократическую систему и достойно войти в третье тысячелетие. Или всё-таки перевесит груз авторитарно-монархических и тоталитарно-деспотических традиций и Россия вновь вернется к антидемократическому строю, обусловленное ее политико-культурным и историческим развитием. Причем надо иметь в виду, что демократия не сводится к регулярным выборам, многопартийности, плюрализму, парламентаризму и прочему — это всего лишь внешние атрибуты, демократические ширмы, которые имели и многие диктатуры, в том числе и Советский Союз. С другой стороны, развитие рыночных отношений и внедрение частной собственности не всегда гарантирует автоматическое развитие демократии. Развитие капитализма в условиях диктатуры хорошо известно на примере стран Латинской Америки20.

      Сложность нашего положения заключается в  том, что демократические идеи в России не имеют глубоких традиций. Надежда была на Февральскую революцию, но Октябрьская революция 1917 года прервала процесс медленного развития в нашей стране собственной демократической традиции, опиравшейся на опыт общинного и земского самоуправления, а также на опыт работы Государственной Думы и демократий Новгородских и Псковских республик. Пока что демократия в России почти всецело опирается на заимствование западных идей и ценностей.

      Не  следует упускать из виду, что либеральная  демократия — это не власть толпы, не власть простого большинства избирателей, а власть закона, основывающаяся на абстрактном, формализованном мышлении. У многих же россиян нет привычки к формализованному мышлению. Наше мышление более предметно, более конкретно и, соответственно, наше восприятие политики более эмоционально. Если кто-то из политических лидеров поступает не так как желает большинство населения, то народ на него попросту обижается.

      Развитие  рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники, институты и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и по своим носителям. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций, их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, уровнем жизни, социальным опытом. В условиях появившейся свободы в русском человеке противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, главным фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, её желания, широта её кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании и поведении населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости. Это обнаруживает высокую зависимость политических представлений от материального положения конкретного индивида21.

        Ориентация большинства населения на удовлетворение насущных интересов и желаний делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых демократических политических ценностей, а так же объектов политической социализации, которые воспроизводят эти ценности и показывают широким слоям населения как их применять в практической жизни. Что порождает многие трудности на пути демократических преобразований в нашей стране.

      К таким трудностям можно отнести, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида. Это делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций и приоритетов различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения. Это очень опасно, так как затрудняет достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

        Помочь сплотить людей может общегосударственные, универсальные ценности. К которым в первую очередь относится политическая символика.

        Политическая символика — это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею.  К таким символам  относятся флаг, герб, гимн.

        В 1989г.  был восстановлен  исторический  национальный  флаг России- бело-сине- красное полотнище (триколор).

        Наряду с флагом та или иная  страна в представлениях ее граждан и иностранцев отожествляется  с ее гербом. Изображение двуглавого золотого орла на красном  фоне было заимствовано  Россией в XVI в. у Византии после женитьбы  великого  московского князя Ивана III на Софье Палеолог. С тех пор российский герб постоянно подвергался изменениям. Герб с двуглавым орлом снова стал  символом  российской  государственности согласно указу  президента  России в конце  1993г.

        Одно из центральных мест среди политических символов занимают  национальные гимны. В качестве гимна России используется музыка  «Патриотической  песни» М.И. Глинки.

        В современных условиях одно из центральных мест среди институтов, участвующих в формировании политической культуры и процессах политической  социализации, принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Нынешние средства массовой информации — это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением  информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко и видеозаписей. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти и управления обществом. Оперативность и динамичность дают средствам массовой информации возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широких масс населения. Они могут способствовать поднятию общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные (дезинтеграционные) функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать   господствующие  социально-политические  ценности.

        СМИ и связанные с ними  информационные и компьютерные технологии, в том числе и все более внедряющийся в жизнь россиян Интернет, используемые в политической сфере, могут способствовать  расширению  возможностей  реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе, в первую очередь, для оказания большего влияния на правительство страны, на законодательную и исполнительную власть, руководство партий. Политических  деятелей, на сам процесс принятия  политических решений.

        СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп  граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной  политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация  о самых различных сторонах политической жизни общества является условием  совершенствования политической культуры.

      Таким образом, функции  средств  массовой  информации  состоят в:

      - информировании  граждан;

      - содействии  их политическому   образованию  и воспитанию, политической  социализации;

      - возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;

      - мобилизации  и формировании  общественного мнения.

        Однако следует заметить, что сильные и хорошо спланированные   информационно-политические инъекции в общественное сознание становятся  своего рода  компенсаторным  механизмом  для несбывшихся ожиданий граждан.

        Информационное манипулирование человеком — это, прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ  превратятся  в общедоступную форму  знания,  пропагандиста  идей сотрудничества и нормального развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру, опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели  политического поведения22.

        Можно сказать, что без наличия общепринятых российским обществом ценностей, власти будет трудно создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим окажется неспособным осуществлять интеграцию российского общества, сплотить население вокруг общепризнанных ценностей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности населения, но и путем целенаправленного формирования его политической культуры. Благодаря тому, что политическая культура задаёт направленность и характер политической деятельности государства и населения, то её уровень во многом определяет способность общества к прогрессу, экономическому и социальному прогрессу, созиданию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     Политическая  культура общества проявляется во многих политических процессах и одновременно в существенной мере предопределяет их результат.

     Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом  обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры.

      На  формирование политической культуры влияет множество факторов — начиная от географического положения места поселения людей и заканчивая генной исторической памятью конкретного человека. Всё это делает её крайне сложной и запутанной структурой, которая влияет на практические действия человека не только в политике, но и в повседневной жизни.

      В конечном счёте,  смысл  изучения  политических  культур   заключается  в  выявлении социально-политических механизмов  укрепления  стабильности  политической системы, а так  же  её потенциально слабых, деструктивных элементов, выявлении  соответствия  или расхождения   преобладающей в обществе политической культуры и текущей политической практики. Не случайно политологи говорят о ценности знания политической культуры с точки зрения её способности предсказывать политическое  поведение людей. Так как стабильность политических режимов напрямую связываться с политическими ориентациями населения.

     Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

      Мы можем дать своё определение понятию политической культуры, которое можно разделить на более узкое и широкое определение.

      В широком смысле слова под политической культурой мы будем понимать совокупность свойственных определенному историческому периоду развития общества устойчивых компонентов политического сознания и поведения, закрепляющие принципы отношений в системе «человек — политика» и проявляющихся в деятельности как людей и социальных групп, так и политических институтов. В узком смысле слова политическая культура конкретного исторического периода, конкретного человека воплощается в устойчивых, явно или неявно разделяемых в обществе в целом или в его отдельных социальных группах представлениях и моделях поведения, затрагивающих отношения человека и власти.

Информация о работе Политическая культура и её роль в политической жизни общества