Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы. Мы ставим своей целью рассмотреть сущность понятия и явления политическая культура. Из этого вытекают следующие исследовательские задачи:
• Рассмотреть определение сущности политической культуры.
• Рассмотреть основные функции политической культуры.
• Проанализировать роль политической культуры в политической жизни общества.
• Рассмотреть особенности политической культуры в России.
Неудивительно, что гражданская культура не передается исключительно путем прямого обучения ей. Составляющие ее ориентации и поведение соединены сложным, запутанным образом – ведь это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, – многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения. Как же тогда гражданская культура передается от поколения к поколению?
Ответ
на вопрос содержится в процессе политической
социализации. Гражданская культура передается
в ходе сложного процесса, который включает
в себя обучение во многих социальных
институтах – в семье, группе сверстников,
школе, на рабочем месте, равно и в политической
системе как таковой. Тип опыта, получаемого
в этих институтах, различен. Индивиды
приобретают политические ориентации
путем направленного обучения – например,
на специальных уроках основ гражданственности;
но они также обучаются, сталкиваясь с
политическим опытом, который вовсе не
рассчитан на то, чтобы на нем учились,
– например, ребенок слышит, как его родители
обсуждают политические вопросы или наблюдает
за деятельностью субъектов политической
системы. Воспитание политических ориентаций
может быть и не направленным и не политическим
по своему характеру, как это бывает, когда
индивид узнает о власти из своего участия
во властных структурах семьи или школы,
или когда он узнает о том, заслуживают
ли люди доверия, из своих ранних контактов
со взрослыми14.
2.1. Развитие политической культуры в России
Пограничное положение Руси между Европой и Азией издавна сделало ее подверженной культурному влиянию как с Запада, так и с Востока, местом пересечения двух социокультурных типов: европейской и азиатской, то есть личностно-центрической, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и социоцентрической, ориентирующейся на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе весьма своеобразно: оно предполагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и непрерывную борьбу между собой. Из древней и новой России вышли не два смежных периода нашей истории. А два враждебных склада и направления нашей жизни, разделившие силы русского общества и обратившие их на борьбу друг с другом вместо того, чтобы заставить дружно бороться. С трудностями своего положения15. Возникающие на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно нашли свое отражение в противоборстве «западников» и «славянофилов», западной модели развития и модели самобытного пути России.
Внутренняя противоречивость характерна и для русского склада характера. И в других странах можно найти противоположности. Но только в России тезис оборачивается антитезисом, рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма. В этой душе — симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма, интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма, «ангельской святости» и одновременно «зверской низости»16.
Фактически вся история древнерусского государства развивала и формировала это своеобразие русской души и политической культуры. Длительное существование самоуправляющихся республик на севере страны, складывание свободного казачества на южных рубежах Руси, основы свободы и политического участия. Вместе с тем жёсткая крепостническая политика в центральных районах государства вызывала негативное отношение к праву и государству. Одновременно, продолжительное угнетение населения со стороны Золотой Орды, неоднократные смуты и связанный с ними социальный и политический хаос заставили народ понять необходимость существования государства и оказывать ему всяческую поддержку. Вехой в этой эволюции рассматривается Куликовская битва, знаменующая осознание народом простой истины: лучше быть под своим князем, чем под чужим — и понимание необходимости крепкой государственной узды17.
Являясь
культурно-зависимой
Утвердившийся авторитаризм в сочетании с феодальной средой породил, в первую очередь, идею святости монарха в индивидуальном сознании. Сделал его как бы заступником простого народа от произвола местного князя. Одновременно с этим формируется патернализм населения, приведший к массовой политической инертности, что в условиях отсутствия демократических институтов связи между властью и гражданами укрепило уже имеющийся правовой нигилизм последних. Так же это породило клиентизм в отношении политических элит.
Из
Восточно-Римской империи
Таким образом, на Руси зародился подданнический тип политической культуры с огромным влиянием патернализма, который во главу угла ставил государство с его приоритетами и ценностями. Народ подчинялся абсолютному монарху не на основе существования норм или законов, а на основе семейных традиций. Люди считали власть царя таким же естественным как власть отца над детьми. Это дополнялось различными концепциями и учениями того времени18.
С приходом на престол царя Петра I в Россию началось проникновение либеральных ценностей и идей через прорубленное им же окно в Европу. Однако носителями этих ценностей выступал правящий класс и немногочисленная интеллигенция. Которая не афишировала их открыто, так как они противоречили официальным абсолютистским идеалам, и было способно подорвать основы государства. Добровольно сменить эти идеалы и ценности было невозможно, только путём государственного переворота, что и попытался сделать сын Петра. Как это закончилось всем известно.
Также со времени Петра I можно говорить о футуризме политической культуры России — обращенности в будущее хоть, скорее всего и иллюзорное при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, крайней восприимчивости, чувствительности к новым веяниям. Однако футуризм политической культуры России приводит к тому, что как только именно футуристический потенциал конкретной модели развития ослабевает или оказывается исчерпанным, ее неумолимо сменяет следующая.
Однако это всё-таки приводит к тому, что человек начинает отходить от ценностей традиционализма и искать принципиальные решения за его рамками, осознавать себя субъектом, способным влиять на реализацию целей. В результате появился реформаторский импульс, направленный на преодоление отсталости страны, реализуемый через повышение уровня образования и культуры, использовании элементов западного потенциала. Однако, выяснилось, что новым эффективным средством саморазвития обществу необходимо научиться пользоваться, иначе оно становится средством разрушения, о чем свидетельствовало как постпетровское правление, так и царствование некоторых государей в XIX веке.
Возможно из-за того, что русский человек, будучи, в сущности, человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям. Отсюда возникала конфликтность государственного сознания русского человека, с одной стороны, и неприятие, неприязнь власти − с другой. Эта особенность приобрела свои крайние формы в советский период существования русского государства. Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью. Скорее всего, это делалось, чтобы таким образом обезопасить себя, сделать свою жизнь спокойнее. Подобное отношение к государству и властям способствовало формированию двойного стандарта в их оценке. Человек как бы раздваивался, что свидетельствовало об антиномичности политической культуры.
В советском обществе также сохранилась подданническая политическая культура, которая, несмотря на пропагандируемое общественное и политическое равенство, продолжала усиливаться. Огромное влияние на это оказывала государственная номенклатура.
Бюрократическое политическое сознание предопределило рутинный, заранее предрешённый тип политической деятельности, воспроизводство устойчивых образцов политического поведения в определённых ситуациях. Такой тип политической деятельности исключал какие-либо, хоть малейшие, изменения политических взаимодействий. Концентрация политической власти в руках государственной номенклатуры делала излишним её диалог с обществом и ограничивала появление и продвижение политических инициатив направлением сверху вниз. Политическое участие населения осуществлялось принудительно и заранее не несло в себе деятельности, ставящей целью повлиять на власть. Обычными формами выражения политической культуры населения стали митинги в поддержку принимаемых решений партии, проведения акций протеста против конкретных политических заявлений или действий западных держав.
В этот период главным
Кроме того, компартия создала
хорошо организованную и
Первые попытки модернизации политической системы были предприняты Н.С. Хрущевым и выразились в либерализации общественных отношений, в ослаблении политического идеологического контроля за индивидом со стороны властных структур. Что сразу привело к появлению диссидентского движения его политической субкультуры, которая соединила в себе ценности западных идей демократий и некоторые взгляды русской революционно-демократической мысли XIX начала XX веков. Либерализация немного ослабила политическое могущество правящего класса, вследствие чего ему пришлось использовать все средства идеологического манипулирования.
Надо
сказать, что с господствовавшей
политической культурой всегда развивалась
и противостоящая ей политическая культура,
представленная демократически настроенной
интеллигенцией, интеллектуалами, небольшой
группой партийных работников и госслужащих,
развивавшей ценности свободы и
прав человека, гражданского общества
и индивидуализма. Попытки трансформировать
советскую политическую систему,
в соответствии с этими идеалами, предпринятые
в конце 80-х годов М.С. Горбачевым, привели
к тому, что была отменена руководящая
роль КПСС в обществе. Вскоре прекратила
своё существование сама партия, а затем
и страна. Коммунистическая идеология
перестала быть государственной. Однако
заметного изменения ценностей
и стандартов политического поведения
населения не произошло. У значительной
части граждан и сейчас сохранилась подданническая
ориентация.
Политическая культура посткоммунистической России представляла собой нечто неопределенное и противоречивое. Можно сказать, что и сейчас с переменным успехом идет иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических направлений, столкнове ние совершенно различных политических субкультур. Представители этих течений говорят разными политическими языками и в силу склада своего мышления прибегают к настолько разным системам политической аргументации, что, похоже, едва понимают друг друга. С другой стороны, сужение легального политического разнообразия после событий 3—4 октября 1993 года, привело к исчезновению с политической сцены ряда радикальных оппозиционных организаций. Это вынуждает оппонентов правительства переходить к политической борьбе в рамках рыночной экономики и президентской республики, а также постепенное осознание правящими кругами важности защиты государственных интересов и учета национальной специфики России. Всё это дает надежду на будущую консолидацию российской политической культуры.
Информация о работе Политическая культура и её роль в политической жизни общества