Политическая культура и её роль в политической жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Мы ставим своей целью рассмотреть сущность понятия и явления политическая культура. Из этого вытекают следующие исследовательские задачи:

• Рассмотреть определение сущности политической культуры.

• Рассмотреть основные функции политической культуры.

• Проанализировать роль политической культуры в политической жизни общества.

• Рассмотреть особенности политической культуры в России.

Файлы: 1 файл

Политическая культура и её роль в политической жизни общества..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      Неудивительно, что гражданская культура не передается исключительно путем прямого  обучения ей. Составляющие ее ориентации и поведение соединены сложным, запутанным образом – ведь это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, – многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения. Как же тогда гражданская культура передается от поколения к поколению?

      Ответ на вопрос содержится в процессе политической социализации. Гражданская культура передается в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах – в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, равно и в политической системе как таковой. Тип опыта, получаемого в этих институтах, различен. Индивиды приобретают политические ориентации путем направленного обучения – например, на специальных уроках основ гражданственности; но они также обучаются, сталкиваясь с политическим опытом, который вовсе не рассчитан на то, чтобы на нем учились, – например, ребенок слышит, как его родители обсуждают политические вопросы или наблюдает за деятельностью субъектов политической системы. Воспитание политических ориентаций может быть и не направленным и не политическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид узнает о власти из своего участия во властных структурах семьи или школы, или когда он узнает о том, заслуживают ли люди доверия, из своих ранних контактов со взрослыми14. 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Политическая  культура в России

      2.1. Развитие политической  культуры в России

      Пограничное положение Руси между Европой и Азией издавна сделало ее подверженной культурному влиянию как с Запада, так и с Востока, местом пересечения двух социокультурных типов: европейской и азиатской, то есть личностно-центрической, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и социоцентрической, ориентирующейся на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе весьма своеобразно: оно предполагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и непрерывную борьбу между собой. Из древней и новой России вышли не два смежных периода нашей истории. А два враждебных склада и направления нашей жизни, разделившие силы русского общества и обратившие их на борьбу друг с другом вместо того, чтобы заставить дружно бороться. С трудностями своего положения15. Возникающие на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно нашли свое отражение в противоборстве «западников» и «славянофилов», западной модели развития и модели самобытного пути России.

      Внутренняя  противоречивость характерна и для  русского склада характера. И в других странах можно найти противоположности. Но только в России тезис оборачивается антитезисом, рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма. В этой душе — симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма, интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма, «ангельской святости» и одновременно «зверской низости»16.

      Фактически вся история древнерусского государства развивала и формировала это своеобразие русской души и политической культуры. Длительное существование самоуправляющихся республик на севере страны, складывание свободного казачества на южных рубежах Руси, основы свободы и политического участия. Вместе с тем жёсткая крепостническая политика в центральных районах государства вызывала негативное отношение к праву и государству. Одновременно, продолжительное угнетение населения со стороны Золотой Орды, неоднократные смуты и связанный с ними социальный и политический хаос заставили народ понять необходимость существования государства и оказывать ему всяческую поддержку. Вехой в этой эволюции рассматривается Куликовская битва, знаменующая осознание народом простой истины: лучше быть под своим князем, чем под чужим — и понимание необходимости крепкой государственной узды17.

      Являясь культурно-зависимой цивилизацией по отношению к Византии, Россия восприняла от нее не только православие, но и некоторые особенности политической культуры. Прежде всего, идею создания сильной и огромной империи, реализуя её, Русь стала большой многонациональной, разноязыковой державой. Удержать целостность такой огромной империи, в тот период мирового развития, можно было только с помощью деспотической власти и сильного централизованного государства. Понимание данного обстоятельства подводило людей к осознанию необходимости подчинения любой власти и государству.

      Утвердившийся авторитаризм в сочетании с феодальной средой породил, в первую очередь, идею святости монарха в индивидуальном сознании. Сделал его как бы заступником простого народа от произвола местного князя. Одновременно с этим формируется патернализм населения, приведший к массовой политической инертности, что в условиях отсутствия демократических институтов связи между властью и гражданами укрепило уже имеющийся правовой нигилизм последних. Так же это породило клиентизм в отношении политических элит.

      Из  Восточно-Римской империи массовым сознанием был воспринят и своеобразный космополизм — наднациональный характер, как самой политической власти, так и государственности. Это обстоятельство проявилось, прежде всего, в  неразвитости политического сознания русского народа.

      Таким образом, на Руси зародился подданнический тип политической культуры с огромным влиянием патернализма, который во главу угла ставил государство с  его приоритетами и ценностями. Народ  подчинялся абсолютному монарху не на основе существования норм или законов, а на основе семейных традиций. Люди считали власть царя таким же естественным как власть отца над детьми. Это дополнялось различными концепциями и учениями того времени18.

      С приходом  на престол царя  Петра I  в Россию началось проникновение либеральных ценностей и идей через прорубленное им же окно в Европу. Однако носителями этих ценностей выступал правящий класс и немногочисленная интеллигенция. Которая не афишировала их открыто, так как они противоречили официальным абсолютистским идеалам, и было способно подорвать основы государства. Добровольно сменить эти идеалы и ценности было невозможно, только путём государственного переворота, что и попытался сделать сын Петра. Как это закончилось всем известно.

      Также со времени Петра I можно говорить о футуризме политической культуры России — обращенности в будущее хоть, скорее всего и иллюзорное при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, крайней восприимчивости,  чувствительности к новым веяниям. Однако футуризм политической культуры России приводит к тому, что как только именно футуристический потенциал конкретной модели развития ослабевает или оказывается исчерпанным, ее неумолимо сменяет следующая.

      Однако  это всё-таки приводит к тому, что человек начинает отходить от ценностей традиционализма и искать принципиальные решения за его рамками, осознавать себя субъектом, способным влиять на реализацию целей. В результате появился реформаторский импульс, направленный на преодоление отсталости страны, реализуемый через повышение уровня образования и культуры, использовании элементов западного потенциала. Однако, выяснилось, что новым эффективным средством саморазвития обществу необходимо научиться пользоваться, иначе оно становится средством разрушения, о чем свидетельствовало как постпетровское правление, так и царствование некоторых государей в XIX веке.

      Возможно  из-за того, что русский человек, будучи, в сущности, человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям. Отсюда возникала конфликтность государственного сознания русского человека, с одной стороны, и неприятие, неприязнь власти − с другой. Эта особенность приобрела свои крайние формы в советский период существования русского государства. Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью. Скорее всего, это делалось, чтобы таким образом обезопасить себя, сделать свою жизнь спокойнее. Подобное отношение к государству и властям способствовало формированию двойного стандарта в их оценке. Человек как бы раздваивался, что свидетельствовало об антиномичности политической культуры.

      В советском обществе также сохранилась  подданническая политическая культура, которая, несмотря на пропагандируемое общественное и политическое равенство, продолжала усиливаться. Огромное влияние на это оказывала государственная номенклатура.

      Бюрократическое  политическое сознание   предопределило  рутинный, заранее предрешённый тип политической деятельности, воспроизводство   устойчивых  образцов  политического поведения в определённых ситуациях. Такой тип политической деятельности исключал  какие-либо, хоть малейшие, изменения политических  взаимодействий. Концентрация политической власти  в руках государственной номенклатуры делала  излишним её диалог с обществом и ограничивала появление и продвижение политических инициатив  направлением сверху вниз. Политическое  участие населения осуществлялось принудительно и заранее не несло в себе деятельности, ставящей целью повлиять на власть. Обычными формами выражения политической культуры населения стали митинги в поддержку принимаемых решений партии, проведения акций протеста против конкретных  политических заявлений или действий  западных держав.

        В этот период главным инструментом  политической социализации являлась, как властвовавшая Коммунистическая  партия, служившая единственным  каналом  карьерного продвижения   человека. За продвижение по службе  необходимо было платить поддержкой и политической лояльностью режиму, преданностью его  идеологии.

        Кроме того, компартия создала   хорошо организованную и достаточно  эффективную систему политической  социализации, институты которой   осуществляли процесс навязывания в сознание коммунистических идеалов и ценностей, начиная  с детского сада  и кончая зрелым возрастом.

        Первые попытки  модернизации  политической системы  были  предприняты  Н.С. Хрущевым  и выразились  в либерализации   общественных отношений, в ослаблении  политического идеологического контроля за индивидом со стороны властных структур. Что сразу привело к появлению диссидентского движения его политической субкультуры, которая соединила в себе ценности западных идей демократий  и некоторые взгляды русской революционно-демократической мысли XIX начала XX веков. Либерализация немного ослабила политическое могущество правящего класса, вследствие чего   ему пришлось использовать все средства идеологического манипулирования.

      Надо  сказать, что с господствовавшей  политической культурой всегда развивалась и противостоящая ей политическая культура, представленная демократически настроенной интеллигенцией, интеллектуалами, небольшой группой партийных работников и госслужащих, развивавшей  ценности  свободы и прав человека, гражданского общества и индивидуализма. Попытки трансформировать  советскую   политическую  систему, в соответствии с этими идеалами, предпринятые в конце 80-х годов М.С. Горбачевым, привели к тому, что  была отменена  руководящая  роль КПСС в обществе. Вскоре прекратила своё существование сама партия, а затем и страна. Коммунистическая идеология перестала быть государственной. Однако заметного изменения  ценностей  и стандартов  политического поведения населения не произошло. У значительной части граждан и сейчас сохранилась подданническая  ориентация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

  • 2.2. Роль политической культуры в жизни общества в современной России.
  •       Политическая  культура посткоммунистической России представляла собой нечто неопределенное и противоречивое. Можно сказать, что и сейчас с переменным успехом идет иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических направлений, столкнове ние совершенно различных политических субкультур. Представители этих течений говорят разными политическими языками и в силу склада своего мышления прибегают к настолько разным системам политической аргументации, что, похоже, едва понимают друг друга. С другой стороны, сужение легального политического разнообразия после событий 3—4 октября 1993 года, привело к исчезновению с политической сцены ряда радикальных оппозиционных организаций. Это вынуждает оппонентов правительства переходить к политической борьбе в рамках рыночной экономики и президентской республики, а также постепенное осознание правящими кругами важности защиты государственных интересов и учета национальной специфики России. Всё это дает надежду на будущую консолидацию российской политической культуры.

    Информация о работе Политическая культура и её роль в политической жизни общества