Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:32, сочинение
Целью написания данного эссе является изучение основ теории и практики формирования политических плюралистических отношений в современной России, а также формулировка сущности плюрализма и его основ.
Такая цель обусловливает необходимость решения данных задач:
- изучить теоретико-методологический базис современных исследований проблемы становления политического плюрализма в современном российском обществе и предложить социологическое и политологическое понимание причинно-следственных связей, влияющих на его утверждение;
Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВый университет
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Факультет
«Налоги и налогообложение»
ЭССЕ
на тему «Плюрализм. Основы политического плюрализма.
Развитие политического плюрализма в современной России.»
Студент группы № Н1-2
Брагина Кристина Сергеевна
МОСКВА – 2013
Актуальность темы заключается в социально-противоречивом характере сегодняшнего развития страны, состоянии острого противоборства партий и общественных движений, столкновении позиций различных социальных групп и оценок, выносимых общественным мнением одним и тем же явлениям социальной действительности, обуславливает актуальность социологических и политологических исследований по проблемам становления политического плюрализма в настоящее время и в перспективе.
Из этого следует, что проблема становления плюрализма в политической сфере жизни российского общества представляется весьма актуальной с точки зрения выявления как его сущности, так и условий развития.
Целью написания данного эссе является изучение основ теории и практики формирования политических плюралистических отношений в современной России, а также формулировка сущности плюрализма и его основ.
Такая цель обусловливает необходимость решения данных задач:
- изучить теоретико-
- раскрыть сущность
- исследовать политический
- изучить особенности влияния
современной российской
- выявить характер восприятия
населением России
Начать следует с определения
плюрализма, как явления, в общем его виде. Плюрали́зм (от лат. pluralius
Термин плюрализм может относиться к философии, политологии, религии, также существует идеологический плюрализм и т.д.
Политический плюрализм – это официальное признание допустимости разнообразия взглядов, подходов, позиций, концепций в общественно-политической сфере.
Более глубоко понять смысл политического плюрализма поможет обращение к истокам, тем более что многие аспекты его генезиса исследованы слабо. Политические основы плюрализма (не употребляя это понятие) впервые проанализировал французский мыслитель А. Токвиль в работе «Демократия в Америке» в 1835 году. Особое внимание в его исследовании уделялось характеристике либерально-демократической системы государственного руководства, утвердившейся в Северной Америке, выяснению формирования воли большинства, способов ее реализации.
В начале XX века идеи плюрализма привлекали пристальное внимание западных теоретиков социал-демократического движения. В частности, в Великобритании видный ученый-политолог, теоретик лейборизма Г. Ласки широко использовал понятие плюрализма в таких своих работах как: «Учение о проблемах суверенитета» (1917), «Грамматика политики» (1925).
После Второй мировой войны различные варианты плюрализма начали применяться в идеологических целях для обоснования незыблемости буржуазно-демократических порядков, критики коммунизма. Буржуазные пропагандисты на первый план выдвигали антитоталитарную сущность данного мировоззрения. Ее направленность — с одной стороны, против сталинской модели социализма, деформаций советского общества, с другой — против фашизма.
Заслуживает внимания содержание идей плюрализма, распространенных на Западе, оформленных в виде концепции «плюралистической демократии». Важнейшим ее постулатом является утверждение, что политическая власть расслаивается, осуществляется не только государственными структурами, но, различными объединениями граждан: прежде всего политическими партиями, ассоциациями предпринимателей, профсоюзами. Тем самым якобы преодолеваются тенденции к авторитаризму, бюрократизму, создаются условия для обеспечения прав, свобод, интересов индивида. Политическая история показала, что подобное бывает далеко не всегда, многое зависит не только от провозглашенных формально-юридических возможностей, но и от реальных материально-организационных гарантий, конкретной общественно-политической ситуации.
Истоки плюрализма в современной России коренятся в многомерности общества, структура которого весьма сложна, не может быть охарактеризована хрестоматийно, а следовательно, упрощена как «два класса, одна прослойка». Причем в условиях глубоких политических, экономических преобразований, в период становления цивилизованной рыночной экономики социальная структура не упрощается, а, наоборот, усложняется. Помимо наиболее распространенных социальных групп (рабочих, членов сельскохозяйственных кооперативов, ассоциаций, служащих, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью) существуют другие категории: пенсионеры, военнослужащие, домохозяйки, а также предприниматели, безработные. Долгое время считалось, что безработица присуща лишь странам Запада, развивающимся государствам, в результате проведения политики гласности, демократизации выяснилось, что безработные есть, в нашей стране.
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Основой плюрализма являются конкретные социальные позиции, интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности общества. Политический плюрализм предполагает легальную борьбу в рамках Конституции, закона всех политических сил, дает возможность сохранять меньшинству идейно-организационные структуры, включая оппозицию, осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений. Плюрализм создает условия для согласования основных социально-политических интересов, предотвращает эскалацию конфликтов.
Гарантиями функционирования политического плюрализма являются: существование рыночных отношений, наличие конкуренции, возможность участия народа в управлении государством, децентрализация государственной власти, развитая политическая культура личности и общества. | ||
Назначение политического плюрализма — выявление интересов социальных субъектов через сопоставление взглядов, мнений, идей в атмосфере демократических дискуссий для поиска истины и достижения на ее основе приемлемых, компромиссных решений во имя общих целей, обеспечения единства действий различных политических сил. | ||
Наиболее полно политический плюрализм функционирует в демократической политической системе, предоставляющей всем гражданам, политическим партиям и движениям возможность открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их рациональный баланс, возможность создания многочисленных независимых центров политического влияния, предотвращающих узурпацию власти сильными общественными группами и даже политическим большинством. | ||
Политический плюрализм наиболее ярко проявляется в двухпартийной или многопартийной системе общества. | ||
Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править страной. Создается правящая коалиция или правительство, не располагающее большинством в парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с другими партиями. Требование создания многопартийной системы вытекает из попыток привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой. Можно выделить следующие наиболее характерные черты многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация; легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способных реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у власти.
|
Советская конституционная теория не использовала понятие «плюрализм», считая его излишним или чуждым нашему обществу, идеологии. Поэтому длительное время оно не применялось законодателем. Между тем опыт цивилизованного развития показывает, что характерные черты политического плюрализма обычно закрепляются в текущем, конституционном законодательстве. В Российской Федерации впервые о плюрализме в самом общем виде было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июля 1990 года (ч. 12), а затем в соответствующих статьях Конституции России.
Наиболее последовательно, полно важнейшие аспекты плюрализма отражены в Конституции РФ 1993 года (ст. 13, 14), к числу которых относятся:
Признание идеологического многообразия сопровождается признанием политического многообразия, многопартийности, которая является структурированным выражением идеологического многообразия, его оформлением в виде различных политических партий, объединяющих граждан в зависимости от их социальной, политической ориентации. Федеральный закон от 11 июля 2001 года "О политических партиях" предусматривает принципы образования, регистрации, деятельности политических партий, их региональных отделений, государственную поддержку, государственное финансирование политических партий (в зависимости от полученных на выборах голосов), формы их участия в выборах, гарантии их деятельности, контрольные механизмы за соблюдением ими Конституции Российской Федерации, законодательства.
Для Конституции безразлично количество политических партий, их численный, социальный состав, идеология, пр. Она ограничивается установлением организационных, функциональных параметров существования общественных объединений. Речь идет, с одной стороны, о том, что принципы организации общественного объединения не должны противоречить требованиям демократии, прав человека в том виде, в каком они выражены в Конституции, и, с другой стороны, цели, деятельность общественных объединений должны быть тождественны конституционному строю.
Принцип многопартийности означает также законность политической оппозиции. Конституция легализует мирное, ненасильственное соперничество политических партий за участие в осуществлении государственной власти в установленных Конституцией парламентских, иных формах.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПЛЮРАЛИЗМА
Симптоматично, что в действующем Законе об образовании 1992 года (в редакции от 12 июля 1995 года) плюрализм закреплен в качестве одного из принципов государственной образовательной политики (ст. 2).
С учетом этого конституционного начала строит свою работу Государственная Дума Федерального Собрания России. Согласно ст. 3 Регламента деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия, многопартийности, свободного, коллективного обсуждения, решения вопросов. Свидетельством различных политических позиций, пристрастий избирателей, свободно выразивших свою волю на парламентских выборах (декабрь 1995 года), являются депутатские фракции в Государственной Думе.
Прямое отношение к плюрализму имеет конституционное право граждан на объединение. Все российские граждане могут вступать, образовывать, выходить из общественных объединений, включая политические партии, профсоюзы. Деятельность объединений свободна, государство не вмешивается в их работу. Они действуют в соответствии с собственными уставами (положениями) в рамках установленного законодательства. Никто в России не может быть принужден к вступлению в какую-либо общественную организацию или пребыванию в ней. Членство в объединении не может служить основанием предоставления государственных привилегий.
Плюрализм отражен в ряде актов текущего законодательства, хотя, не так последовательно, как это должно быть. Так, в апреле 1995 года был принят первый российский самостоятельный Закон об общественных объединениях. Законодатель под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в его Уставе (ст. 5). Впервые предусмотрены организационно-правовые формы этих объединений: общественная организация (включая политические партии); общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Подготовлены, действуют принятые в 1995 году специальные законы об отдельных видах объединений: о благотворительной деятельности, благотворительных организациях, о государственной поддержке молодежных, детских общественных объединений, о профессиональных союзах.