Партийные системы. Политическая система в России, её особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Партийная система – это совокупность политических партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании органов государственной власти и образующих механизм борьбы или сотрудничества. То есть партийную систему составляют устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по учебной  дисциплине:

«Основы социологи  и политологии»

на тему: «Партийные системы.

Политическая  система в России, её особенности»

 

1. Партийные системы

 

Партийная система – это совокупность политических партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании органов государственной власти и образующих механизм борьбы или сотрудничества. То есть партийную систему составляют устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Партийные системы противостоят апартийным, то есть таким формам организации политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларированный характер (как было в СССР, Албании или происходит и сейчас на Кубе, в КНДР).

Тип партийной системы  зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

- форма государственного  правления. В условиях президентской  формы правления партии главным  образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае идёт речь лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьёзных участников борьбы, в связи, с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идёт не за единственную должность, наблюдается большее количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

- избирательная система.  Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов, та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Наличие определённого барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

- наличие постоянного  раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.

Проводя классификацию  партийных систем, следует учитывать 3 основных показателя:

1. число партий;

2. наличие и отсутствие  доминирующей партии или коалиции;

3. уровень соревновательности  между партиями.

В политологии достаточно распространена схема, согласно которой  существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Однопартийная система – характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешённых политических партий. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

В политической науке  выделяются:

1. однопартийные системы  в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий;

2. фактически однопартийные системы («искусственная многопартийность»), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий-сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронты, жёстко регламентируется.

Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-1990гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии. Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае, где на ряду с правящей коммунистической партией действует ещё несколько партий входящих в единый «народно-демократический фронт», демонстрируя некое «политическое единство».

Двухпартийная система (бипартизм) – это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, при чём одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум партиям управлять попеременно.

Существуют следующие разновидности двухпартийной системы:

1. классический вариант (США,  Великобритания), где  две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти;

2. система «двух с половиной  партий», или «две плюс одна  партия», при которой рядом  с двумя основными партиями  появляется третья, менее сильная,  но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных партий, эта третья партия влияет на конечный успех одной из сильных партий и, таким образом, определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75-80% голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».

Многопартийная  система – это система, где действуют три партии и более, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. В противоположность достаточно жёсткой двухпартийной модели многопартийная система, где взаимодействие осуществляют более двух партий, отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты.

В числе разновидностей партийных  систем отмечается трёх-, четырёх- и  пятипартийные системы, атомизированные  и т.п. Общим критерием для такой  классификации является число влиятельных  партий в государстве, получивших в  результате выборов парламентское  представительство.

Многопартийные системы подразделяются на:

1. партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или группы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

2. партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от трёх до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находится у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двухсторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведётся центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.

Трезвый подход к оценке политического  развития казалось бы свидетельствует, что наилучшие условия для демократического развития общества создаёт многопартийная система, которая располагает большими возможностями для того, чтобы выражать интересы не только крупных, но и незначительных групп населения. Тем не менее, не все политологи отдают предпочтение этой системе. Некоторые из них считают, что излишняя многопартийность нежелательна и даже опасна для государства. Поэтому они отдают преимущество двухпартийной системе.

2. Политическая система России, ее особенности.

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т. Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех систем: экономической, политической, социальной и духовной, каждая из них выполняет определенные функции.

Политическая система  существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. “Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции”. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. “Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание.

В конце XX века в России произошел один из глубочайших кризисов  политической системы, связанный  со  сменой политической системы и типа общества и его существенных  характеристик (норм собственности, экономических отношений и т.п.), который сопровождался некоторыми  революционными преобразованиями.

Переход к новой политической системе не представляет собой однозначно необратимый процесс, создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы  и механизмы социальной эволюции, а этот переход характеризуется общественными противоречиями. Во-первых, рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни и социальному статусу. Во-вторых, процессы рационализации общественных отношений, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективные ценности, самобытные традиции и могут быть не поняты большинством населения.

Переход от тоталитаризма к демократии в конце 80-х годов осуществлялся при кризисе легитимности власти. Прежний режим обеспечивал свою легитимность тотальной обработкой населения, а также социальной поддержкой. Власть формировалась, закрыто -  узким кругом. Создание демократических институтов обусловило другие способы легитимности власти, наиболее важным из них является свобода выбора. Однако сформированные демократические институты не были поняты значительной частью населения. Введение резкого имущественного расслоения не находит понимания у населения, которое за долгое время правления КПСС привыкло к социальному равенству и справедливости.

Еще одним фактором, усугубляющим кризис политической системы, является то, что процесс формирования политических партий в России на много опережает становление структуры интересов социальных групп. В результате появляются партии, движение которых в большинстве случаев кроме их лидеров и приближенных никто не поддерживает, поэтому социальный вес их крайне мал. В данный момент очень актуален еще один момент: политика предполагает взаимодействие всех политически значимых сил и в первую очередь - взаимодействие власти и общества. Политические партии устраивают баталии между собой или объявляют бойкот  друг  другу. Президент, Правительство находятся в постоянных противоречиях с парламентскими фракциями, и очень редко приходят к согласию между собой. Все это не способствует доверию народа политической власти в стране. Политическая элита очень далека от проблем и чаяний народа. Этого как раз и не хватает нашей российской власти, у которой взаимодействие проявляется только раз в четыре года (в предвыборную компанию).

Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система. Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания. Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелегитимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

Информация о работе Партийные системы. Политическая система в России, её особенности