Особенности правовой и избирательной культуры студенческой молодежи Ульяновской области
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:08, реферат
Краткое описание
Цель работы – подробно рассмотреть правовую и электоральную культуру молодежи и выявить те тенденции, которые наиболее характерны для Ульяновской области. Задачи: 1. Определить что такое правовая и избирательная культура, ее основные составляющие 2. Охарактеризовать электоральное поведение как фактор гражданской активности 3. Выявить особенности политической культуры молодежи Ульяновской области 4. Дать рекомендации по повышению правовой культуры и электоральной активности студентов региона
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Правовая и избирательная культура молодежи: понятие, структура, модели электорального поведения 4 1.1. Правовая и избирательная культура студенческой молодежи как объект исследования 4 1.2. Электоральное поведение: модели, концепции политического участия, электоральные и установки 4 Глава 2. Политическая культура как фактор электоральной активности студенческой молодежи (на примере Ульяновской области) 11 2.1. Особенности политической культуры студенческой молодежи Ульяновской области 11 2.2. Способы повышения правовой культуры и электоральной активности студенчества 13 Заключение 18 Список литературы 19
2.1.
Особенности политической культуры
студенческой молодежи Ульяновской области
Одна из потребностей индивида
как участника политического процесса
– необходимость в определении своей
политической идентичности, которая позволяет
придать цельность и относительную непротиворечивость
духовному миру человека. Идентификация
себя с другими в электорате одной партии
или кандидата – одна из функций избирательной
культуры, представляющая собой фактор,
интегрирующий сознание членов коллективов
в относительно единой электоральной
культуре страны.
Процесс усвоения норм и ценностей
электоральной культуры в ходе коммуникации
идет отнюдь не самопроизвольно. Значительная
часть субъектов электорального процесса
заинтересована в формировании у избирателей
определенных установок. Особенно важным
субъектом, как для нашего исследования,
так и для современной политической ситуации
в России, является студенческая молодежь.
Установки для этой группы формируют через
СМИ, информационные потоки, которые могут
размывать сложившиеся стереотипы и задавать
новые стандарты образа жизни, смыслов,
ценностей, норм и мотивов электорального
поведения, или, напротив, эксплуатировать
такие стереотипы, ожидания, опасения
в целях поддержки определенной позиции
при политическом голосовании и формирования
политического доверия по отношению к
партиям, индивидам и группам.
Сегодня в молодежной среде
Ульяновска можно наблюдать две диаметрально
противоположные тенденции. С одной стороны,
это стремление активно участвовать в
политической жизни, с другой – апатия
ко всем политическим процессам, происходящим
в государстве.
Первая тенденция проявляется
в активной работе различных молодежных
политических организациях, активно поддерживаемых
Правительством Ульяновской области.
К ним относятся Молодежное Правительство
Ульяновской области, политическая школа
при губернаторе, семинары в вузах, посвященные
повышению избирательной грамотности,
молодежные дебаты, предвыборные акции
и кампании. Активность молодежи в последних
парламентских выборах была очень высока:
по данным, опубликованным на официальном
сайте Правительства Ульяновской области,
проголосовало около 80% молодого населения
Ульяновска. Это очень высокий показатель
по сравнению с другими регионами. Однако
для таких результатов была проведена
особая акция, в народе названная «Шестидесятники».
Смысл был в следующем: набирались активные
молодые люди, которые должны были «завлечь»
60 студентов, обучающихся в том же вузе,
на выборы 4 декабря. Своеобразным «призом»
за то, что ты проголосовал, был билет на
концерт популярных исполнителей.
Подобная акция имела успех, так как воздействие
на молодой электорат происходило через
знакомых людей, своеобразных «лидеров
мнений».
На мой взгляд, есть определенные
сомнения, насколько данные результаты
явки студентов могут говорить о высоком
уровне их правовой и избирательной культуры.
С одной стороны, прослеживается сильное
административное давление на студентов9 (особенно, из области, которые
голосуют на участке университета), а с
другой – влияние друзей, выполнение их
просьбы. Мы не можем точно сказать, как
студент лично относится к процессу выборов
и необходимости участия в них как выражения
своей гражданской позиции.
Еще одной особенностью именно
Ульяновской студенческой молодежи являются
довольно оппозиционные настроения в
политической сфере. Главный показатель
– это довольно большое количество участников
из студентов в митингах «За честные выборы».
Как известно, основными политическими
силами, проводящими митинги, являются
партии КПРФ и ЛДПР, которые стоят в оппозиции
к правящей партии «Единая Россия».
Несмотря на это, существует
большая проблема пассивности избирателей,
правового и избирательного нигилизма,
практически детского отношения к политическому
процессу в стране: «Я не смотрю новости,
там ничего хорошего не показывают», «Я
не буду голосовать, все равно ничего не
изменится» и т.д.
Эти тенденции не должны оставаться
без внимания органов власти, необходимо
предпринимать действия по повышению
правовой и избирательной культуры студентов.
2.2.
Способы повышения правовой культуры
и электоральной активности студенчества
Как воспитать у молодых избирателей
чувство высокой гражданской ответственности
за будущее России? Как вовлечь их уже
сегодня в управление государственными
и общественными делами через различные
формы молодежного самоуправления? Как
повысить правовую культуру молодого
поколения, и какова роль детских и молодежных
общественных организаций в этом процессе?
Выделяются две формы привлечения
молодежи к участию в выборах: устная и
письменная. Письменная форма выражается
с помощью таких методов, как изучение
всевозможной литературы, работа в библиотеках,
чтение популярной политической литературы
и т. п., то есть, мы имеем дело с письменными
либо электронными источниками. Выражение
устной формы - это то, что мы воспринимаем
через органы слуха и зрения, когда смотрим
телевизор, слушаем радио, участвуем во
всевозможных обсуждениях и т. д.
Повышение общей культуры и
воспитание вообще происходит при помощи
восприятия информации извне, таким же
образом происходит повышение и правовой
культуры. Но, что же может узнать молодой
человек об избирательной системе, если
ему никто не расскажет, ведь мало кто
будет самостоятельно искать информацию
о выборах.
Основными формами привлечения
молодежи к участию в выборах являются:
Семья. Необходимо проводить
мероприятия, повышающие правовое воспитание
родителей. Существует большая вероятность
того, что если родители участвуют в выборах
и проявляют активную гражданскую позицию,
то и дети тоже будут участвовать в выборах.
Школы и высшие учебные заведения.
Необходимо создавать школьные кружки.
Исследования показали, что чем выше степень
участия школьников во внеурочное время,
тем выше их уровень политической грамотности
и активности. Создание дискуссионных
клубов, землячества для развития политической
и правовой культуры.
Волонтерские движения - добровольные,
бескорыстные участия молодежи в различных общественных проектах.
СМИ. Значительная часть информации
о выборах молодое поколение получает
через СМИ, поэтому
необходимо просматривать
и обсуждать проблемы государственного
устройства, систему
выборов, права
и обязанности граждан и т.д.
Партии и общественные движения.
Наибольшее внимание уделяют проблемам
молодежи, создание молодежных организаций,
что является весомым фактором вовлечения
молодежи в электоральный процесс.
Задача состоит
в том, чтобы разработкой и
реализацией действенной системы
мер (правовых, экономических, организационных)
успеть переломить реальными
делами политико-психологическое
противостояние власти
подавляющей части молодежного
электората. Молодежь
волнует кризис духовности, падение
уровня культуры в молодежной
среде, нравственная деградация
общества в целом. Она остро
реагирует на проявление социальной
несправедливости и ощущает себя
на историческом перепутье. Молодые
люди считают, что в
настоящее время нравственному
воспитанию молодежи уделяется
очень мало внимания,
что необходимо возращение
системной воспитательной работы,
в том числе по
проблемам граждановедения. Имеется
еще один негативный фактор, снижающий
электоральную активность
молодежи, который
отмечают практически все эксперты, - это
использование молодежи на выборах в качестве
объекта манипулирования. Молодежь вовлекают
в избирательный процесс, используя различного
рода шоу, формируют эмоциональную связь,
которая реализуется в акте голосования,
а потом благополучно забывают о ней до
следующих выборов. В
результате в сознании
молодежи возникает негативная
эмоция, что "тебя использовали".
Таким образом, низкий уровень
электоральной активности молодежи является
вполне закономерным результатом двух
процессов. Первый -отстранение государства
от молодежи и от решения ее проблем. Второй
-использование молодежи
в электоральном процессе
более сильными социальными
группами как средства достижения своих
групповых целей. Государство не способствует
включению молодежи в социально-политические
институты через школы и СМИ, а неопытная
молодежь легко становится объектом манипулирования
нечистоплотных политиков. В результате
молодежь чувствует себя обманутой и повторять
свой опыт политической участия особого
желания не испытывает.
Факторы повышения
электоральной активности
В основной своей массе молодежь
оказалась представленной самой себе,
что, естественно, сказалось на характере
ее общей и политической социализации,
формировании гражданских качеств, социального
и политического поведения, в том числе
и электорального. За годы реформ в молодежной
среде сложилась особая негативно-психологическая
атмосфера, своя система ценностных ориентации.
Переломить сложившееся политико-психологическое
отчуждение молодежи возможно лишь реальными
проектами политических и социальных
институтов, созданием для нее правовых,
экономических и организационных условий
и гарантий, обеспечивающих ей субъектное
отношение к проводимым в стране реформам.
Во-первы, приоритетность
государственной молодежной политики.
Это принцип долгосрочного
инвестирования в молодежную политику
в целом и в первую очередь в ее социальную
составляющую. Это означает, что государство
в полной мере должно выполнять свои регулятивные
и социализационные функции по отношению
к молодежи как социальной группе, которая
в ближайшей перспективе объективно должна
стать главной социальной опорой становящейся
демократической политической системы
страны. Повышение электоральной активности
молодежи, как показывают результаты проведенного
исследования, во многом будут зависеть
от того, насколько быстро государство
сумеет преодолеть сложившееся в молодежной
среде отчуждение от властных и социальных
институтов, сумеет создать реальные условия
для активного, субъектного включения
молодежи в созидательный процесс реформирования
во всех сферах общественной жизни страны.
Но долгосрочное инвестирование
в молодежную политику - это не только
финансовые вливания в нее. Это и формирование
идеалов, ее нравственных принципов и
установок, на базе которых происходит
становление ее гражданских качеств, проявляется
сущность ее отношения к политике, формам
политического участия. Принцип долгосрочности
инвестирования в молодежную политику
предполагает, что получение желаемого
результата в этой сфере, как показывает
мировая практика, можно ожидать в границах
жизни одного поколения.
Во-вторых – необходимость учета
последствий процесса социального расслоения
в молодежной среде при формировании государственной
молодежной политики. Это означает,
что через систему государственного регулирования
необходимо создавать более или менее
равные стартовые возможности для представителей
различных групп российской молодежи.
При этом важно учитывать и региональные
аспекты этой проблемы.
На электоральную активность
российской молодежи уже сейчас серьезно
влияет процесс социального расслоения.
Доступность получения образования, высокооплачиваемой
работы, возможность создания семьи, приобретения
жилья и получения других социально значимых
благ для основной массы молодежи становятся
сложными и взаимно обуславливающими
проблемами.
Но проблема в том, что государству
необходимо привлечь внимание общества
к молодежи, найти пути и способы включения
самой молодежи в решение собственных
проблем, помочь молодежи мобилизовать
социальные и финансовые ресурсы для их
решения. Включение молодежи в решение
собственных проблем - это стратегический
путь политической социализации молодежи,
поскольку только на этом пути она осознает
необходимость своих представителей в
органах власти и свое влияние на политику.
Нужно показать молодежи, что
государственное устроительство необходимо,
прежде всего, для нее молодежи, что это
"наше" государство, защищающее и
отстаивающее "наши" интересы на
всех уровнях, что необходимы специальные
программы органов власти, повышающие
доверие населения. Особую роль здесь
должны играть средства массовой информации,
предоставляя молодежи каналы для выражения
своих интересов и прививая культурные
формы этого выражения.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить,
что исследование темы правовой и избирательной
культуры вообще, и в молодежной среде,
в частности, имеет большое значение в
рамках построения в России развитого
гражданского общества. Отношение граждан
к процессу выборов, как лакмусовая бумага,
помогает определить степень приверженности
населения демократическим ценностям.
Таким образом, диагностика существующего
политического и демократического климата
в стране, попытки повлиять на его формирование,
несомненно, внесут свой вклад в обеспечение
реального соблюдения избирательных стандартов
в Российской Федерации.
Опыт правового воспитания
молодежи, формирования правовой культуры,
повышения электоральной активности в
российской практике пока невелик. Этой
проблематикой должны заниматься все
уровни власти: от государственной до
муниципальной.
Основное требование к молодежной
политике в ситуации, когда необходимо
преодолеть электоральную пассивность,
- это отказ от давления.