Особенности правовой и избирательной культуры студенческой молодежи Ульяновской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:08, реферат

Краткое описание

Цель работы – подробно рассмотреть правовую и электоральную культуру молодежи и выявить те тенденции, которые наиболее характерны для Ульяновской области.
Задачи:
1. Определить что такое правовая и избирательная культура, ее основные составляющие
2. Охарактеризовать электоральное поведение как фактор гражданской активности
3. Выявить особенности политической культуры молодежи Ульяновской области
4. Дать рекомендации по повышению правовой культуры и электоральной активности студентов региона

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Правовая и избирательная культура молодежи: понятие, структура, модели электорального поведения 4
1.1. Правовая и избирательная культура студенческой молодежи как объект исследования 4
1.2. Электоральное поведение: модели, концепции политического участия, электоральные и установки 4
Глава 2. Политическая культура как фактор электоральной активности студенческой молодежи (на примере Ульяновской области) 11
2.1. Особенности политической культуры студенческой молодежи Ульяновской области 11
2.2. Способы повышения правовой культуры и электоральной активности студенчества 13
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

1osobennosti_pravovoy_i_izbiratelnoy_kultury.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Особенности правовой и избирательной культуры студенческой молодежи Ульяновской области»

 

 

 

 

Выполнил

Бубнов Алексей, гр. Эд-31

 

Проверил

доцент, к.и.н. Зосименко И.А.

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение

В современном российском политическом процессе возрастает роль молодого поколения, все чаще встает вопрос о повышении уровня его правовой культуры и электоральной активности. Это обусловлено тем, что старшее поколение со временем отходит на второй план и молодежь вскоре станет главным участником политической жизни страны. Однако основными тенденциями для молодежи на данном этапе являются правовой нигилизм и инфантилизм.

Поэтому проблема заключается, с одной стороны, в необходимости активного участия молодежи в политической жизни страны, что, прежде всего, достигается благодаря повышению ее политической культуры, а с другой – в непонимании молодежью своей роли для общества, пассивность в проявлении своей гражданской позиции.

Актуальность темы обусловлена не только возросшей ролью молодежи, особенно студенчества, в электоральном процессе, но и пристальным вниманием к проблеме со стороны органов власти, как на государственном, так и на региональном уровнях.

Объектом исследования является правовая и избирательная культура, предметом – их особенности в молодежной среде Ульяновской области.

Цель работы – подробно рассмотреть правовую и электоральную культуру молодежи и выявить те тенденции, которые наиболее характерны для Ульяновской области.

Задачи:

  1. Определить что такое правовая и избирательная культура, ее основные составляющие
  2. Охарактеризовать электоральное поведение как фактор гражданской активности
  3. Выявить особенности политической культуры молодежи Ульяновской области
  4. Дать рекомендации по повышению правовой культуры и электоральной активности студентов региона

 

 

Глава 1. Правовая и избирательная культура молодежи: понятие, структура, модели электорального поведения

Сложно переоценить роль повышения правовой и избирательной культуры в молодежной среде. Современный политический процесс неизбежно ведет к передаче студенчеству активной позиции в электоральном процессе. В этой главе мы рассмотрим наиболее общие положения о правовой и избирательной культуре, рассмотрим их структуру, основные понятия, а также проанализируем модели электорального поведения как основы избирательного процесса.

1.1. Правовая и избирательная культура студенческой молодежи как объект исследования

 

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе1. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Из определения, приведенного выше, следует, что правовая культура – это некоторое «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из пребывающих в том или ином состоянии (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

Правовая культура общества выражается, таким образом, в уровне правового развития субъекта – различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

 

Избирательная культура обычно раскрывается через активность избирателей, осознанность их участия в электоральном процессе и осмысленность выбора. Избирательная культура - это относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения и электоральных отношений, избирательного процесса в целом, коллективная память людей о выборных процессах. Она самым непосредственным образом связана с общей политической культурой общества и конкретного человека.

Для избирательной культуры определяющими являются два показателя: ответственность (понимание значимости выборов, интерес к ним и желание разобраться в ситуации) и компетентность (умение оценить ситуацию, соотнести свои интересы с предложениями и личными достоинствами кандидатов и партий) избирателя.

В избирательной культуре можно выделить некоторые аспекты, которые характеризуют ее в более широком понятии культуры политической:

  1. избирательная культура включает психологические ориентации индивидов, их групп и общества, связанные с существованием электорального процесса;
  2. избирательная культура, в отличие от иных разновидностей культуры политической, не может существовать вне правовых рамок;
  3. избирательная культура охватывает только те ориентации субъектов электорального процесса, которые связаны с публичной политикой;
  4. явление избирательной культуры вовлекает в сферу политики практически каждого члена общества; при этом следует отделять от избирательной культуры более узкое понятие – культуру электората (избирателей, обладающих активным избирательным правом)2.

Сущность избирательной культуры может быть рассмотрена через призму составляющих ее элементов духовной и материальной культуры. Состояние избирательной культуры обусловлено совокупностью норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения социальной общности, а также господствующими экономическими отношениями. Состояние избирательной культуры обусловлено, в частности, содержанием существующих в социуме формально-правовых институтов, субъективных прав участников электорального процесса и их правовой культуры.

Избирательная культура отдельных социальных группи целого общества является важнейшим интегрирующим фактором и механизмом передачи политического опыта. Это механизм передачи из поколения в поколение ценностей, норм, моделей поведения. Процесс этот не прямолинеен и внутренне противоречив, поэтому элементы культуры, приходящие из опыта предшествующих поколений, можно разделить на соответствующие потребностям данной политической системы (функциональные), а также противоположные природе этой системы (дисфункциональные). Последние проявляются особенно остро в периоды общественных потрясений.

 

1.2. Электоральное поведение: модели, концепции политического участия, электоральные и установки

 

При анализе проблем электорального поведения исследователи чаще всего исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой и права оказывать влияние на ход политических событий, поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы».3 Выделяют два вида политического участия:

а) конвенциональное (осуществляемое в рамках закона);

б) неконвенциональное (выходящее за рамки закона).

В качестве важнейшего вида конвенционального участия признаются электоральное поведение, которое согласно данной концепции является как раз той возможностью и ресурсом, с помощью которого человеку удается оказывать влияние на ход политических событий в государстве.

При изучении электорального поведения рассматривается также такое явление как электоральная установка, которая, в свою очередь, разделяется на общую и частную. Электоральная установка – это разновидность социальной установки, понимаемая как «готовность вести себя заданным образом в определенной социальной ситуации, в заданном общественном контексте».4 Из чего можно сформулировать определение электоральной установки, как готовности избирателя принимать (не принимать) участие в выборах и голосовать за определенного кандидата.

Общая электоральная установка измеряется электоральной активностью, то есть долей населения, собирающегося принять (не принять) участие в голосовании. Частную электоральную установку можно определить, как готовность избирателей проголосовать «за» или «против» определенного кандидата (партию). В структуру частной электоральной установки входят: знания, оценки, чувства, убеждения избирателя, относящиеся к конкретному политическому лидеру (партии).

Под моделями электорального поведения понимают «совокупности параметров, в соответствии с которыми избиратели будут делиться на относительно однородные группы. При этом суть модели заключается в определении веса факторов, в разной степени влияющих на поведение избирателей определенной группы, а так же в механизмах принятия решения, отличающих одну группу избирателей от другой».5

Классификация моделей электорального поведения включает в себя:

• «активистскую» модель, согласно которой избиратели принимают участие в голосовании всех уровней и подразделяются на два типа: «последовательные активисты» (отличающиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку значимости результатов голосов) и «непоследовательные активисты» (отличаются тем, что не проявляют интереса к предвыборным кампаниям и не считают результаты голосования важным для себя);

• модель «колеблющихся предпочтений», согласно которой электорат в одних выборах принимает участие, а в других не принимает и характеризуется параметрами последовательности и непоследовательности, представленными в «активистской» модели;

• «абсентеистскую» модель, в которой избиратель не принимает участие в голосовании. Выделяются также «последовательные абсентеисты», характеризующиеся отсутствием интереса к предвыборной кампании и имеющие отрицательную оценку значимости результатов голосования; а также «непоследовательные абсентеисты», характеризующиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку важности результатов голосования для себя6.

Большинство политологов и специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение такой специфичной части населения как молодежь, выделяют его четыре типа:

• Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;

• Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;

• Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;

• Апатичный («никакой») тип. Характеризуется «активной политической пассивностью», уверенностью в том, что всё равно ничего не получится.7

К сожалению, последний тип вышеприведенной классификации продолжает лидировать в российской действительности. Политика для молодежи – не самая важная сфера деятельности. Ее больше интересует личная жизни и профессиональная самореализация. Причем, эта ситуация с электоральной пассивностью приняла «характер эпидемии, стала неуправляемой».8

 

Глава 2. Политическая культура как фактор электоральной активности студенческой молодежи (на примере Ульяновской области)

Электоральная активность студенческой молодежи Ульяновска за несколько последних месяцев сильно возросла, исходя из официальных показателей. Но насколько на это повлияла политическая культура студентов – вопрос. В этой главе мы рассмотрим особенности развития политической культуры студенческой молодежи в Ульяновске, основные действия органов власти по ее повышению и дадим рекомендации по увеличению уровня электоральной активности молодого поколения.

Информация о работе Особенности правовой и избирательной культуры студенческой молодежи Ульяновской области