Основные этапы развития римской юриспруденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:26, реферат

Краткое описание

Юриспруденция- это правоведение, юридическая наука, которая изучает право, отдельные его отрасли, историю и теорию происхождения и развития государства и права, закономерности их возникновения и функционирования. Юридическая наука - одна из древнейших наук, так как право исторически возникло и сформировалось вместе с государством, а, в некотором смысле, даже раньше государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3стр.
1. Основные этапы развития юриспруденции в Древнем Риме.
1.1. Римская юриспруденция в эпоху принципата………………………....................4стр.
1.2. . Римская юриспруденция в эпоху домината ………….………………………….5стр.
2. Кодекс Юстиниана и его роль в становлении европейского права.
2.1.Краткая история создания Кодекса Юстиниана, его содержание и структура…10стр.
2.2. Роль Кодекса Юстиниана в становлении европейского права………………….11стр.
Заключение……………………………………………………………………………...13стр.
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по введению в профессию.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………3стр.

1. Основные этапы развития  юриспруденции в Древнем Риме.

1.1. Римская юриспруденция в эпоху принципата………………………....................4стр.

1.2. . Римская юриспруденция в эпоху домината ………….………………………….5стр.

2. Кодекс Юстиниана и  его роль в становлении европейского  права.

2.1.Краткая история создания Кодекса Юстиниана, его содержание и структура…10стр.

2.2. Роль Кодекса Юстиниана в становлении европейского права………………….11стр.

Заключение……………………………………………………………………………...13стр.

Список литературы……………………………………………………………………..14стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Юриспруденция- это правоведение, юридическая наука, которая изучает право, отдельные его отрасли, историю и теорию происхождения и развития государства и права, закономерности их возникновения и функционирования. Юридическая наука - одна из древнейших наук, так как право исторически возникло и сформировалось вместе с государством, а, в некотором смысле, даже раньше государства.

Изначально право - отождествлялось с понятием «правда», «справедливость». Человек, живущий в обществе, не может не подчиняться общим правилам поведения. Эти правила вырабатывались и развивались тысячелетиями вместе с развитием человеческого общества. А так как эти правила были установлены для блага человека, то предполагалось, что они не могут быть несправедливыми.

Римское право занимает особое место в развитии правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в древнем мире. Римское право развивалось на протяжении многих веков, и труды римских юристов до сих пор обсуждаются современными исследователями.

Актуальность данной темы заключается в том, что по сей день в романо-германских правовых семьях действуют и развиваются принципы римского права. Именно римское право и легло в основу создания романо-германской правовой семьи.

Целью моей работы является выявление процесса развития юриспруденции в Древнем Риме и роль кодекса Юстиниана в становлении и дальнейшем развитии европейского права. Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить историю развития права в Древнем Риме, дать общую характеристику правовым учениям Древнего Рима;
  2. Изучить идеи римских юристов и выявить основные этапы развития римского права;
  3. Изучить историю создания и содержание Кодекса Юстиниана;
  4. Выявить роль Кодекса Юстиниана в становлении и развитии права в Европе.

Для решения данных задач я изучила труды В. С. Нерсисянца, в которых он пишет о политических и правовых учениях Древнего Рима, работы В. А. Томсинова, в которых он высказывает свое мнение о значимости римского права в современном обществе. Также я изучила хрестоматию по всеобщей истории государства и права, автором которого является  К. И. Батыр.

 

 

1.Основные этапы  развития юриспруденции в Древнем  Риме.

 

    1.    Предпосылки развития права в Древнем Риме.

История древнеримской правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510 до н.э.), республиканский (505-28 до н.э.), императорский (27 до н.э. – 476 н.э.). Причем единая Римская империя в 395г. Н.э. была окончательно разделена на Западную (столица- Рим) и восточную (столица- Константинополь) империи, и последняя просуществовала до 1453г. 1

Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения – патрициями и плебеями, нобилитетом ( из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.

Борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями сыграла существенную роль в истории Древнего Рима. Их борьба стала причиной реформ Сервия Туллия (578-533 до н.э.). Вследствие этих реформ плебеи вошли в состав «римского народа», разделенного на пять разрядов по имущественному признаку. Плебеям было предоставлено право в участии в народном собрании и на долю общественной собственности. Но все же, их не полностью уравняли в правах с патрициями, из-за чего плебеи еще долгое время боролись против привилегий, которые были предоставлены патрициям.

Братья Тиберий и Гай Гракхи были видными идеологами плебеев. Они, будучи избранными народными трибунами, решительно выступили за ограничение крупного землевладения , конфискацию избыточных земель и их раздачу гражданам, у которых не было земли. Гай Гракх также предложил проведение мероприятий по снижению цен на хлеб, строительство дорог и т.д., что было сделано в интересах плебса и люмпен-пролетариев.

При попытке реализовать эти меры, началась ожесточенная борьба верхов римского общества и привела к вооруженной схватке,  в ходе которой погибли и сами братья Гракхи.

В середине пятого века до нашей эры было выдвинуто требование плебеев составить писаное законодательство, и в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим правом и, особенно с законодательством Солона. Итоги их ознакомления легли в основу создания известных по сей день Законов XII таблиц. 

Римские авторы в своих работах использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их размышления и учения о политике и политической справедливости, о формах государства и смешанной форме правления.  Но римские авторы не ограничивались лишь рецепированием идей своих предков, а активно развивали их с учетом конкретно-исторического характера данного общества и задач римской действительности.

Одним из самых значительных достижений древнеримской мысли было создание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали и разграничили право на отрасли. В своих работах римские авторы отразили ту, новую политико-правовую действительность.

 

 

    1. Основные этапы развития римской юриспруденции.

В Древнем Риме право было изначально занятием понтификов, одной из коллегий жрецов. Раз в год один из понтификов сообщал частным лицам позицию и решения коллегии по правовым вопросам. К 300г до н.э. понтифики перестают играть какую-либо роль в юриспруденции, и происходит ее освобождение от них. Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия, который был писцом у видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цэка. Флавий похитил у Цэка сборник юридических формул, составленных государственным деятелем, и опубликовал их. Эта публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253 году до н.э. верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий положил начало публичному обучению юриспруденции, когда начал в присутствии учеников в открытую разбирать юридические вопросы и высказывать свое мнение по поводу них.

В начале IIв. До н.э. Сект Элий Пет дополнил сборник Гнея Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал книгу, в которой соединил законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами.

В середине   II в. До н.э. значительный вклад в развитие римской юриспруденции, в особенности гражданского права, внесли Маний Манилий, Публий Муций Сцевола и Юлий  Брут. Дефтельность юристов по разрешению правовых споров и вопросов включала:

    1. Respondere- ответы на юридические вопросы частных лиц;
    2. Cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок;
    3. Agere- сообщение формул для ведения дела в суде.2

Юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, содержащего запись устной консультации, и составлялся при свидетелях. С помощью источников права того времени (обычное право, Законы  ХII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистров, сенатусконсульты и конституции императоров) юристы, разбирая те или иные дела, интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве.

Своего расцвета римская юриспруденция достигла в последний период республики. Уже первые императоры стремились приобрести поддержку влиятельной юриспруденции и, если это было возможно, подчинить ее своим интересам. Исходя из этих целей, выдающиеся юристы с правлением Августа получили право давать ответы от имени самого императора. Эти ответы пользовались большим авторитетом и постепенно стали носить обязательный характер для судей. А уже в III веке на некоторые положения юристов-классиков ссылались как на текст закона, т.е. носили нормативный характер.

Со второй половины  III века происходит упадок римской юриспруденции, т.к. императоры приобрели законотворческую власть, и прекратилась правотворческая деятельность римских юристов.

Из большего числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. Императора Валентиниан III в 426году санкционировал работы этих пяти юристов, и им была придана юридическая сила. При разноречиях между мнениями юристов спор решался большинством, а если это не удавалось, то предпочтение давалось мнению Папиниана, так как он считался наиболее авторитетным среди этих пяти юристов.

Сочинения римских юристов легли в основу кодификации Юстиниана, которая включала:

    1. Институции Юстиниана, то есть освещение основ римского права для начального обучения;
    2. Дигесты, то есть собрание отрывков из сочинений 38 юристов;
    3. Кодекс Юстиниана.

Римские юристы делили право на публичное и на частное. Публичное относилось к вопросам, связанным с государством, м частное право решало горизонтальные правоотношения, то есть правоотношения равных субъектов. Ульпиан отмечал, что частное право делится на три части, так как оно составлено из естественных предписаний, из предписаний народов и цивильных. Названные части не являлись автономными и независимыми, а скорее были взаимодополняющими и взаимодействующими.  Ульпиан говорил: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или неписаным, как у греков, из законов одни написаны, другие не написаны».3

Требования и свойства естественного права охватывают не только цивильное право, но и право народов, которое означало право, общее для народов, а также частично и нормы международного права.

Естественному праву, по Ульпиану, «природа научила всех живых существ, ибо это право присуще (не только) человеческому роду, но является общим всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам. Сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком; сюда же рождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве».

Так обстоит дело и согласно мнению Гая. «Все народы, управляемые законами и обычаями,- писал он, - пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям». Причем это общее право, которое Гай называл правом народов, по своей сущности является естественным правом.

Идею взаимосвязи и единства различных составных моментов и свойств, присущих праву вообще, теоретически точнее и четче, чем Ульпиан и Гай, выразил юрист Павел. «Слово «право», - пояснял он, - употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, каково естественное право. В другом смысле «право» - это то, что полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется ius honorarium (преторское право)».

Именно включение римскими юристами естественного права в общий объем понятия права соответствовало их изначальным представлениям о праве как о справедливом явлении.

«Изучающему право, - подчеркивает Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово ius (право); оно получило свое название от institutia(правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение) boni (добра) и aequi (эквивалента, соразмерности, равномерности, равенства, справедливости)».

В целом для правопонимания римских юристов присуще постоянное желание подчеркнуть не только ценностные черты права, но и свойственные понятию права качества необходимости и долженствования. Причем оба эти аспекта тесно связаны в единое понимание справедливости права.

Папиниан дает следующее определение закона: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». В своем определении закона Папиниан подчеркивает такие черты, как общеобязательность, императивность, разумность, социальность, общегосударственный характер.4

Похожие характеристики закона дает и Марциан. «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».

В понимании римских юристов, понятию закона присущ момент долженствования. Кроме того, определенная идеальность концепции закона, присущая соответствующим определениям римских юристов, тоже отражает воздействие на них представлений стоиков, называвших по сути своей идеальное естественное право законом.

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в тщательно разработанных римскими юристами методах толкования норм права, призванных обеспечить логичное установление смысла толкуемого источника.

Информация о работе Основные этапы развития римской юриспруденции