Общество, как развивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:17, доклад

Краткое описание

“Социальная философия: 1) в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив; 2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т.д.”[1, стр. 476].

Оглавление

Введение
Генезис историко-философских воззрений на общество
Субъекты и движущие силы исторического развития
Различие «формационной» и «цивилизованной» концепций анализа общества
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Общество как развивающаяся система.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

Генезис историко-философских воззрений на общество

Субъекты и движущие силы исторического развития

Различие «формационной» и «цивилизованной» концепций анализа  общества

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В данной работе мы подробно рассмотрим общество как развивающуюся систему, иными словами изучим основы социальной философии.

“Социальная философия: 1) в  широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив; 2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т.д.”[1, стр. 476].

Что касается предмета социальной философии, то  выделяют прежде всего  мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных ее аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои философские обобщения.

 

 

Генезис историко-философских воззрений на общество.

Для начала рассмотрим само понятие «общество»:

Общество — 1) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 4) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями). 5) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество.

Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется  тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение  совместно произведённого продукта. Представления об обществе развивались  Платоном и Аристотелем, как целостный  организм или объединение для  существования.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д. См. Гециу И.И. "О разуме человека", СПб, изд-во "Алетейя", 2010 г.[7]

Обратимся к истокам социальной философии - к древнегреческой философии. Переход от однородного родового общества к социально дифференцированному  обществу привел к смене способов мышления. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф  был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего формой жизни, т.е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нем  были слиты воедино самые разнообразные  компоненты: общемировоззренческие  установки, конкретные знания, религиозные  представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при распаде  мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные  формы духовного освоения мира религия, философия, литература, искусство. Космогонический  процесс, т.е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс  последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи  между ними представлялись в форме  брачных отношений. Сложные природные  и социальные явления становились  понятными и объяснимыми при  сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный  характер. Переход к новому видению  человека и общества подготавливался  деятельностью софистов - Протагора (ок. 480-410 до н.э.), Гория (483-375 до н.э.), Гипия, Продика и др. Они первыми взяли  на себя миссию распространения образования  в обществе, став профессиональными  преподавателями мудрости. Представитель  Афинской школы Платон не только рассуждал  об истинной добродетели, но и пытался  воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе  которого должны стоять философы. Жизнь  в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого  гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе  граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума. Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший из учеников Платона, считал, что человек не только разумное, но и "политическое животное", жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие начиналось с семьи, через род и селение находит полное свое развитие в государстве, которое представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как утверждал Аристотель, состоит в счастливой и прекрасной жизни. Как высшего рода сообщество государство направлено к величайшему благу. С этой точки зрения Аристотель рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные формы политического устройства древнегреческих полисов. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели - благой жизни.

Философии Средневековья  присущи свои особенности. Прежде всего  это общие исторические условия, в которых оказалась философия. Социально-философская концепция  Средневековья, сформировавшаяся в  условиях глубоких социальных потрясений, вызванных переходом от рабовладельческого строя к феодальному, отличалась большой противоречивостью, двойственностью  своего содержания. Отражая, прежде всего  интересы правящих групп вновь возникающих  феодальных централизованных государств, они отстаивали идеи сословного общества и монархического, централизованного, сильного, по своей сути, тоталитарного  государства, соответствующего библейской известной установке: один Бог на небе и один Царь на земле. Но с другой стороны, социальная философия Средневековья  содержала в себе также и некоторые  демократические идеи, в том числе  и идеи всеобщего равенства людей, любви к ближнему и т.п. Согласно учению Иисуса Христа, скорее верблюд  пройдет через игольное ушко, нежели богатый войдет в царство Божие. Подобного рода гуманистические  философские установки были призваны стать ограничителями для тех представителей церковных и светских элит, которые постоянно обнаруживали безудержное стремление к абсолютной власти и накоплению несметных богатств. Именно с этой демократической тенденцией была связана и еще одна важная особенность христианской социальной философии. Речь идет об идее развития, совершенствования сложившегося общественного и государственного строя, его поступательного движения от несовершенного "града земного" к идеальному "граду небесному". Разработка представлений о динамизме общественного строя и тем самым создание первых основ философии истории - одна из важнейших заслуг средневековой философской мысли. [3, стр 65]

Философия Нового времени  уже больше обращена к социальной теме. Выдающимся ее представителем является Т. Гоббс (1588-1679). Он, создавая философскую  систему и стремясь охватить все  области знания, выделил одну главную  проблему - проблему государства, законности, мира и порядка в нем. По его  мнению, геометрический, математический метод, являясь универсальным научным  методом, должен найти свое применение, и в области общественной. Общество, государство он рассматривает как  большой механизм, который можно  разложить на его основные элементы и объяснить их простыми законами природы. Исходя из этого, Гоббс различает  два состояния общества: естественное и гражданское. В естественном, т.е. дообщественном, состоянии люди действуют  согласно законам своей природы, подчиняясь свом страстям. В этом состоянии, считает Гоббс, все люди равны  от природы, в нем каждый не только хочет сохранить свою жизнь и  свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к  удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты  и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние "войны  всех против всех". В целях самосохранения люди должны искать мира, что, по мнению Гоббса, вытекает не только из страх  смерти, который он считает главным, но из требований естественного разума, которые Гоббс называет естественными законами. Первый и основной естественный закон гласит: "следует искать мира и следовать ему", чтобы положить конец состоянию всеобщей вражды человека к человеку. Для этого "человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты+" и заключить договор, т.е. перенести часть своего права на других. Этот договор может стать средством устранения всеобщей войны, если он будет выполняться. Второй естественный закон гласит: "люди должны выполнять заключенные ими соглашения". Чтобы сделать соглашение между людьми "постоянным и длительны, требуется еще кое-что+, а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу". Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Но не это главное в доктрине Гоббса. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства. Подобно Т. Гоббсу Дж. Локк (1632-1704) в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако он не считает естественное состояние "войной всех против всех". Он его изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным неотчужденным естественным правам человека Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. [5, стр 231]

Следующей ступенью социальной философии является немецкая классическая философия. Яркий ее представитель  Г. Гегель. Важная характеристика исторической концепции Гегеля - высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным "орудием и средством", в которых дух добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц. Гегель объясняет подобные чудеса "хитростью разума", скрывающий под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития. Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать субъективно, т.е. как изменение "мнений", мышлений конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективизацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство. Одним из вариантов рассмотрения общества как социальной системы является учение об общественно-экономических формациях, созданное К. Марксом (1818-1883). Общественно-экономическая формация - это общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Вследствие межклассовой борьбы, обусловленной материальными условиями жизни общества и вытекающими из них материальными потребностями и интересами социальных субъектов, происходит смена общественно-экономических формаций. Всего их выделено пять: - первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Последнюю точнее назвать социалистической, которая существовала в СССР и других странах. Каждая из формаций предстает как качественно определенный тип общества и в то же время как ступень общественного развития. О чем подробнее мы поговорим позже.

 

Субъекты и  движущие силы исторического развития

Что касается хода исторического  процесса, то он зависит от объективных  условий и субъективных факторов.  Каждое новое поколение людей, вступая  в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями (орудия и средства труда, различные предметы и т.д.), не зависящими от их сознания и воли. Таким образом, объективный фактор в истории — это прежде всего труд, производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей. А объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источнок активности, направленный на объект [2, стр. 343].

Содержание субъективного  фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории.

В социальной философии марксизма  под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные  общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные действия больших масс людей, классов, народов; разделение  общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы.

В научной, пропагандистской литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они  связываются с противоречиями общественного  развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей, то с комплексом перечисленных факторов.

Подчеркивание того, что  общество — это деятельность людей, имеет глубокий методологический смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, — действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т. д. — прямо или опосредованно связано с деятельностью человека. Общество – в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории. В связи с вычленением деятельности людей в виде отдельного и специального ракурса общественной жизни и раскрывается проблематика движущих сил общества. Движущие силы общества — это не вообще все силы, противоречия, причины и т. д., существующие в обществе. Движущие силы общества — это деятельность людей, раскрытая с точки  зрения  ее  внутреннего  механизма,  ее  факторов  и  причин.

Роль народных масс в истории  проявляется достаточно явно во всех сферах жизни общества: в материально-экономической, социально-политической и культурной. Народ выступает как главная  производительная сила общества, субъект  социально-политических преобразований,  творец  духовной  культуры.  Больше  того, в  истории  все больше дает о себе знать тенденция возрастания  роли народных масс, расширения их участия  в историческом творчестве.

Что же касается роли личности в истории, то этот вопрос распадается  на две части: вопрос о роли рядовой, обычной личности (проблема взаимоотношения  личности и общества) и вопрос о  роли  выдающихся, «великих» личностей  в истории. 

Информация о работе Общество, как развивающаяся система