Общественные организации и движения в политической системе Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей курсовой работы я поставила раскрытие места и роли общественных организаций и движений в политической системе Республики Беларусь.
Основные задачи, которые я поставила в данной работе – определить правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь, указать основные направления правового регулирования деятельности общественных объединений в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь………………………………………………………………………….5
Глава 2. Общественные организации в политической системе Республики Беларусь ………………………………………………… .. ……………………9
Глава 3. Роль общественных движений в политической системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………27

Файлы: 1 файл

Оглавление новый.docx

— 58.42 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Правовое регулирование  организации и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь………………………………………………………………………….5

Глава 2. Общественные организации в политической системе Республики Беларусь ………………………………………………… .. ……………………9

Глава 3. Роль общественных движений в политической системе  Республики Беларусь………………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………..26

Список использованных источников…………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Право граждан на объединение - одно из основных гражданских прав и свобод, имеющих политический характер. «Хартия прав человека» - универсальный документ, выработанный международным сообществом и состоящий из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. В число политических свобод включает свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.21 и 22 Международного пакта о гражданских и политических правах)[9], право принимать участие в управлении своей страной (ст.21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.)[9]. Перечисленные выше права и свободы дают гражданам возможность создавать общества, организации, союзы для удовлетворения своих потребностей в самых существенных областях жизни, развития политической, общественной и культурной активности в рамках действующего государственного и правового порядка.

     В политической жизнедеятельности современного общества все интересы граждан не могут быть реализованы только через  институты государственной власти, политические партии. Большую роль в их осуществлении играют различные  самодеятельные объединения граждан  – общественные организации, общественные движения, благотворительные фонды, религиозные объединения и т.п. Они являются необходимым условием для нормального функционирования политических процессов и важнейшим  показателем развития гражданского общества, многообразия интересов граждан. Общественные объединения создают  тот защитный слой, который не позволяет  государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь  граждане через общественные объединения  вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное и иное строительство, имеют возможность цивилизованно, в рамках закона общаться с властью. Все более заметным становится вклад общественных организаций в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).  Добровольные союзы людей с общими взглядами на различные явления жизни - типичная черта любого общества. В прошлом - это философские школы различных направлений, литературные и художественные школы, рыцарские ордена, музыкальные салоны и т.д.[7]

     На  современном этапе можно выделить две наиболее распространенные формы  общественных объединений: общественные движения и общественные организации. Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее.

     Целью своей курсовой работы я поставила раскрытие места и роли общественных организаций и движений в политической системе Республики Беларусь.

     Основные  задачи,  которые я поставила в данной работе – определить правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь, указать основные направления правового регулирования деятельности общественных объединений в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

        
Согласно части 1 статьи 36 Конституции Республики Беларусь  «каждый имеет право на свободу объединений»[1,с.10]. Право на объединение является одним из основных прав человека, позволяющих ему активно участвовать в управлении делами общества и государства.  
Формирование правового государства в Республике Беларусь невозможно без функционирования самостоятельного и независимого от государства гражданского общества, составным элементом которого являются общественные объединения.

     Порядок организации и деятельности общественных объединений регулирует Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII “Об  общественных объединениях” (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 г. 36-3). Согласно части 1 ст. 1 настоящего Закона под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее - союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями. [4].  
Все общественные объединения ставят перед собой достижение следующих целей: реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развитие активности и самодеятельности граждан, привлечение их к управлению государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов; охрана здоровья населения; участие в благотворительной деятельности и т.д.  
Следует отметить, что правовое регулирование государством порядка организации и деятельности общественных объединений имеет пределы. Значительная часть вопросов регулируется нормами самих общественных объединений.  
Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.  
Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и детских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет.  
Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте граждан до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.  
Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.  
На территории Беларуси могут создаваться и действовать международные, республиканские и местные общественные объединения.  
Международным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию Республики (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет там организационные структуры.  
Республиканским признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь.  
Местным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь.  
Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет, а в случаях, предусмотренных уставом, и моложе, но имеющие письменное разрешение своих законных представителей. Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.  
Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами[4]. 
Формы общественных объединений, их права и обязанности.  
В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы создания и деятельности общественных объединений.  
Общественные объединения являются некоммерческими организациями.  
В силу пункта 3 ст. 46 ГК Республики Беларусь “Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством”. Согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 117 ГК Республики Беларусь общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основании общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст. 118 ГК Республики Беларусь фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели [3].  
Общественное объединение может осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей. Такая деятельность может осуществляться только посредством образования коммерческих организаций.  
Государственный контроль и надзор за деятельностью общественных объединений осуществляют органы прокуратуры, должностные лица регистрирующих органов и налоговые органы. Иное вмешательство запрещается. За нарушение Конституции, Закона об общественных объединениях, иных актов законодательства, а также требований устава к общественным объединениям могут быть применены следующие меры ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности; ликвидация общественного объединения.  
Письменное предупреждение выносится регистрирующим органом [2].

     В Российской Федерации общественные объединения в соответствии с  Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ могут создаваться, в зависимости от целей деятельности, в 5 различных организационно-правовых формах. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.  
Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.  
Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения [11].

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     В советское время, в Беларуси существовала достаточно разветвленная система  традиционных общественных объединений. Действовало более 100 всесоюзных, 200 республиканских и 800 местных организаций. Центральное место среди них  занимали советские профсоюзы, ВЛКСМ, пионерская организация, ДОСААФ и другие. Все они работали под руководством КПСС и выполняли роль приводных  ремней от партии к народу. Создавались  общественные организации по инициативе сверху, когда давалась соответственная  установка. Отличались эти объединения  массовостью, заорганизованностью  и формализмом в работе, инертностью  и пассивностью участников. Основу деятельности составляли сбор взносов  и организация официальных мероприятий. Наличие неофициальных объединений  всячески скрывалось и замалчивалось.

     С началом перестройки ситуация начала меняться. На волне гласности, демократизации стали возникать многочисленные неформальные общественные объединения. После принятия Конституции республики, Закона «Об общественных объединениях»  были созданы правовые основы их деятельности. Создавались и проходили регистрацию  многочисленные и разнообразные  общественные организации и движения. Законодательством запрещалась  деятельность тех формирований, которые  преследовали цель насильственного  изменения конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной  и расовой вражды.

     Общественные  организации играют важнейшую созидательную  роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении  демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных  с развитием социальной защиты населения.

     Общественные  организации оказывают существенное влияние на рост конструктивной социально-политической активности населения, осуществляя  такие важные функции, как:

  • участие в подготовке и проведении акций и кампаний, имеющих важное общественно-политическое значение для региона и государства в целом;
  • проведение агитационно-пропагандистской работы среди населения, направленной на разъяснение политического курса Республики Беларусь;
  • взаимодействие между собой с целью эффективной практической реализации социальных программ [12].

     К общественным организациям относятся  профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские, офицерские организации, творческие союзы (Союз писателей, композиторов, театральных  работников и т.д.), разнообразные  добровольные общества (научные, технические, спортивные, культурно-просветительные  и др.). С учетом территориальных  рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные  организации (ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др.). Общественные организации могут  быть традиционными (существующими  длительное время) и нетрадиционными (вновь возникшими), формальными  и неформальными. Формальными называют те организации, которые действуют  официально (т.е. зарегистрированы), неформальными  – те, которые созданы без разрешения официальных органов.

     Общественная  организация использует определенные пути воздействия на политику государства и участия в управлении:

  • прямое или косвенное участие в законотворческом процессе;
  • защита социальных прав граждан;
  • координация действий или сотрудничество с органами государства к другими субъектами политики;
  • создание необходимых предпосылок для участия граждан в управлении государственными и общественными делами;
  • формирование у членов организации активного отношения к политике;
  • выработка чувства понимания оптимального сочетания интересов личности, группы с общегосударственными интересами.

     Необходимо  отметить, что влияние общественных организаций на политику различно   и во многом зависит от присущих данной структуре внутренних процессов развития. Свою роль как субъектов политики общественные организации и объединения осуществляют через связь с интересами людей, с определенными социальными группами. Если руководящие органы перестают осуществлять эту связь - их авторитет падает, видоизменяется их роль в политике (потеря авторитета, влияния, бюрократизация и т.д.). Поэтому следует помнить, что роль общественных организаций складывается из их наиболее широкого участия в политике.

     Влиятельными  общественными организациями являются различные союзы предпринимателей. Их роль определяется огромными финансовыми  возможностями, позволяющими финансировать  политиков, избирательные кампании, оказывать определенные услуги, а  то и просто подкупать правительственных  чиновников и депутатов. Особенно велико их влияние на государственные решения  по финансированию тех или иных проектов, предоставлению кредитов, налоговых  льгот.

     К ведущим организациям деловых кругов относится прежде всего Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП).  
Главная цель деятельности БелТПП – содействие продвижению белорусских товаров на зарубежные и внутренний рынки. Действуют также несколько союзов, конфедераций и ассоциаций промышленников и предпринимателей. 
В стране на начало 2011 г
зарегистрировано более 2,2 тыс. общественных объединений и свыше 30 тыс. их организационных структур, действующих во всех регионах республики. Общественные объединения зачастую берут на себя заботу о ветеранах, экологии, памятниках истории и культуры, инвалидах, больных детях, многодетных семьях, иных категориях граждан, нуждающихся в поддержке.

     Действуют в республике традиционные и возникли новые союзы, объединения граждан  по профессиональному признаку. Сюда относятся Союз белорусских писателей, Союз белорусских композиторов, Белорусская  ассоциация журналистов, Союз предпринимателей Беларуси. Основная цель последнего –  защита прав предпринимателей и создание условий для свободного предпринимательства, формирование рынка.

     Функционируют в Беларуси объединения защиты прав потребителей, экономистов, политологов, медицинских работников [12].

     Основным  профобъединением является Федерация  профсоюзов Беларуси. В процессе становления  государственности и формирования новых механизмов власти возникли новые  профсоюзы: Белорусский независимый  профсоюз (БНП), Свободный профсоюз (СПБ), Белорусский Конгресс демократических профсоюзов (БКДП). Действуют так называемые свободные отраслевые профсоюзы металлистов, педагогов, транспортников и др. 
После 1989 г. появилось много новых общественных организаций. Некоторые из них, такие как «Дети Чернобыля», занимаются медицинской помощью, лечением и переселением жертв Чернобыльской ядерной катастрофы.

     С целью консолидации молодежных общественных организаций, их объединения единой идеей, совершенствования молодежного  движения в Беларуси осуществляет свою деятельность Республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций». В состав этой организации входит 38 молодежных и детских общественных объединений.

     В настоящее время профсоюзы, молодежные, ветеранские организации, женсоветы, другие общественные объединения и  конструктивные политические партии выполняют  социальную миссию сплочения общества. В стране созданы все условия  для консолидации гражданского общества, что предполагает ведение конструктивного  диалога общественных объединений  между собой, а также с государственными органами власти по вопросам создания благоприятных условий для жизнедеятельности  людей, а также социально-экономического развития регионов [6].

Информация о работе Общественные организации и движения в политической системе Республики Беларусь