Общественно-политические взгляды белорусских народников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 02:29, курсовая работа

Краткое описание

Народничество, сложное и многогранное явление общественной жизни России второй половины XIX в., нашло в Белоруссии выражение в идеологии и движении разночинской интеллигенции. Почвой для его возникновения здесь стали те же, что и повсюду в России, социально-экономические условия, которые появились в связи с развитием капитализма в стране и были отмечены В. И. Лениным: преобладание крестьянского населения, существование пережитков крепостнической эпохи, наличие протеста в крестьянстве против старых, феодальных эксплуататоров и новых, капиталистических. Я считаю, что тема реферата является актуальной и очень важной, потому что в реферате рассматривается период времени, который сыграл значительную роль в развитии политической мысли Белоруссии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1)Возникновение и становление революционного народничества в Белоруссии………………………………………………………………...............4
2)Взгляды белорусских народников в землевольческий период(1876-1879)…7
3) Взгляды белорусских народников в период раскола «Земли и воли»……8
4) Кризис в революционном народничестве Белоруссии……………………..10
5) Отражение общественно-политических взглядов белорусских народников в документах программного характера………………………………………...11
Заключение………………..……………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………………...17

Файлы: 1 файл

народники.docx

— 45.98 Кб (Скачать)

Убийство царя не принесло ожидаемых революционерами результатов. Социальной революции не произошло. 1 марта 1881 г. стал поворотным в истории народничества, оно вступило в полосу глубочайшего кризиса, затронувшего организационную, тактическую и идеологическую стороны движения.

 

 

 Кризис в революционном народничестве Белоруссии

 

Наличие кризиса в революционном народничестве и определило особенности развития движения в Белоруссии в 1881-1884 гг. Одной из таких особенностей было возникновение децентралистских тенденций среди народовольцев Белоруссии, что отразилось в ряде документов программного характера, распространявшихся в то время в Северо-Западном крае. Эта черта наиболее ярко проявилась в судьбе "Организации "Народной воли" в Северо-Западном крае", которая начала формироваться во второй половине 1881 г. по инициативе и при участии представителей Исполнительного комитета "Народной воли". Ядро ее составили народовольческие кружки Белоруссии, Виленской и Ковенской губ. Организацию возглавила Виленскея центральная группа, выработавшая "Устав", согласно которому народовольцы края объединялись в "местную организацию "Народной воли", подчиненную Исполнительному комитету. Однако не все революционные деятели края с этим были солидарны. Некоторые из них вовсе не намерены были иметь местную организацию, построенную на основах строгого централизма. Они были за создание в крае самостоятельное революционной организации, которая находилась бы лишь в союзнически-федеративных отношениях с Исполнительным комитетом "Народной воли". Подобной точки зрения придерживалась и "Молодея партия "Народной воли", имевшая значительное влияние на революционеров края. Такого рода разногласия явились порождением начавшегося кризиса народничестве и во многом способствовали тому, что Северо-Западная организация не смогла консолидировать революционные силы края, в результате чего в народничестве Белоруссии укоренилась кружковщине.

Другим выражением кризиса революционного народничества Белоруссии было появление в нем тенденций к разделению по национальному признаку. Если в период подъема движения национальные проблемы сливались с господствующей народнической идеологией, то при спаде общего накала борьбы внимание народнических кругов к национальному вопросу значительно возросло. Появились сторонники "раздельной пропаганды", ограниченной рамками определенной национальности. Группы с таким уклоном возникли среди белорусов, поляков я евреев, участвовавших в народническом движении в Белоруссии. Хотя эти группы самостоятельных национальных программ не выдвигали и оставались на позициях "Народной воли", однако определенный сепаратизм был на лицо, что накладывало печать на характер революционно-народнического движения в Белоруссии.

 

Отражение общественно-политических взглядов белорусских народников в документах программного характера

 

О взглядах белорусских народников начала 80-х годов свидетельствуют сохранившиеся документы программного характера. Кроме «Писем о Белоруссии», «К белорусской молодежи», «Послания к землякам-белорусам», «Гомона» и «Общих начал организации», к ним также относятся опубликованные в «Гомоне» воззвание «К белорусской интеллигенции» («Гомон», № 1) и так называемая рукописная записка неизвестных авторов («Гомон», № 2).

«Письма о Белоруссии», «К белорусской интеллигенции» и «К белорусской молодежи» отражают взгляды умеренного, либерального крыла белорусских народников и потому нами не исследуются. «Общие начала организации», «Послание к землякам-белорусам», «Гомон» и рукописная записка, опубликованная в нем, написаны революционными народниками. Авторы этих документов испытали на себе влияние русских народников, в первую очередь народовольцев, что они сами отмечают. В то же время не все важнейшие вопросы революционной теории разработаны ими в одинаковой степени. В каждом из документов, как правило, в центре внимания — какой-либо один программный вопрос, решению которого подчинено освещение и остальных теоретических проблем.

К Северо-западной организации «Народной воли» относится лишь один местный документ— «Общие начала организации». Он посвящен вопросу организационных принципов построения партии. Что касается программы, то она была общей для всех народовольцев, более того, как мы помним, местные организации партии не имели права издавать документы программного характера. Поэтому для выяснения взглядов членов Северо-западной организации достаточно обратиться к важнейшим изданиям «Народной воли». Дополнением к ним послужит «Послание к землякам-белорусам», автор которого стоял в основном на народовольческих позициях.

Взгляды «Белорусской социально-революционной группы» нашли яркое отражение в ее органе «Гомон». Не все напечатанные в нем статьи принадлежали перу редакции. В журнале были опубликованы два документа неизвестных авторов, перед тем долгое время ходившие в рукописях среди белорусской интеллигенции Один из них — «К белорусской интеллигенции— в силу либеральной позиции, занятой ее авторами, не мог быть принят гомоновцами в качестве программы их деятельности. Поместили же они его на страницах своего органа лишь как доказательство начавшегося общественного пробуждения белорусской интеллигенции, о чём они сами писали в предисловии к публикации. Поэтому мы не в праве привлекать это воззвание для характеристики взглядов белорусских революционных демократов вообще и группы «Гомон» в частности. Иным было отношение редакции к рукописной записке, помещенной во втором но-мере «Обозрения». Гомоновцы находили постановку вопросов в ней «гармонирующей во многом с собственными» их.

Наиболее полное отражение в «Гомоне» нашла политическая программа группы. Особое внимание в ней было уделено национальному вопросу. При его разработке гомоновцы опирались на работы не только русских народников, но и украинского публициста М. П. Драгоманова.

В последующие годы народничество приобретало либеральный характер. Отказавшись от революционной борьбы с правительством, либеральные народники сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, надеясь задержать процесс обезземеливания крестьян. Они предлагали укрепить общинное землепользование, дать крестьянам льготные кредиты, развивать крестьянские промыслы и т.д.

Первыми из народников-белорусов свое отношение к национальному вопросу высказали народники либерального направления. В 1882 г.они выступили с гектографированной брошюрой "Письма о Белоруссии», в которой призывали белорусскую интеллигенцию изучить свой народ, пробуждать в нем национальное самосознание, но дальше рассуждений о поднятии общественной жизни Белоруссии до уровня "дозволенной" властями либеральные народники отнюдь не шли.

В революционно-народнических кругах Белоруссии не данному вопросу существовало два мнения. Одни придерживались традиционных народнических взглядов и считали, что только победа над самодержавием может обеспечить свободное развитие белорусского народа. Выразителем взглядов этой части революционных народников Белоруссии явилась гектографированная брошюра "Послание к землякам-белорусам", основная мысль которой сводилась к тому, что "против общего врага должен быть направлен общий дружный удар" под знаменем и руководством "Народной воли", что только революционный переворот очистит путь для осуществления "общечеловеческих идеалов", к которым автор послания причислял и проблемы национальные.

Другая часть революционных народников к национальному вопросу относилась с большим вниманием. Это, прежде всего, "Белорусская социально-революционная группа", возникшая зимой 1881-1882 гг. в Петербурге, центральный органом которой стал журнал "Гомон". Взяв на себя инициативу сплочения революционной Белоруссии, группа считала, что легче всего это одолеть на национальной почве, руководствуясь идеями "Народной воли" и действуя в тесном с нею вовсе. Программе группы в виде заявления "От социально-революционной белорусской народной партии продолжительное время обсуждалась в революционных кругах Белоруссии, а в 1884 г. декларировалась в "Гомоне". Таким образом, народовольчество не стадо идеологией единомышленников и под влиянием кризиса в народничестве Белоруссии создалась обстановка идейного разброда и шатаний. Это убеждало некоторую часть революционеров-народников в несостоятельности народнических доктрин и заставляло искать новых мировоззренческих устоев. Все возраставшая роль пролетариата убеждала их, что истина - в марксизме. Возникновение в такой период группы "Освобождение труда" стало событием огромной важности. Первая марксистская группа указала революционерам России единственно правильный путь дальнейшей борьбы.

Разоблачая идеологию Народничество, Ленин способствовал утверждению марксизма в российском революционном движении.

Преемниками Народничество стали «социалисты-революционеры» — эсеры, оформившиеся в партию в 1902 в результате объединения народнических групп и кружков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделив и рассмотрев такие пункты реферата как возникновение и становление революционного народничества в Белоруссии, взгляды белорусских народников в землевольческий период(1876-1879), взгляды белорусских народников в период  раскола «Земли и воли», кризис в революционном народничестве Белоруссии, отражение общественно-политических взглядов белорусских народников в документах программного характера можно сделать следующие выводы.

Революционное народничество в Белоруссии являлось составной частью общероссийского движения.

«Для народника,— писал В.И. Ленин,— крестьянское движение и есть настоящее, истинно-социалистическое и непосредственно-социалистическое движение». Поэтому мне кажется, что в действительности крестьянское движение не было социалистическим. Оно было демократическим, направленным не против капитализма, а против помещичьего землевладения, одного из пережитков крепостничества. И лозунги народников, требовавших «земли и воли», «черного передела», «уравнительности», были вовсе не социалистическими, а буржуазными. «Ирония истории, — отмечал В. И. Ленин, — состоит в том, что народничество во имя «борьбы с капитализмом» в земледелии проводит такую аграрную программу, полное осуществление которой означало бы наиболее быстрое развитие капитализма в земледелии». Те же причины порождали ошибки в стратегии и тактике народнического движения, в решении национального вопроса, экономических и политических задач. Все это было характерно для народничества Белоруссии.

В землевольческий период в революционном народничестве закрепилась пропагандистская форма борьбы.

С начала 1882 г. после распада чернопередельческих кружков народовольческое направление в революционном народничестве Белоруссии стало господствующим.

Вторая половина народовольческого периода в истории народничества в Белоруссии отмечена знаком кризиса. Его выражением были участившиеся случаи «измены идеалам» — идейная переориентация определенных народнических кругов, активизация либерального крыла народничества.

Таким образом, в то время, когда рабочий класс был еще слаб и социал-демократическое движение еще не родилось, идеология и движение революционных народников являлись важнейшими элементами освободительного движения в Белоруссии. При этом революционное народничество сыграло известную положительную историческую роль. Развивая революционно-демократические традиции, значительно расширив фронт общедемократической борьбы, способствуя политической активности интеллигенции и рабочего класса, оно содействовало пробуждению широких народных масс и образованию той почвы, на которой распространилась и одержала победу марксистская идеология в Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гребенчук, И.В. (род 1968) История Беларуси / И.В. Гребенчук. Минск : Частный институт управления и предпринимательства, 2007.- 35. [1] с. – (Лекции преподавателей) УДК: 94(476) “18/19”(075.8)
  2. Ковкель, И.И. История Беларуси с древнейших времён до нашего времени. – Мн. : ООО “Аверсэв”, 1998. – 591, [1] c. – (Школьникам , абитуриентам, учащимся) УДК: 947.6”8/19” (075). – ISBN 985-6389-09-7
  3. Лосинский, Н.Б. Революционное народническое движение белоруссии, 1870-1884 гг. / Бел. гос. Ун-т им. В.И. Ленина, Каф. истории БССР. – Мн., 1972. – 25 с. УДК :947.6 “18”(043.3)
  4. Лосинский, Н.Б. Революционное народническое движение белоруссии, 1870-1884 гг. / Н.Б. Лосинский. – Мн. : Наука и техникка, 1983. – 22, [1] c. УДК: 947.6 “18”
  5. Самбук, С.М. Революционные народники Белоруссии (70-е – начало 80-х годов XIX в.) / С.М. самбук. – минск :Наука и техника, 1972. – 244, [3] c. УДК: 94 (476) “18”
  6. www.BELHISTORY.COM

Информация о работе Общественно-политические взгляды белорусских народников