Общественно-политические взгляды белорусских народников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 02:29, курсовая работа

Краткое описание

Народничество, сложное и многогранное явление общественной жизни России второй половины XIX в., нашло в Белоруссии выражение в идеологии и движении разночинской интеллигенции. Почвой для его возникновения здесь стали те же, что и повсюду в России, социально-экономические условия, которые появились в связи с развитием капитализма в стране и были отмечены В. И. Лениным: преобладание крестьянского населения, существование пережитков крепостнической эпохи, наличие протеста в крестьянстве против старых, феодальных эксплуататоров и новых, капиталистических. Я считаю, что тема реферата является актуальной и очень важной, потому что в реферате рассматривается период времени, который сыграл значительную роль в развитии политической мысли Белоруссии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1)Возникновение и становление революционного народничества в Белоруссии………………………………………………………………...............4
2)Взгляды белорусских народников в землевольческий период(1876-1879)…7
3) Взгляды белорусских народников в период раскола «Земли и воли»……8
4) Кризис в революционном народничестве Белоруссии……………………..10
5) Отражение общественно-политических взглядов белорусских народников в документах программного характера………………………………………...11
Заключение………………..……………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………………...17

Файлы: 1 файл

народники.docx

— 45.98 Кб (Скачать)

 

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

Реферат:

по дисциплине:

«Политология»

на тему:

«Общественно-политические взгляды белорусских народников »

 

Подготовила:

студентка 1 курса

группы  ГУЭ-2

Докимук Ольга

 

 

        Проверила:

Жилинская И.В.

Доцент кафедры, кандидат исторических наук

 

                                                Минск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1)Возникновение и становление революционного народничества в Белоруссии………………………………………………………………...............4

2)Взгляды белорусских народников в землевольческий период(1876-1879)…7

3) Взгляды белорусских народников в период раскола «Земли и воли»……8

4) Кризис в революционном народничестве Белоруссии……………………..10

5) Отражение общественно-политических взглядов белорусских народников в документах программного характера………………………………………...11

Заключение………………..……………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Народничество, сложное и многогранное явление общественной жизни России второй половины XIX в., нашло в Белоруссии выражение в идеологии и движении разночинской интеллигенции. Почвой для его возникновения здесь стали те же, что и повсюду в России, социально-экономические условия, которые появились в связи с развитием капитализма в стране и были отмечены В. И. Лениным: преобладание крестьянского населения, существование пережитков крепостнической эпохи, наличие протеста в крестьянстве против старых, феодальных эксплуататоров и новых, капиталистических.

Я считаю, что тема реферата  является актуальной и очень важной, потому что в реферате рассматривается период времени, который сыграл значительную роль в развитии политической мысли Белоруссии.

Поэтому объект исследования - общественно-политическое движение в Белоруссии в данный период. Предмет исследования – взгляды и идеи белорусских народников.

Чтобы раскрыть данную тему следует выявить изменения в политической мысли белорусских народников, их деятельности, проанализировать влияние общероссийского движения на идеи белорусских народников, а также выявить последовательность развития политической мысли данного движения.

Надо отметить, что в теме затрагиваются вопросы экономического развития страны, поэтому материалы реферата могут быть использованы при изучении экономичных дисциплин.

При подготовке реферата я использовала книги, указанные в списке литературы, которые в полной мере позволили мне раскрыть данную тему. В них содержится развёрнутая и чёткая информация, что очень важно при выборе источников для написания реферата.

 

 

Возникновение и становление революционного народничества в Белоруссии

Подавление восстания 1863 г., развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам, фактическое запрещение белорусской печати надолго задержали развитие национального движения. Оно оживилось вновь только в конце 70-х годов, когда в общественно-политическую жизнь Белоруссии, как и в целом в России, активно включились представители третьего сословия — разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма, становление которого сопровождалось массовым разорением мелких производителей.

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Они не признавали вывода К.Маркса о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, неизбежности и закономерности смены одной общественно-экономической формации другой, в данном случае — феодализма капитализмом. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине.

Идеализируя общину, народники считали крестьянина «социалистом по инстинкту и революционером по природе». Главной движущей силой социалистической революции, поэтому они считали не рабочий класс, а крестьянство. Рабочие для народников были те же крестьяне, только временно оторванные от земли. Руководящая роль в обществе, по мнению народников, должна была принадлежать интеллигенции. Только она должна была вести за собой народные массы.

Считая себя борцами за социалистическую революцию, народники выступали за ликвидацию помещичьего землевладения и осуществление уравнительного крестьянского землепользования. Но в таком решении аграрного вопроса не было ни грамма социализма. Такой социализм был крестьянским, утопическим. В народничестве изначально присутствовали две тенденции — революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному революционному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного движения вперед через реформы. Отсюда вытекали различия в вопросах тактики, что делило народническое движение на несколько течений.

Придерживаясь общих теоретических положений о социалистической революции, эти течения расходились во взглядах на пути ее осуществления. М.А.Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции. Поэтому они собирались не сучить» крестьян, а поднимать их на одновременное восстание по всей России. В отличие от Бакунина П.Л.Лавров считал, что революцию необходимо готовить. Поэтому он призывал ин-теллигенцию к изучению революционной теории с тем, чтобы нести в массы крестьян идеи социализма. Третье — бланкистское течение, связанное с именем П.Н.Ткачева, не верило в возможность совершения социальной революции только народом. Сторонники Ткачева ориентировались на заговор и захват власти силами революционной организации, которая провела бы революционные преобразования в стране. В соответствии с этими подходами в народничестве сложились три программы осуществления социалистической революции: бунтарская (М.Бакунин), пропагандистская (П.Лавров) и заговорщическая (П.Ткачев).

В начале 80-х гг. центром белорусских народников был Петербург. Народники Белоруссии были идейно и организационно связаны с русским народничеством. Среди известных пропагандистов-народников «хождения в народ» начала 70-х годов были уроженцы Белоруссии В.П.Ковалик, М.К.Судиловский, К.Н.Бреш- ко-Брешковская и другие. В 1874 — 1884 годах землячества и нелегальные группы белорусских студентов существовали во многих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Витебске, Пинске, Слуцке, Гродно и других городах Белоруссии. Преимущественно это были кружки учащихся, которые занимались самообразованием, изучали запрещенную литературу, делали попытки вести агитацию в крестьянском окружении. Эти неспелые в политических отношениях кружки действовали целиком в русле общероссийских народнических организаций. Даже такие деятели общероссийского движения, выходцы из Белоруссии, как Г.Исаев, А.Зунделевич, С.Гахович, М.Янчевский и другие, не смогли увидеть исторических, социально-экономических и национальных особенностей Белоруссии.

На рубеже 70-80-х гг. XIX в., когда белорусская молодежь приняла активное участие в деятельности общероссийских народнических организаций «Земля и Воля», «Народная воля», «Черный передел» произошел новый подъем национально-освободительного движения. Российские народники не признавали вывод К. Маркса о прогрессивности капитализма в сравнении с феодализмом. По их мнению, капитализм в России - это не естественное и необходимое явление, а случайность, не имеющая крепких корней на российской почве. Поэтому народники считали неизбежным переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине.

Народнические кружки студентов-белорусов подпольно на гектографе издали несколько публицистических воззваний, а также два номера журнала «Гомон» (1884). В этих публикациях впервые не только провозглашалось существование самостоятельного белорусского этноса, но и давалось теоретическое обоснование этого. Неизвестные авторы отметили специфические природно-географические, исторические и этнографические условия, отличавшие Беларусь от России, Польши и Украины, в том числе и своеобразный язык. Они констатировали, что белорусский народ чувствует свое органическое единство и отличает свои интересы от интересов «польских и великороссийских». Они протестовали против русификации и полонизации белорусов, разоблачали реакционность взглядов на белорусский народ «как на некий материал для всевозможных экспериментов, а не как на живую народность, способную самостоятельно распоряжаться собой».

 

Взгляды белорусских народников в землевольческий период(1876-1879)

 

С возникновением в Петербурге организации к Земля и воля» (1876 г.) народническое движение в Белоруссии развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок М.Веллера, созданный в 1877 году.

Сеть народнических кружков значительно расширяется. В Белоруссии кружки народников возникли не только в губернских, но и в некоторых уездных городах. Кружки были двух типов — пропагандистские и самообразовательные, последние возникали в гимназиях и семинариях. В землевольческий период в революционном народничестве закрепилась пропагандистская форма борьбы. «Дезорганизаторская» и террористические формы ее не на-шли применения (если не считать «дезорганизаторской деятельностью» осуществление минскими землевольцами побега А. Л. Фомина из виленской тюрьмы).

За исключением минского землевольческого кружка, остальные кружки в Белоруссии не имели непосредственных связей с руководством «Земли и воли», не входили в ее централизованную организацию. То, что большинство революционных кружков непосредственно не входило в тайные народнические общества, а лишь идейно примыкало к ним, являлось характерной чертой революционного народничества в Белоруссии на протяжении всей его истории, что в значительной мере ослабило движение и его эффективность.

Взгляды белорусских народников в период  раскола «Земли и воли»

 

Репрессии правительства против «Земли и воли» вынудили народников пересмотреть тактику борьбы с самодержавием. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации:

«Черный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, чернопередельцы считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и стояла за индивидуальный террор.

Раскол нашел отражение и среди белорусских организаций «Земли и воли». Первоначально большая часть белорусских народников пошла за «чернопередельцами». Этому содействовали приезды Г.В.Плеханова в Минск, где после провала в Петербурге была организована в 1881 году нелегальная типография «Черного передела». Но аресты «чернопередельцев» в Москве и Петербурге, разгром типографии в Минске, вынужденная эмиграция ее руководителей отрицательно отразились на настроениях «чернопередельцев» Белоруссии, большая часть которых вскоре перешла на позиции «Народной воли».

Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 марта 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской губернии И.Гриневицким, был убит Александр II. Переходу на сторону «Народной воли» «чернопередельцев» содействовал также приезд в Белоруссию московских народовольцев Р.Апельберга, И.Лямпе, М.Грачевского и других. Их задача заключалась в образовании из разрозненных местных народнических кружков единой региональной организации Белоруссии и Литвы. В начале 1882 года такая организация под названием «Северо-западная организация «Народной воли» была создана. Ее руководящий центр — центральная группа — находился в Вильно. Организация объединяла народнические кружки Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской, Виленской и Ковенской губерний. Деятельность центральной группы была направлена на создание новых групп, сбор средств для партии, организацию подпольной типографии. Но вскоре полиции удалось напасть на след центральной группы и арестовать ее членов. В конце 1882 года она фактически перестала действовать. Но местные кружки не были раскрыты. Они продолжали существовать в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилеве, Горках и вели работу среди учащихся, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих Белоруссии.

В начале 1884 года с инициативой объединения в одну организацию всех кружков Белоруссии выступила группа «Гомон». Члены группы (А.Марченко, Н.Ратнер и другие) признавали программу «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Белоруссии заявили о существовании белорусской нации. Будущую свободную от социального и национального гнета Россию они представляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Белорусская социально-революционная группа, как называли себя «гомоновцы», имела связи со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилева и Минска. Но создать единую организацию всей Белоруссии «гомоновцы» не смогли. Это было обусловлено тем, что в это время белорусское народничество, так же, как и российское, переживало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

Информация о работе Общественно-политические взгляды белорусских народников