Модели политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Культура в широком смысле включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
I. Понятие политической культуры, ее структура и функции

1. 1 Определение политической культуры…………………………………..
5
1.2 Функции политической культуры………………………………………..
5
II. Основные модели политической культуры

2.1 Либерально-демократическая модель……………………………………
7
2.2 Тоталитарно-авторитарная модель……………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………….
14
Список использованной литературы…………………………………………
15

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 36.90 Кб (Скачать)

Во втором случае возникает  идеальный тип тоталитарного  государства.

В третьем случае перед  нами идеальный тип партии-государства, т.е. вполне гомогенизованной политической системы. Наконец, в четвертом случае возникает или мог бы возникнуть идеальный тип супертоталитаризма или тотального тоталитаризма.

Прежде всего далеко не бесспорно, что тоталитаризация насаждается политически и в политической сфере, что это насаждение идет как бы сверху вниз - режим, государство, политическая система, всеобщий человеческий мир. Скорее наоборот -гомогенизацией чреваты неполитические сферы, прежде всего социальные сообщества.

 

Природа тоталитаризма как  навязывания политическому режиму, государству или всей политической системе принудительной гомогенности связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением  функциональности такого процесса, как  массовизация. Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических образований эпохи архаики.

«Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности (модерности), непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и с омассовлением - в политическом».[2]

Общей основой и тоталитаризма, и тоталитоидности является не только гомогенность, но и крайне ослабленная институционализация.

Преодоление тоталитарных дисфункций модернизации прежде всего предполагает восстановление и максимальное обогащение потенциала разнообразия политических действий, ролей, институтов и в целом символических форм опосредования. Этот процесс и является демократизацией. Название, вероятно, не самое удачное, т.к. оно невольно акцентирует внимание на комплексе политических явлений, связанных с прямым, минимально опосредованным участием всей совокупности граждан (массы, образованной по образцу дополитической социальной общности, рода) в принятии политических по своей природе решений. А это как раз то, на чем паразитирует тоталитаризм.

Демократизация же и современная  демократия по своей сути есть соединение всех возможных и так или иначе  испытанных форм политического опосредования действий и форм организации. Эту идею несколько парадоксально заострил У. Черчилль, выступая в британском парламенте 11 ноября 1947 года. "Демократия, - сказал он, - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергались проверке".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Простая констатация факта  существования того или иного  комплекса элементов, которые можно  было бы объединить в категорию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос, как эти элементы реализуются  в конкретном политическом процессе, в поведении различных групп  и слоев населения. Дело в том, что одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у  разных людей и социальных групп  в конкретном политическом поведении  проявляются по-разному. Поэтому  в каждой политической культуре можно  выделить совокупность черт и характеристик, которые придают ей определенный колорит, некоторую специфику. В  рамках единой политической культуры выделяются отдельные субкультуры, в которых в той или иной концентрации преобладают конфессиональные, этнические, региональные или другие начала.

Это особенно важно учесть при оценке и характеристике политической культуры разных стран и народов. Необходимо исходить из факта существования  многих региональных и национальных вариаций политической культуры. Скажем, нельзя говорить о единой модели политической культуры для Европы и Ближнего Востока, западного полушария и дальневосточного региона и т.д.

Каждой политической системе  соответствует особая, собственная  базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в специфически национальных формах. Как правило, важнейшие  элементы каждой базовой модели характеризуются  универсальностью .

 

 

Список  использованной литературы.

 

  1. Всероссийская виртуальная энциклопедия, статья «Политическая культура» от 11 ноября 2004 г.
  2. http://allstuds.ru
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://kulturoznanie.ru/politology/ponyatie-politicheskoj-kultury/#more-140
  5. http://politics.ellib.org.ua/pages-1026.html
  6. http://www.polit.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Модели политической культуры