Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:05, реферат
Культура в широком смысле включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.
Введение………………………………………………………………………..
3
I. Понятие политической культуры, ее структура и функции
1. 1 Определение политической культуры…………………………………..
5
1.2 Функции политической культуры………………………………………..
5
II. Основные модели политической культуры
2.1 Либерально-демократическая модель……………………………………
7
2.2 Тоталитарно-авторитарная модель……………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………….
14
Список использованной литературы…………………………………………
15
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
I. Понятие политической культуры, ее структура и функции |
|
1. 1 Определение политической культуры………………………………….. |
5 |
1.2 Функции политической культуры……………………………………….. |
5 |
II. Основные модели политической культуры |
|
2.1 Либерально-демократическая модель…………………………………… |
7 |
2.2 Тоталитарно-авторитарная модель………………………………………. |
9 |
Заключение…………………………………………………… |
14 |
Список использованной литературы………………………………………… |
15 |
Культура в широком смысле включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер[1].
Вопросы политической культуры исследовали выдающиеся мыслители прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др. А начало этой традиции положил Платон.
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.
Понятие «политическая культура»
относится к часто
В настоящее время среди многообразия политических культур и течений, определяющих развитие и функционирование важнейших государственных институтов, выделяются две основные, базисные политические культуры: преобладающая либерально-демократическая и, уступающая ей в своей популярности - тоталитарно-авторитарная.
1.1 Определение политической культуры.
«Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей».[3 ]
Политическая культура - один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет "правила игры" в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина
Таким образом, можно дать
следующее определение: политическая
культура – это исторически
1.2 Функции политической культуры.
К функциям политической культуры относятся:
1. Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
2. Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена.
3 Воспитательная функция заключается в формировании политического сознания граждан.
4. Коммуникативная функция.
Оно предполагает наличие
5. Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.
6. Идентификация – ощущение своей принадлежности к определённой политической или социальной группе.
7. Нормативная – политическая культура регулирует политическое поведение на основе принятых ценностей, правил, способов политического поведения, большая часть которых дополняется правовым закреплением норм в законодательстве и Конституции страны.
II Основные модели политической культуры.
«Каждой общественно-политической системе соответствует особая, собственная базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в национально-специфических формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национально-государственной принадлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие компоненты политической культуры и разделяются большинством населения соответствующих стран.»[5]
2.1 Либерально-демократическая модель политической культуры.
Основные факторы и этапы формирования и эволюции либерально-демократической модели политической культуры в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства.
Либерально-демократическая
модель включает принцип “согласие
не соглашаться” с мнениями и позициями
других членов или групп общества.
В таком случае при решении
сколько-нибудь значимых проблем в
идеале отвергается волевое
О расщепленности политической и общественной сфер свидетельствует, в частности, наблюдающийся у многих англичан, американцев, французов и т.д. разрыв между тем, как они ведут себя в повседневной, так сказать, мирской жизни, и их идейно-политическими позициями.
Исключая монополию на
власть со стороны какого-либо одного
лица, социальной группы, партии и т.д.,
либерально-демократическая
«В либерально-демократической модели важное место занимает проблема соотношения свободы, равенства и справедливости. Здесь наблюдается множество противоречий, различий, оттенков. В целом зачастую предпочтение отдается равенству возможностей, с которым отождествляется справедливость, перед социальным равенством, равенству стартовых условий перед равенством результатов.»[5]
Но вместе с тем в
глазах носителя либерально-демократической
модели политической культуры право, правовая
система представляют собой гарант
свободы отдельного индивида в выборе
по собственному усмотрению морально-этических
ценностей, сферы их деятельности. По
его мнению, закон призван гарантировать
свободу личности, неприкосновенность
собственности, жилища, частной жизни,
духовную свободу. В обществе должен
господствовать закон, а не люди, функции
государства состоят в
При всех различиях и противоречиях было бы ошибочно представлять дело таким образом, будто в каждой политической культуре существуют четко разграниченные, фронтально противостоящие друг другу течения, между которыми как бы пролегает непреодолимая стена. Все перечисленные компоненты в совокупности составляют основную модель либерально-демократической политической культуры - обобщенный и абстрагированный идеальный тип, который проявляется в каждой конкретной стране или регионе, в конкретных национально-исторических и национально-культурных формах.
Если базовая модель либерально-демократической
культуры с теми или иными национально-
2.2 Авторитарно-тоталитарная модель политической культуры.
Во всех публикациях последнего
времени в большей или меньшей
степени выражено стремление прояснить
разрыв между феноменом тоталитаризма
и объясняющими его схемами. Специально
концентрирует внимание на этой проблеме
Андерсон. Представляется логичным подойти
к решению проблемы путем различения
отдельных сторон или аспектов тоталитарного
феномена. Это потребует введения
некоторых терминологических
Можно попытаться выделить
некий тоталитарный принцип наиболее
универсальное и абстрактное
выражение природы
Все эти терминологические различения связаны с тем, что тоталитарный феномен обычно рассматривается двояко.
В первом случае уникальность исходного феномена не позволяет признать тоталитаризмом никакой иной феномен, который столь же уникален и своеобразен. Но это еще полбеды. Множество явно нетоталитарных черт феномена окажутся необъяснимы и их придется как бы не замечать.
Во втором же случае мы, напротив,
без труда найдем большее или
меньшее выражение черт идеального
типа тоталитаризма в огромном количестве
политических феноменов, однако даже самое
полное совпадение реальных и идеальных
черт заведомо будет отличаться частичностью,
множеством отклонений и пустот. Каждый
реальный феномен окажется лишь попыткой
с большей или меньшей полнотой
проявить черты идеального типа. В
результате ни один феномен мы не сможем
признать вполне тоталитарным, что
кажется недостатком в
Целесообразно различать тоталитаризм как явление, в котором с меньшей или большей полнотой проявляются черты идеального типа или тоталитарности.
Существуют самые различные суждения относительно природы тоталитаризма.
Выявление общего тоталитарного принципа отнюдь не равнозначно созданию идеального типа. Одного лишь принципа для этого недостаточно. Требуется еще уточнить - какой материал и каким образом этот принцип организует. Можно предположить, что принудительное навязывание гомогенности разным пластам политической реальности, внедрение тоталитарного принципа дает весьма своеобразные, заметно отличающиеся друг от друга идеальные типы.
В первом случае мы будем
иметь идеальный тип