Межэтнические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является раскрытие понятия и сущности такого остросоциального явления как межэтнический конфликт, рассмотрение основных причин его возникновения на примере Российской Федерации и различных способов их урегулирования и предотвращения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность межэтнического конфликта, причины его возникновения…………………………………….………………………..5
2. Классификация конфликтов на постсоветской территории, представленная отечественными и зарубежными учеными и особенность межэтнических конфликтов в Российской Федерации….11
3. Пути разрешения межнациональных конфликтов в России…………...26
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

«Межэтнические конфликты в России и пути их разрешения»..doc

— 110.00 Кб (Скачать)
 
  1. Классификация конфликтов на постсоветской  территории, представленная отечественными и  зарубежными учеными  и особенность  межэтнических конфликтов в Российской Федерации

     С момента развала СССР зафиксировано более 164 вооруженных конфликтов, территориальных споров и претензий, крупнейшие из которых у всех на слуху – Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Узбекистан, Приднестровье, Таджикистан, Чечня. Конфликты привели к гибели многих тысяч людей, к огромным материальным и духовным потерям.

     Конфликты стали реальностью в связи  с резким обострением межнациональных  отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили  центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года – в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане), в Москве на Красной площади. Началась  эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширялась.  В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Северный Кавказ.

     Развитие  ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР предсказывалось в  работах английских, американских ученых. Специалисты, прогнозируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий:

     1.«Ливанизация» - этническая война, аналогичная ливанской;

     2.«Балканизация» - наподобие сербско-хорватского варианта;

     3.«Оттоманизация»- распад подобно Османской империи;

     4.Мирное развитие событий с преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству4.

     Здесь также считаю необходимым рассмотреть проблему типологий конфликтов, происходящих в России, отмеченные зарубежными и отечественными учеными.

     Г. Лапидус предлагает следующую классификацию  как путь к пониманию различия и сходства между этническими  конфликтами на постсоветском пространстве5:

     1. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне ( конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Крыме );

     2. Конфликты внутри государства,  которые в свою очередь включают  в себя:

     - конфликты с вовлечением в  них аборигенных меньшинств (например, лезгин в Азербайджане и Дагестане);

     - конфликты с вовлечением в  них пришлого населения;

     - конфликты с вовлечением насильственно  перемещенных меньшинств (крымские  татары);

     - конфликты, возникающие в результате  попыток пересмотра отношений  между бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников (Абхазии в Грузии, Татарстана в России).

     Конфликты, связанные с актами общинного  насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выделены исследователем в отдельную  категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.

     Профессор Гарвардской школы права (США) У. Юри рассматривает весь спектр советских  и российских межнациональных конфликтов по следующим категориям6:

     1)«Насильственные», т.е. вылившиеся в реальные акции насилия;

     2)«Насильственные», но управляемые, т.е. поддающиеся контролю и урегулированию;

     3)«Чреватые насилием», т.е. готовые вот-вот вылиться в реальные насильственные действия;

     4)«Потенциально насильственные», т.е. не проявившие себя как таковые, но имеющие в глубине своей предпосылки к насилию;

     5)«Ненасильственные».

   Для России сегодня типичны следующие  конфликты:

   - «статусные» конфликты российских  республик с федеральным правительством, вызванные стремлением республик  добиться большего объема прав и стать независимыми государствами – субъектами международного права;

   - территориальные конфликты между  субъектами федерации;

   - внутренние (происходящие внутри  субъектов федерации) этнополитические  конфликты, связанные  с   реальными противоречиями между интересами различных этнических групп. В основном это противоречия между называемыми титульными нациями и русскоязычным, а так же и «нетитульным» населением в республиках.

   По  мнению Л. Дробижевой, сегодня в России в основном прослеживаются три типа конфликтов этнополитического характера7:

   - конституционные конфликты. некоторые  республики приняли конституции,  которые противоречат прошлой  и современной Конституции РФ: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан. Эти  противоречия заключаются в том,  что, во-первых, в конституциях говорится о главенстве законов республик над федеральными, во-вторых, это установленный контроль за использованием родных ресурсов, в-третьих, возможность непосредственного выхода на международную арену;

   - территориальные конфликты. На сегодняшний день в России существует 180 спорных зон, вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия;

   - межгрупповые конфликты.

   Социальная  нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик  и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует между чеченцами и казахами, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в молодежных группах в Якутии, Тыве и др. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что их будет становиться все больше. Конфликты будут расти.

   Так же хотелось бы отметить, что статусные  конфликты в России это не только конфликты, связанные с интересами каких-либо этнических образований, а  это конфликты, в основе которых  лежат требования расширения административно-управленческих полномочий в том или ином регионе. Таким конфликтом можно считать конфликт с постановкой вопроса о провозглашении Уральской республики.

   Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты  в России происходят часто между двумя типами цивилизаций, характеризующими евроазиатскую сущность страны – западным христианским в своей основе и южным исламским8. Исследователи отмечают, что в последние годы все болевые точки России классифицируются по следующим основаниям:

   - зоны острых кризисных ситуаций (военных конфликтов или балансирования  на их грани)- Северная Осетия  – Ингушетия;

   - потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным  фактором межнациональной конфликтогенности  являются миграционные процессы,  в результате которых обостряется обстановка;

   - зоны сильного регионального  сепаратизма (Татарстан. Башкортостан);

- зоны  среднего регионального сепаратизма  (республика Коми);

- зоны  вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.). 

  1. Пути  разрешения межнациональных  конфликтов в России.

     Вооруженные конфликты в России до сих пор  развиваются по одной схеме. Хотя их возникновение обычно прогнозируется, реакция на них запаздывает. Не выполняется  одно из главных условий прекращения конфликта: общественность на получает ответа на вопрос, кто в нем виноват. Из дипломатической и политической лексики ушло понятие «агрессор». Однако анализ конфликта должен начинаться с определения именно этого действующего лица. Игнорирование фигуры агрессора, растворение ее в массе абстрактных факторов и сил фактически стимулирует его к активным действиям и делает еще более беззащитной его жертву.

     Не  используются все возможности как  вертикального (правительство-армия-местные  власти-органы внутренних дел-отдельные граждане), так и горизонтального (правительство-правительство; армия-армия; общественные движения-общественные движения) блокирования вооруженных конфликтов.

     Серьезным препятствием в деле разрешения конфликтов является страх правящих кругов и общественных движений попасть в разряд «недемократичных», «нецивилизованных», «имперских», «тоталитарных» и т.д.

   Анализ  результатов вооруженных конфликтов позволяет сделать следующие  выводы:

   1.Большинство вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (карабахский, абхазский, югоосетинский, приднестровский) возникло по поводу споров о статусе национально-территориальных образований и справедливости границ, разделяющих этносы. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнически консолидированные группы населения, организованные и возглавляемые национальными движениями;

   2.Использование в конфликтах вооруженных сил должно быть политически и юридически обоснованным, носить исключительный характер, пределы их применения важно очертить законодательно;

   3.С вооруженными конфликтами, как и с войнами, надо бороться задолго до того, как они возникнут. Для этого необходимо создание разветвленной системы блокирования конфликтов, механизмов их предотвращения и прекращения.

   Прежде  чем начать поиск конкретного варианта разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень напряженности между противоборствующими сторонами. Затем устанавливаются каналы коммуникации, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к провалу. Важнейшая проблема – наличие доверия между участниками конфликта.

   Главное же условие предотвращения любых  конфликтов, в том числе и вооруженных, - гармонизация национальных отношений  в стране9. Для этого необходимо следующее:

   - наличие демократического правового  государства. Существует две основные  гарантии общественного спокойствия,  гармонично влияющие друг на  друга, - сильное государство, базирующееся  на справедливых законах, и  разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;

   - обеспечение единства страны, отказ  регионов и национальных меньшинств  от сепаратизма, признание за  верховной властью всех полномочий  в деле обороны страны, ведения  иностранных дел, борьбы с организованной  преступностью;

   - предоставление компактно проживающим  меньшинствам широкой автономии  и права решения собственных  дел, включая местные налоги, на  региональном и местном уровнях;

   - признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств, финансирование из центрального бюджете преподавания и вещания на их языке и других культурных мероприятий;

   - максимальное перемещение центра  тяжести принятия властных решений  на локальный и местный уровень;

   -  проведение политики упреждения  перерастания противоречий в кровопролитные конфликты. в последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения, оправдавшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре;

   - демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международного права;

   - координация, компромисс национальных  интересов как предпосылка их  реализации; ведущим принципом национальной  политики должно стать управление  интересами через интересы национальностей;

   - равноправие всех наций, удовлетворение  их национально-культурных, религиозных,  языковых и иных потребностей, укрепление демократии и централизма.

   К основным методам предотвращения и  разрешения конфликтов можно отнести10:

   1.«Избегание» как:

   - игнорирование противника, отсутствие  реакции на действия противоположной  стороны;

   - уход (добровольный или в силу  обстоятельств) с политической  арены того или иного национального  лидера;

    - эмиграция представителей отдельных этнических групп.

   2. «Откладывание» - уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благоприятные условия для разрешения конфликта;

   3. Переговоры – стороны сами избирают более предпочтительную процедуру, число участников переговоров необязательно равно числу втянутых в конфликт сторон;

   4. Третейское разбирательство – добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих сторон;

   5. Примирение – сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника, или путем создания следственных комиссий, устанавливающих и обследующих факты, вызывающие конфликт, или путем создания согласительных комиссий, вырабатывающих конкретные рекомендации сторонам.

Информация о работе Межэтнические отношения