Межгосударственная система стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений -для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Межгосударственная стандартизация – региональная стандартизация, проводимая на уровне Содружества Независимых Государств, правительства которых заключили Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, а национальные органы по стандартизации образовали Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика системы…………………………………………………………………….5
1.1.Нормативные документы, излагающие основные положения МГСС……….6
2.Порядок разработки межгосударственных стандартов………………………………11
3.Заключение……………………………………………………………………………………………………17
4.Список литературы………………………………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_selskogo_khozyaystva_Rossyskoy_Fed.docx

— 38.27 Кб (Скачать)

МГС стремится  к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН). Уже  имеется соглашение с Европейским  комитетом по стандартизации (СЕН) о  прямом (безвозмездном) применении европейских  стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования  этих стандартов все национальные стандарты  в данной области, противоречащие евронормам, должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляются копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2. Порядок разработки межгосударственных стандартов

В рамках деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Российская Федерация может участвовать  в разработке межгосударственных стандартов в следующих случаях: в рамках межгосударственных технических комитетов (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию; в качестве автора стандартов (вне рамок МТК); при рассмотрении проектов стандартов, авторами которых являются другие государства – участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложены на эти государства.

Разработка  проектов межгосударственных стандартов МТК, ведение секретариатов которых  возложено на Российскую Федерацию, в соответствии с ГОСТом Р 1.8 осуществляется в следующем порядке:

1-я стадия  — организация разработки стандарта;

2-я стадия  — разработка первой редакции  проекта стандарта и рассылка  ее на отзыв;

3-я стадия  — разработка окончательной редакции  проекта стандарта и рассылка  ее на рассмотрение и голосование;

4-я стадия  — принятие проекта стандарта  и его регистрация.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Организация разработки стандарта возлагается  на российскую часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) в  соответствии с порядком, установленным  ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6).

В зависимости  от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом  России (Госстроем России), другими  государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участ-ников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках Соглашения; техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или с секретариатом Межгосударственной научно-тех-нической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).

При необходимости  может быть составлено техническое  задание на разработку стандарта (как  приложение к договору или в качестве самостоятельного документа).

Разработку  первой редакции проекта стандарта  осуществляет рабочая группа (предприятие, организация) и направляет его с  пояснительной запиской в МТК.

Секретариат МТК проверяет проект стандарта  на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТов 1.0 и 1.5 и направляет его полномочным  представителям государств-членов МТК  или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством этих государств.

Полномочный представитель Российской Федерации  в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок.

Секретариат МТК рассматривает все полученные отзывы и направляет их разработчику проекта стандарта для подготовки окончательной редакции.

Разработка  и рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта осуществляет МТК с учетом поступивших отзывов.

При этом в  разработке окончательной редакции проекта стандарта могут участвовать  представители других государств-членов МТК по предложению их национальных органов.

Рассылка  проекта стандарта (окончательной  редакции) на рассмотрение полномочным  представителям государств-членов МТК  осуществляется секретариатом МТК  одновременно с рассылкой проекта  стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение предприятиям (организациям) Российской Федерации.

Согласование  и принятие проекта стандарта, а  также его регистрация производятся по процедуре, изложенной в ГОСТе  Р 1.8.

Если после  повторного рассмотрения проекта стандарта, разработка которого полностью финансируется  Российской Федерацией, большинство (более  половины) полномочных представителей заинтересованных государств - членов МТК возражает против принятия предложенного  проекта стандарта, Госстандарт  России (Госстрой России) по предложению  российской части секретариата МТК  может принять решение об оформлении на его основе (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) проекта государственного стандарта Российской Федерации. Это решение доводится до полномочных представителей других государств-членов МТК и технического секретариата (секретариата МНТКС).

Разработка  проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация (вне рамок МТК), по ГОСТу Р 1.8 осуществляется в следующем порядке:

1-я стадия  — организация разработки стандарта;

2-я стадия  — разработка первой редакции  проекта стандарта;

3-я стадия  — разработка окончательной редакции  проекта стандарта и ее рассмотрение  в Госстандарте России (Госстрое  России);

4-я стадия  — рассмотрение проекта стандарта  в государствах-участниках Соглашения;

5-я стадия  — принятие стандарта и регистрация. 

Разработка  проектов стандартов на 1 – 3 стадиях  соответствует порядку, установленному для проектов государственных стандартов (см. п. 1.3.6).

Рассмотрение  проекта стандарта в государствах – участниках Соглашения производится после его одобрения Госстандартом  России (Госстроем России).

После поступления  от национальных органов этих государств результатов рассмотрения проекта  стандарта (бюллетеней голосования, замечаний  и предложений) Госстандарт России (Госстрой России) анализирует и  обобщает их. При положительных результатах  голосования по проекту стандарта  Госстандарт России (Госстрой России) направляет его в технический  секретариат (секретариат МНТКС).

При наличии  принципиальных замечаний проект дорабатывается и рассылается на повторное рассмотрение и голосование. При отрицательных  результатах повторного голосования  по проекту стандарта Госстандарт -России (Госстрой России) рассматривает обоснованность предъявляемых претензий и на этом основании принимает решение о дальнейшей доработке проекта стандарта или о прекращении разработки проекта межгосударственного стандарта и оформлении его для принятия в качестве государственного стандарта Российской Федерации. Принятое решение доводится до сведения технического секретариата (секретариата МНТКС).

Рассмотрение  в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения или МТК, ведение  секретариатов которых возложено  на эти государства, Госстандартом  России (Госстроем России) поручается ТК (предприятию, организации), за которым  в Российской Федерации закреплен  соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности.

Предприятие (организация) определяется в качестве ответственного за рассмотрение стандарта  в том случае, если не создан соответствующий  ТК. Такое предприятие (организация) должно иметь в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

После поступления  проекта стандарта от национального  органа государства - основного разработчика стандарта (или секретариата МТК) Госстандарт  России (Госстрой России) направляет его  ТК (предприятию, организации), ответственному за рассмотрение данного стандарта, который рассылает его на отзыв  органам в соответствии с ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6) и заинтересованным предприятиям (организациям).

После выполнения всех процедурных мероприятий, оговоренных ГОСТом Р 1.8, Госстандарт России (Госстрой России) направляет бюллетень голосования национальному органу государства – основного разработчика стандарта (секретариату МТК), в котором дают свое решение о принятии (или не принятии) Российской Федерацией стандарта. При необходимости Госстандарт России (Госстрой России) может одновременно принять решение об обновлении (пересмотре или внесении изменения) принятого государственного стандарта Российской Федерации.

Принятые  межгосударственные стандарты, к которым  Российская Федерация присоединилась или является их автором, применяются  на ее территории, как правило, без  переоформления в государственные  стандарты Российской Федерации.

Государственные стандарты Российской Федерации  в случае их применения в качестве межгосударственных продолжают применяться  на ее территории после принятия постановления  Госстандартом России (Госстроем  России) о признании одинаковой силы этих стандартов в связи с полной аудентичностью их содержания. При этом на стандарте делают дополнение к обозначению в виде записи межгосударственного стандарта на каждой странице с левой стороны или над обозначением государственного стандарта. Например, ГОСТ 40.9004 – 95 / ГОСТ Р 50691 – 94 или ГОСТ 40.9004 – 95 ГОСТ Р 50692 – 94.

Изменение к  межгосударственному стандарту  разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных его  требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Порядок разработки и рассмотрения изменений и введения их в действие, а также порядок  прекращения применения межгосударственных стандартов на территории Российской Федерации изложен в ГОСТе  Р1.8.

Информация  о принятом межгосударственном стандарте, который вводится в действие для  применения в Российской Федерации, а также информация о том, что  межгосударственный стандарт отменен (прекращено его действие на территории Российской Федерации) или информация о принятии взамен него другого межгосударственного стандарта или государственного стандарта Российской Федерации публикуется в ежемесячном информационном указателе “Государственные стандарты" (ИУC) (для стандартов в области строительства, кроме того, в журнале “Бюллетень строительной техники”). Соответствующие изменения вносятся и в указатель “Государственные стандарты”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         3.Заключение

Проблема  повышения конкурентоспособности  на основе использования международных  стандартов продукции и услуг  является одной из центральных проблем  современной экономики государств-участников СНГ. В то же время углубление интеграционных процессов в рамках СНГ, формирование единого экономического пространства возможно только через проведение согласованной  политики по стандартизации, метрологии и сертификации, которую и осуществляет Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) как  межправительственный орган СНГ.

Отставание  в области разработки современных  стандартов во многих случаях (по многим товарам) превращается в серьезное  препятствие для выхода продукции  на мировые рынки. Например, фонд национальных стандартов России насчитывает примерно 25 тыс. стандартов, но международным  требованиям соответствует только около 37% из них, поэтому совершенствование  систем сертификации и стандартизации продукции и услуг является стратегической задачей российской экономической  реформы.

Систему международных  стандартов характеризуют нормативные  документы: общемировых неправительственных  организаций, международных отраслевых организаций, международных региональных организаций. Межгосударственный совет  по стандартизации, метрологии и сертификации занимает одно из важных мест среди  организаций, которые разрабатывают  стандарты.

Информация о работе Межгосударственная система стандартизации