Марк туллий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:42, доклад

Краткое описание

Цицерон написал "О государстве" в то время, когда могучий и грозный Рим, победитель Греции и Карфагена, стоял накануне гражданских войн, когда исчезли идеалы республики, а новые, имперские, еще не успели окрепнуть и войти в силу. Цицерон сам констатирует факт раздробленности населения и шаткости создавшегося положения: "То, чтобы у нас были один сенат и один народ, – осуществимо, и очень огорчительно, если этого нет, а этого действительно нет, мы знаем и пониманием".

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 59.99 Кб (Скачать)

 
Цицерон написал "О государстве" в то время, когда могучий и грозный Рим, победитель Греции и Карфагена, стоял накануне гражданских войн, когда исчезли идеалы республики, а новые, имперские, еще не успели окрепнуть и войти в силу. Цицерон сам констатирует факт раздробленности населения и шаткости создавшегося положения: "То, чтобы у нас были один сенат и один народ, – осуществимо, и очень огорчительно, если этого нет, а этого действительно нет, мы знаем и пониманием".

 
Источник: http://antiglobalism.blogspot.com/2012/08/blog-post_16.html#ixzz2LHjm81AA  
© http://ANTIGLOBALISM.TK

 
2)  Дабы уяснить взгляды Цицерона, мы приведем, во-первых, те его слова, которые мы уже упоминали: "Государство есть достояние народа, а народ не любое объединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Мы могли бы привести тот факт, что почти всегда круг интересов различных слоев общества или даже различных групп людей в одном слое не совпадают и тем не менее они продолжают называть себя гражданами одного и того же государства. 
 
Однако, делая ставку на то, что Цицерон писал прежде всего о хорошем, устойчивом государстве, мы закроем на это глаза. Вместо того приведем еще одну цитату из трактата "О государстве": "Право, установленное законом, одинаково для всех". Это значит, что кроме того граждане в понятии Цицерона должны быть равны, и, в отличие от Аристотеля, у которого граждане также являются равными, но крайне немногочисленными, здесь их число весьма велико. Это, по нашему мнению, выгодно отличает Цицерона от его греческого предшественника. Главной же добродетелью цицероновского гражданина считается доблесть. 
 
В самом начале своей работы он пишет: "Природа наделила человека столь великим стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одерживала верх над всеми приманками наслаждений и досуга".

 
Источник: http://antiglobalism.blogspot.com/2012/08/blog-post_16.html#ixzz2LHkhnFDF  
© http://ANTIGLOBALISM.TK

 

3) Прежде чем высказывать свое мнение по вопросу идеального устройства, Цицерон описывает три основных строя, которые мы встречаем еще у Платона и Аристотеля: царскую власть, аристократию, политию (демократию). Однако, в отличие от Аристотеля, полагавшего, что данные государственные устройства по сути совершенны, но иногда могут иметь уродливые формы в виде тирании, олигархии и анархии – в отличие от Аристотеля, Цицерон вообще был не склонен считать царскую власть, аристократию и демократию совершенными. В каждой из них он видел какую-нибудь червоточину, поэтому его проект о создании идеального государства сводится к совмещению всех трех устройств. При этом необходимо было отбросить все негативные черты каждого из них, но оставить лишь положительные.

 
Источник: http://antiglobalism.blogspot.com/2012/08/blog-post_16.html#ixzz2LHlG4mjU  
© http://ANTIGLOBALISM.TK

4)

Ведь известно, что Цицерон боролся с Катилиной и Цезарем, видя в них будущих императоров. Цицерон-оратор и Цицерон-политик неоднократно выступал за республиканские, демократические принципы. И вдруг он пишет о том, что царская власть предпочтительнее. Поразмыслив, мы нашли два способа объяснить данное несоответсвие. 
 
Во-первых, Цицерон с самого начала писал, что в своей работе "О государстве" прежде всего излагает не собственные взгляды, но воззрения известных римских мужей. В частности речь о пользе монархии принадлежит Сципиону Африканскому. Во-вторых, Цицерон мог подразумевать под царской властью не именно монархию, но республиканский строй, во главе которого стоит консул, цензор или иное должностное лицо, по влиятельности своей схожее с царем. 
 
Заканчивая этот длинный ряд измышлений, мы приведем цитату из самого философа, ибо никто не охарактеризует идеальный государственный строй в понимании Цицерона, лучше него самого. "Из трех указанных вначале видов государственного устройства (монархии, аристократии, демократии – прим.), по моему мнению, самым лучшим является царская власть, но самое царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства". Если относительно первой части этого суждения взгляды Платона и Цицерона совпадают полностью, то во второй римский мыслитель уходит дальше

 
Источник: http://antiglobalism.blogspot.com/2012/08/blog-post_16.html#ixzz2LHldbNLJ  
© http://ANTIGLOBALISM.TK

 

5)  Древний Рим приобрел историческое значение в целом после расцвета Греции. Завоевав многие страны, в том числе  и Грецию, древний Рим стал центром  империи. Он оказал большое воздействие  на последующую историю всего  общества, в том числе и на развитие экономической мысли.     

Римская экономика в основных чертах похожа с греческой. Для нее характерны полисная собственность на землю  и классическое рабство, достигшее  в Риме расцвета в III-I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле, но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей честная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловил специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства. 

6)

ЦИЦЕРОН     

Цицерон (106—43 до н.э.) - государственный деятель, знаменитый оратор. Жил он в то время, когда Римская империя, объединившая разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торговли и торгового капитала, когда ростовщичество стало одним из источников обогащения римской знати. Цицерон был один из тех, кто рассматривал теоретические вопросы сельского хозяйства.     

Цицерон, выступая сторонником сельского хозяйства, производящего продукты на рынок, важным источником обогащения считал также  крупную торговлю и ростовщичество. Поэтому он был не только идеологом класса рабовладельцев, но и защитником интересов ростовщиков и купечества.     

Создание  огромных латифундий в Римской империи  проводилось за счет изъятия земли  у крестьян, в результате чего исчезало свободное римское население  и многие крестьяне и солдаты  римской армии оказывались безземельными. Обезземеление крестьян вело к классовой борьбе между патрициями - крупными землевладельцами и плебеями — крестьянством.     

Цицерон вслед за греками считал, что естественным свойством природы является справедливость. Справедливость должна распространяться на все категории населения, даже на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению справедливость должна быть соединены с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу. 

7) § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы

В римском рабовладельческом  обществе господствующее положение  занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций  она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.

Виднейшим идеологом римской  аристократии в период республики был  знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах "О государстве" и "О законах". Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате "Об обязанностях") и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих  для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении  государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а  от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство  послужила "не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность  жить вместе". В духе аристократических  учений своего времени Цицерон настаивал  на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным  приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство  могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям  отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных  интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения  и сущности права. "Истинный и  первый закон, способный приказывать  и воспрещать, есть прямой разум  всевышнего Юпитера", - утверждал  Цицерон. Этот высший, естественный и  неписаный закон возникает задолго  до того, как люди объединились в  гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь - откровенный выпад  против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать  установленному в природе божественному  порядку - в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, "следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило права и бесправия". Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

Сквозь этот строй типично  аристократических представлений  пробиваются вместе с тем ростки принципиально иной доктрины. В явном  противоречии с собственными исходными  положениями Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным  образованием, "народным установлением". Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность  достижения мудрости каждым, кто получит  образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки  зрения, возникают не от рождения, а  в силу установившихся в обществе отношений. "Частной собственности, - заявлял Цицерон, полемизируя с  последователями Аристотеля, - не бывает от природы". Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и  соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в жизни  общества, Цицерон приходит к выводу, что государство "держится на кредите".

Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии полисной демократии. Развивая их, Цицерон определяет государство (res publica) как дело народа, где под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.

Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев  и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате "Об обязанностях" перечень занятий  и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу  презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных  мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми "грязным  делом", у достойных граждан  не может быть никаких общих интересов.

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением  о смешанной форме правления. Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть -- монархию, власть оптиматов - аристократию и власть народа - демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.

Наиболее совершенной  и устойчивой формой правления Цицерон  считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. К такому строю, по его мнению, приближалась Римская республика во времена "отцов" и "дедов". Монархические начала были представлены в ней властью  консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов. В этой части учение Цицерона не выходило за рамки древнегреческих концепций круговорота государственных форм (Платон, Полибий) и политических идеалов знати, требовавшей реставрации староустойных порядков.

Цицерон творил в период становления Римской империи. Поддерживая  и одобряя захватнические войны  Рима, Цицерон отказывается от идеалов  замкнутого, самодовлеющего полиса. Под  влиянием стоиков он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства.

В правовой теории переход  к империи нашел отражение  в представлениях о составе и  разновидностях права, действующего в  римском государстве. Сочинения  Цицерона являются самыми ранними произведениями римской литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народов и правом римских  граждан.

Правовые воззрения рабовладельческой  аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских  юристов.

Светская юриспруденция  как самостоятельная отрасль  знаний сложилась в Древнем Риме во II-I вв. до н.э. По своему характеру  и направленности она явилась  специфическим порождением идеологии  тех слоев рабовладельческой  знати, которые были заинтересованы в усилении правовой охраны частной  собственности и в то же время  выступали против расширения законодательной  деятельности государства в сфере  имущественных отношений, полагаясь  больше на советы и консультации немногих избранных юристов ("право мудрых"), чем на писаный закон.

Информация о работе Марк туллий