Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:18, курс лекций
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.
Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
Функции политического сознания:
1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:
—массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
— групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
—индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).
22. Гражданское
общество и его основные функци
Общество в широком понимании — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
— негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
— совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
— общественные объединения и организации;
— политические партии и движения;
— сфера воспитания и негосударственного образования;
— система негосударственных средств массовой информации;
— семья;
— церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— самоуправляемость;
— конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
— жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
— многоукладность экономики;
— легитимность и демократический характер власти;
— правовое государство;
— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.
23. Политический конфликт, его этапы, функции и технологии урегулирования.
Родоначальником «теории
конфликта» в начале XX века стал итальянский
экономист В. Парето. Политический конфликт
– это разновидность (и результат) конкурентного
взаимодействия двух и более сторон, групп,
индивидов, государств, оспаривающих друг
у друга властные полномочия или ресурсы.
Каждая из сторон, участвующих в конфликте,
преследует, как правило, не одну, а целую
совокупность целей. Он является одним
из возможных вариантов взаимодействия
политических субъектов.
Конфликты стимулируют формирование политических
коалиций, союзов, соглашений. Предполагается
четкое формулирование позиций участвующих
в политической игре сил.
Конфликт сигнализирует обществу и властям
о существующих противоречиях. Он стимулирует
действия, способные поставить ситуацию
под контроль. Только отдельные разновидности
политических конфликтов носят разрушительный
для общества характер.
Виды политических конфликтов:
1. Межгосударственный.
2. Классовый.
3. Этнический.
4. Между ветвями власти.
5. Между политическими элитами.
6. Между политическими лидерами.
Источниками политических
конфликтов являются социальные и
внесоциальные факторы. Результатом действия
последних можно назвать расовые конфликты.
Преобладают, конечно, социальные факторы.
Их основой является
• несовпадение статусов субъектов политики
• возрастание потребностей во власти
• недостаток ресурсов
• расхождение людей (групп) в базовых
ценностях и идеалах
По существу, любая деятельность политиков
– это анализ и преодоление конфликтов.
Разрешение конфликтов – это всегда коллективное
решение при несовпадающих целях. В целом
можно сказать, что политический конфликт
является стимулом развития общественного
прогресса. К. Маркс считал, что общество
существует в условиях классового конфликта.
Некоторое время спустя утверждалось,
что в социалистическом обществе возможно
бесконфликтное существование в связи
с отсутствием классовой борьбы. Однако
любое общество опирается на принуждение,
при котором сохраняется неравенство,
поэтому конфликт объективен.
Для наличия конфликта характерны три условия:
• объективно складывающаяся конфликтная
ситуация
• субъекты конфликтов
• повод для конфликтов
В своем развитии конфликт проходит несколько
стадий:
Обострение противоречий → кризис → усиление
напряженности → конфликт.
Этапы формирования конфликта:
1. Участвующие стороны пребывают в состоянии
квазигрупп (quasi – лат. – якобы, как будто).
Они еще не консолидировались, так как
не осознали своих глубинных интересов.
2. Осознание латентных, т.е. скрытых, глубинных
интересов. Квазигруппы преобразовываются
в фактические группы.
3. Столкновение групп, непременно идентичных.
Разрешение конфликта
является полным или частичным. Полное
разрешение возможно лишь при устранении
его коренной причины. При частичном разрешении
конфликта чаще изменяется только внешняя
его сторона, но при этом сохраняются внутренние
побуждения к продолжению конфликта.
В. Парето в начале XX века предложил принцип
его разрешения – выбор среди нескольких
второстепенных компромиссов для приближения
к главному. Из множества возможных коллективных
решений следует рассматривать лишь те,
которые нельзя улучшить одновременно
для всех участников конфликта. Однако
на практике модель Парето не нашла применения.
В настоящее время одним из актуальных
политических конфликтов стал межнациональный.
На состояние межнациональных отношений
влияет степень социальных, этнографических,
культурных различий между народами многонациональных
стран. При этих ярко выраженных различиях
народы часто тяготеют не друг к другу
в рамках страны, а к близким им по культуре
народам других стран. К объективным причинам
следует отнести тот факт, что в национальной
психике велико значение способности
собирания и переноса энергии иных по
своей природе конфликтов на национальную
почву
24. Внешняя
политика государства;
Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.
Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.
К важнейшим функциям
внешней политики государства относятся:
1. Оборонительная, противодействующая
любым проявлениям реваншизма, милитаризма,
агрессии со стороны других стран. 2. Представительно-
Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.
25. Основные
направления внешней политики
в России в современных
Проблемы формирования
новой государственности в
Во-первых, на ускорении развития мирового исторического процесса очень серьезно сказался распад СССР и формирование на большей части его территории Содружества независимых государств. При дальнейшем развитии событий это может привести к возникновению нового международного образования по типу европейского сообщества. Кроме того, такое положение привело к изменению некоторых приоритетов, основных целей и ориентиров во внешней политике России и ее поведения в мировом сообществе народов.
Среди приоритетов внешней политики России центральное место сегодня занимают ее отношения не с США, Японией, Францией, Англией, Европой в целом, а с Германией. Как это ни парадоксально, но между двумя странами – непримиримыми противниками во второй мировой войне, которая принесла огромные жертвы и разрушения для обеих сторон, установились взаимовыгодные связи в экономической, научно-технической и даже в военной сферах.
Непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России сейчас значительно снизилась, но она все же не потеряла своей актуальности. В связи с этим можно определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации.
К долгосрочным интересам безопасности относятся: а) проведение такой внешней политики, которая способствует сохранению общей стабильности в мире, чтобы не допускать локальных или межрегиональных вооруженных конфликтов; б) предотвращение или ликвидация любых очагов напряженности вблизи территории России; в) установление и сохранение нормальных отношений со всеми государствами, независимо от общественного строя и политического режима, царящего в них; г) укрепление и развитие миротворческих возможностей России по линии ООН и других международных организаций в целях быстрого политического урегулирования конфликтов, которые могут перерасти в вооруженные столкновения; д) восстановление в полной мере международного престижа России как правопреемника СССР, признанного мировым сообществом.
Среди среднесрочных интересов безопасности России особое внимание заслуживают нормализация и стабилизация обстановки в ближнем зарубежье. Речь идет о том, что создание единого экономического пространства требует немедленного решения вопросов о границах как между государствами СНГ, так и по всему периметру бывшего Советского Союза. Без этого невозможно избежать экономических диверсий, роста преступности, коррупции и т.п.
К краткосрочным интересам безопасности России относятся решение проблем после гражданской войны в Чечне, а также недопущение локальных конфликтов вдоль юго-западных и южных границ бывшего СССР, где проявилось противостояние на религиозной, националистической или клановой основе. Для этого необходимо координировать со странами СНГ как общую внешнюю политику, так и конкретные действия по обеспечению взаимной безопасности.
Систему приоритетов
во внешней политике России составляют
ряд факторов, которые определяют
реализацию ее международных интересов.
Это прежде всего кардинальное изменение
геополитического положения России,
ставшей самостоятельным субъек
26. Легитимность власти: сущность и содержание
Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
Типы легитимности политической власти:
1) рациональный — власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;