Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.
Введение
Сущность демократического политического режима
Понятие демократия
Признаки демократия
Принципы и связующие ценности
Формирование и развитие демократического политического режима
3.1. Механизмы формирования политической демократии
3.2. Основные формы демократия
Современная демократия
4.1. Критерии оценки уровня эффективности демократического режима
4.2. Анализ современного состояния демократии в мире
Заключение
Список используемой литературы
Демократия, как правило, невозможна
и без довольно высокого уровня благосостояния
граждан, наличия определенных духовных
традиций, соответствующих политико-
Последние два-три десятилетия выявили еще один мощный фактор демократизации, а именно демонстрационный эффект западных демократий, чьи экономические и социальные успехи не только вызывают уважение со стороны многих народов, но и воспринимаются во многих странах как прямое следствие демократического типа политических порядков.
3.2. Основные формы демократия
В зависимости от форм участия народа
в осуществлении власти выделяют
прямую и представительную демократию.
1. Прямая демократия. В
прямой демократии между волей народа
и ее воплощением в решения нет опосредующих
звеньев - народ сам участвует в обсуждении
и принятии решений. В подобной форме демократия
была реализована в Афинском полисе. Известно,
что Народное собрание обычно собиралось
каждые девять дней для принятия важнейших
решений. Подобный вариант самоуправления
используется и сегодня в организациях
и небольших территориальных сообществах
(городах, общинах) в форме собраний, в
ходе которых граждане обсуждают проблемы
управления, финансирования общественных
проектов, социальных программ. Распространенность
подобной практики ограничивается территориальным
фактором и зависит от того, насколько
децентрализован процесс принятия решений.
Другой формой прямой демократии является
сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется
волеизъявление народа в отношении своих
представителей в органы государственной
власти.
Законодательство многих стран предусматривает
и непосредственные формы участия граждан
в законотворчестве - референдумы и инициативные
движения.
Референдум,
иногда называемый плебисцитом (в дословном
переводе - народное решение), представляет
собой прямое голосование народа по важнейшим
государственным вопросам. Различают
два вида референдумов. Одни из них представляют
собой своеобразный опрос мнения, по результатам
которого законы не принимаются, но власть
должна учитывать его результаты. Например,
в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный
референдум по поводу сохранения СССР
в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский
референдум, в ходе которого голосовавшие
поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина.
Результаты референдумов другого рода
имеют значение закона. С их помощью утверждаются
конституции или поправки к ней, проекты
законов. Так, в декабре 1993 г. посредством
референдума был одобрен проект новой
Конституции России, что обеспечило ее
легитимность. Мировой опыт показывает,
что вопросы, выносимые на референдум,
могут быть самыми разнообразными: замена
монархии республикой (Греция, 1974 г.), о
независимости какой-либо территории
(провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение
разводов и абортов (Италия).
Инициатива
- это процедура, посредством которой граждане
предлагают обсудить какой-либо вопрос
непосредственно на референдуме либо
законодательными органами. Инициатива
реализуется через сбор определенного
количества подписей граждан в поддержку
проведения референдума.
К другим формам демократического участия,
позволяющим гражданам влиять на власть,
можно отнести демонстрации, митинги, шествия,
обращения во властные структуры всех
уровней и в СМИ.
2. Представительная (репрезентативная)
демократия. В представительной (репрезентативной)
демократии воля народа выражается не
прямо, а через институт посредников, поэтому
ее еще называют делегируемой демократией.
Депутаты, политические лидеры, получив
"мандат доверия" от народа через
процедуру голосования, должны воплотить
эту волю в принимаемых законах и решениях.
Между народными представителями и теми,
кого они представляют, устанавливаются
отношения, основанные на полномочиях
и ответственности власти перед народом.
IV. Современная демократия
Для оценки уровня развития эффективности демократического режима используются многочисленные методологические методы.
Для изучения демократии широко используются количественные методы, представленные различными индексами. Разработана взаимосвязанная система индексов, которые в совокупности характеризуют место того или иного государства в мире, его положение в структуре мировых взаимосвязей:
- индекс государственности;
- индекс внешних и внутренних угроз;
- индекс потенциала
- индекс качества жизни;
- индекс институциональных
На основе этих пяти индексов были построены рейтинги всех стран мира, раскрывающие их расположения относительно друг друга по выделенным совокупностям параметров.
Прошедшее десятилетие с точки зрения состояния демократии и ее продвижения было трудным. Десять лет назад в мире было очень позитивное время для демократии, и, казалось, тенденция увеличения числа демократических стран продолжится. Однако сейчас их столько же, сколько было десять лет назад. Прогресс в этом отношении остановился впервые за полвека.
Сегодня можно наблюдать различные процессы и трудности в разных частях мира. В США существуют две проблемы. Первая — поляризация политической жизни, начавшаяся со спорных результатов выборов в 2000 г. В течение последних лет две крупнейшие партии не сотрудничали, в результате не проводились важные реформы в области законодательства. Люди стали более разобщенными, поляризованными. Вторая проблема связана с борьбой против терроризма. Любой стране трудно сохранять баланс между соблюдением гражданских прав и свобод и борьбой с терроризмом. В США есть проблемы с сохранением этого баланса, можно привести примеры злоупотреблений законами, нарушений прав иммигрантов, мусульман, заключенных.
В Западной Европе подобных проблем
меньше, хотя имеются определенные
трудности с мусульманским
Центральная Азия теперь менее политически открыта и свободна, чем десять лет назад, хотя и тогда ситуация была не слишком хорошей. Менее политически свободны также Армения, Азербайджан на Кавказе. В Грузии произошли и позитивные, и негативные изменения.
Что касается Азии, то Китай не стал более открытым. Многие ожидали, что это произойдет по мере экономического развития страны, но так не случилось. В Китае по-прежнему поддерживают авторитарный проект, политика не плюралистична. Наметился заметный прогресс в Индонезии, но в других странах есть проблемы, например, в Таиланде, Пакистане, а также в Шри-Ланке, где снова разгорелась гражданская война.
Латинская Америка была политически
довольно стабильна в течение
этого десятилетия. По общему признанию
проблемы демократии в этом регионе
связаны со слабостью и
Ближний Восток и арабский мир — регион недемократический. И хотя некоторые ожидали, что эти страны станут более открытыми, этого не случилось. По-прежнему существуют авторитарные режимы, нет заметного политического прогресса в течение последних десяти лет. Иран после этапа либерализации вступил в более авторитарный период.
Существуют несколько причин, отвечающие на вопрос, почему это десятилетие было таким трудным.
Первый фактор, различие между формой демократии и ее сутью. В 1990-х годах многие страны получили политическую конкуренцию, чередование политических групп у власти, избираемость законодателей и лидеров государств. Но возникновение этих форм демократии не означают появления демократической сущности — реального представительства интересов граждан, их участия в политике, выходящего за рамки только голосования, деятельности политиков, подчиняющихся законами деконцентрации политической и экономической власти. Как стало понятно за прошедшее десятилетие, некоторые политические транзиты оказались гораздо более ограниченными, чем ожидалось. Существовавшие элиты не были заменены новыми демократическими элитами, во многих обществах не появился новый альтернативный продемократически настроенный социальный класс. В ходе изменений граждане не стали более образованными политически, в своем отношении к политической жизни они сохранили пассивность. Таким образом, демократические формы и институты появились, а демократическая сущность — нет. Вдобавок всенародно избранные политические лидеры научились использовать формы демократии (выборы и прочее) для укрепления своей власти и манипулирования обществом. Таким образом, первая фундаментальная причина замедления процессов распространения демократии — трудности перехода от демократической формы к демократической сущности.
Второй фактор, сделавший это десятилетие таким трудным для распространения демократии, — исламский экстремизм и фундаментализм. Они вызывают негативную реакцию в уже устоявшихся демократиях, таких как США и страны Западной Европы, подталкивают их к тому, чтобы ограничивать права граждан. Другие страны, например, Саудовскую Аравию или Малайзию, это заставляет еще больше ограничивать политическую жизнь, чтобы обезопасить себя от угроз фундаменталистов. Наконец, исламский экстремизм распространяет атмосферу страха в демократических обществах.
Третий фактор — это продолжающийся успех того, что можно назвать «китайской моделью», — постоянный экономический рост без развития демократии. Эта модель привлекательна для людей во многих частях мира. Китай, однако, переживает определенные проблемы, Так, в прошлом году в стране было 70 тыс. забастовок и протестов, велики уровень неравенства в обществе, коррупция в государственной системе и экологические проблемы. И все же Китай остается привлекательным примером для правителей в Африке, Латинской Америке и некоторых частях Азии. Успех этой модели базируется не на высоких ценах на нефть и газ, не на рисках демократии, ее основа — власть сильной руки и экономический рост. Влияние Китая растет благодаря его экономическому развитию. Китай играет заметную роль в Латинской Америке, экономический бум этого десятилетия там, в значительной степени основан на китайском спросе на продукцию стран региона. Китай также увеличил влияние в Африке, предложив лидерам этого региона поддержку, альтернативную поддержке со стороны западных стран.
Перечисленные факторы будут действовать еще в течение какого-то времени: популярность фундаментализма не уменьшится, переход от демократической формы к реальной демократии будет труден. Однако вряд ли демократия находится в кризисе. Почти все самые успешные общества в мире в смысле обеспечения благоприятных условий жизни большинства населения — демократии. Демократия остается политической системой, ассоциирующейся с социально-экономическим успехом. Демократия остается ценностью и целью, которой многие пытаются достичь.
V. Заключение
Демократический государственный режим является наиболее прогрессивной ступенью в развитии государственно-правового режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась демократия.
Опыт истории учит, что демократия благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности являются наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры», преобладание индивидуалистического сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.
Демократия неприемлема в
Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Информация о работе Критерии и показатели эффективности демократического режима власти