Критерии и показатели эффективности демократического режима власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.

Оглавление

Введение
Сущность демократического политического режима
Понятие демократия
Признаки демократия
Принципы и связующие ценности
Формирование и развитие демократического политического режима
3.1. Механизмы формирования политической демократии
3.2. Основные формы демократия
Современная демократия
4.1. Критерии оценки уровня эффективности демократического режима
4.2. Анализ современного состояния демократии в мире
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по соц. - Copy.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение
  2. Сущность демократического политического режима
    1. Понятие демократия
    2. Признаки демократия
    3. Принципы и связующие ценности
  3. Формирование и развитие демократического политического режима

     3.1.    Механизмы формирования политической демократии

     3.2.    Основные формы демократия

  1. Современная демократия

     4.1.     Критерии оценки уровня эффективности демократического режима

    4.2.      Анализ современного состояния демократии в мире

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Каждое  государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный тип политической системы, существующей в стране.

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического  режима - демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало  свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира,  как демократия, и было бы объектом  самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система  в мире пока не воплощает  в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат  “многоступенчатого, продолжающегося исторического  процесса”.

Проблемы демократии на ее современном уровне – один из главнейших в политологии.  Их многоаспектность,  сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах,  определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов  к изучению, так и сложившихся в науке концепций. 

Наблюдавший во всех регионах мира в 90-е годы крупномасштабный процесс  установления или восстановления демократических форм правления вызвал стремление оценить качество перемен и масштабы реального прогресса.

Основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

  • отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;
  • рассмотреть механизмы формирования политической демократии, ее структура;
  • раскрыть уровень эффективности государства через оценки уровня развития демократии в разных странах;
  • сделать выводы по теме.

При написании  работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.

II. Сущность демократического политического режима

2.1. Понятие демократии

Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые  употреблено в переводе аристотелевской  «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина  «демократия».

Возникнув в античности и обозначая  «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания.

Понятие "демократия" употребляется в нескольких основных значениях: 

  1. для  характеристики государственного устройства, которое  отличается признанием воли большинства в качестве источника  власти  и  провозглашением свободы и равноправия граждан; 
  2. как форма организации партий,  профсоюзов и других общественных  организаций; 
  3. как социально-политическая ценность,  выражающая  права и свободы граждан;
  4. как политическое мировоззрение и общественное  движение.

2.2. Признаки демократия

1) признанием народа источником  власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная,  конституционная власть в государстве,  он выбирает своих представителей  и может периодически сменять  их;

2) формально-юридическим равноправием  граждан и их равной возможностью  участия в политической жизни  страны;

3) наличием фундаментальных прав  и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных  решений по принципу большинства:  именно большинство, а не меньшинство  выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию  при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под  которым понимается наличие различных  автономных социально-политических  партий, движений, групп, находящихся  в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей,  при которой различные ветви  государственной власти достаточно  независимы и уравновешивают  друг друга, препятствуя установлению  диктатуры; 

8) гласностью действий государственных  органов и должностных лиц,  возможностью беспрепятственного  контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов  власти на основе всеобщего,  прямого, равного избирательного  права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов  местного самоуправления, наиболее  приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов  и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная  власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию. Чтобы демократия была качественной, нужно чтобы народ был сознательный и граждански активный. Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

2.3. Демократические принципы и связующие ценности

Демократию обычно определяют как  комплекс государственных институтов или общественных процессов, но люди редко задумываются над тем, что  именно делает их демократическими. Демократия определяется ее основными принципами и ценностями. Соответствие им делает конкретные институциональные устройства демократическими, именно в соотношении  с ними проверяется степень демократичности  общества и государства.

Насколько эти принципы воплощены в государственном устройстве и практике управления, настолько можно говорить о демократичности последних. За утверждение этих принципов демократы боролись во все времена и повсеместно. Они стремились создать общественный контроль над государственными решениями всеобъемлющим и более эффективным; устранить  монополию элиты на принятие решений и получение выгод от этого; установить равные гражданские права для всех членов общества, независимо от пола, национальности, вероисповедания, социального и имущественного статуса, принадлежности к той или иной лингвистической группе  и т.д.

Поскольку в рамках системы  представительного  правления избиратели делегируют другим право определять государственную  политику от их имени, базовые демократические  принципы требуют конкретизации. Необходимо выделить комплекс связующих ценностей, через которые эти принципы реализуются на практике: участие граждан в политическом процессе, придание законности власти, представительность и подотчетность власти, прозрачность её деятельности, наличие обратной связи и солидарность общества. Именно эти ценности обычно реализуются в институтах представительной демократии; и именно через них можно оценить, насколько демократичны государственные институты на практике. Так, например, через участие в избирательном процессе люди уполномочивают политиков действовать от их имени; они выбирают представительное законодательное собрание, которое им подотчетно, поскольку существует угроза потерпеть поражение на следующих выборах. Как раз эти ценности и делают выборы демократическими.

Наличие двусторонней связи между  ценностями и институтами придает  методу оценки уровня демократии интеллектуальное обоснование и весомость. Данная зависимость показана в приведенной ниже таблице. Первая колонка содержит список основных связующих ценностей, через которые реализуются упомянутые демократические принципы. Во второй колонке перечислены условия, необходимые для придания эффективности этим ценностям. В третьей колонке дан перечень типичных институтов, с помощью которых эти условия выполняются в системе представительного правления. В совокупности все это составляет каркас подлежащих оценке реалий и одновременно обеспечивает критерии для их оценки.

Связующие ценности

Условия осуществления

Институциональные средства реализации

Участие граждан в политической жизни

Право участвовать 

Способность/возможность участвовать

Механизмы участия

Культура участия в политической жизни

Система гражданских и политических прав

Экономические и социальные права

Выборы, партии, неправительственные  организации

Гражданское просвещение

Придание законности власти

Придание юридической силы конституции

Выбор должностных лиц/программ

Контроль выборных лиц над назначаемыми представителями исполнительной власти

Референдумы

Свободные и честные выборы

Системы подчиненности выборным должностным  лицам

Представительность власти

Законодательная власть, представляющая основные направления общественного  мнения

Все государственные институты, отражающие социальную структуру электората

Электоральная и политическая системы

Антидискриминационные законы

Политика позитивных действий

Подотчетность деятельности

Четкое определение подотчетности (юридической, финансовой, политической) – с целью обеспечения обязанностей государственными службами и поддержания целостности судебной системы

Власть закона, разделение властей

Независимый контроль

Стандарты, обеспеченные правовой основой

Широкие права парламента по осуществлению  контроля

Прозрачность деятельности

Правительство, открытое для законодательной  и общественной проверки

Законодательство о свободе  информации

Независимые СМИ

Обратная связь

Доступность правительства для  граждан и различных групп  избирателей в деле определения  политики, претворения ее в жизнь  и предоставления услуг людям

Систематическая и открытая процедура  консультаций с общественностью

Эффективная возможность исправления  ошибок правосудия

Местное самоуправление, близкое к  людям

Общественная солидарность

Терпимость к многообразию в  социальной действительности

Поддержка демократических правительств и борьбы народа за демократию за рубежом

Просвещение в области гражданских  и общечеловеческих прав

Международное законодательство по правам человека

ООН и другие организации

Международные неправительственные  организации


III.Формирование и развитие демократического политического режима

3.1. Механизмы формирования политической демократии

Демократия предполагает для своей  эффективности целый ряд социальных условий и институтов и реализуется  в полной мере в тех обществах, где эти условия и институты  существуют.

Формирование и функционирование демократического политического режима осуществляется благодаря соответствующим  политическим, экономическим, социальным, культурным, религиозным, внешнеполитическим и другим условиям.

К политическим условиям относятся  развитое гражданское общество, стабильность политической власти, существование  и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов  влияния на общественно-политические и социальные процессы, политический плюрализм.

Экономические условия включают в  себя высокий уровень индустриального  и экономического развития, высокую  степень урбанизации, развитость массовых коммуникаций, рыночную конкурентную экономику, плюрализм форм собственности.

Внешнеполитические условия предусматривают  прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие; влияние примера демократических  государств; стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.

Социальные условия характеризуются  относительно высоким уровнем благосостояния граждан, сглаживанием социального  неравенства, рассредоточением в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), социальным плюрализмом, наличием многочисленного  и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

В качестве культурных условий выступают  грамотность населения, его образованность в целом, гражданская политическая культура, демократические традиции.

Особенностью религиозных условий  являются наличие религии с установками  на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной  иерархии (протестантизм).

Обоснование предпосылок и механизмов построения политических порядков демократического типа, определение условий перехода к данному способу организации  публичной власти в той или  иной стране являются крайне сложными проблемами политической теории.

Если же судить по сложившейся на сегодня практике, то можно сказать, что конкретными предпосылками  становления демократии как относительно устойчивого политического порядка  являются: достаточно высокий уровень  экономического развития страны; наличие  рыночных отношений и индустриальной экономики; урбанизация; развитость массовых коммуникаций; помощь уже воплотивших  демократию зарубежных государств.

Информация о работе Критерии и показатели эффективности демократического режима власти