Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.
Введение
Сущность демократического политического режима
Понятие демократия
Признаки демократия
Принципы и связующие ценности
Формирование и развитие демократического политического режима
3.1. Механизмы формирования политической демократии
3.2. Основные формы демократия
Современная демократия
4.1. Критерии оценки уровня эффективности демократического режима
4.2. Анализ современного состояния демократии в мире
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
3.1. Механизмы формирования политической демократии
3.2. Основные формы демократия
4.1. Критерии оценки уровня эффективности демократического режима
4.2. Анализ современного состояния демократии в мире
I. Введение
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.
Исторический генезис
Проблемы демократии на ее современном уровне – один из главнейших в политологии. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций.
Наблюдавший во всех регионах мира в 90-е годы крупномасштабный процесс установления или восстановления демократических форм правления вызвал стремление оценить качество перемен и масштабы реального прогресса.
Основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:
При написании
работы была использована монографическая,
учебная и периодическая
II. Сущность демократического политического режима
2.1. Понятие демократии
Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».
Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания.
Понятие "демократия" употребляется в нескольких основных значениях:
2.2. Признаки демократия
1) признанием народа источником
власти и носителем
2) формально-юридическим
3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
4) принятием важнейших властных
решений по принципу
5) правом меньшинства на
6) политическим плюрализмом, под
которым понимается наличие
7) системой разделения властей,
при которой различные ветви
государственной власти
8) гласностью действий
9) выборностью основных органов
власти на основе всеобщего,
прямого, равного
10) развитой системой органов
местного самоуправления, наиболее
приближенных к народу и
На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию. Чтобы демократия была качественной, нужно чтобы народ был сознательный и граждански активный. Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.
2.3. Демократические принципы и связующие ценности
Демократию обычно определяют как
комплекс государственных институтов
или общественных процессов, но люди
редко задумываются над тем, что
именно делает их демократическими. Демократия
определяется ее основными принципами
и ценностями. Соответствие им делает
конкретные институциональные устройства
демократическими, именно в соотношении
с ними проверяется степень
Насколько эти принципы воплощены в государственном устройстве и практике управления, настолько можно говорить о демократичности последних. За утверждение этих принципов демократы боролись во все времена и повсеместно. Они стремились создать общественный контроль над государственными решениями всеобъемлющим и более эффективным; устранить монополию элиты на принятие решений и получение выгод от этого; установить равные гражданские права для всех членов общества, независимо от пола, национальности, вероисповедания, социального и имущественного статуса, принадлежности к той или иной лингвистической группе и т.д.
Поскольку в рамках системы представительного правления избиратели делегируют другим право определять государственную политику от их имени, базовые демократические принципы требуют конкретизации. Необходимо выделить комплекс связующих ценностей, через которые эти принципы реализуются на практике: участие граждан в политическом процессе, придание законности власти, представительность и подотчетность власти, прозрачность её деятельности, наличие обратной связи и солидарность общества. Именно эти ценности обычно реализуются в институтах представительной демократии; и именно через них можно оценить, насколько демократичны государственные институты на практике. Так, например, через участие в избирательном процессе люди уполномочивают политиков действовать от их имени; они выбирают представительное законодательное собрание, которое им подотчетно, поскольку существует угроза потерпеть поражение на следующих выборах. Как раз эти ценности и делают выборы демократическими.
Наличие двусторонней связи между ценностями и институтами придает методу оценки уровня демократии интеллектуальное обоснование и весомость. Данная зависимость показана в приведенной ниже таблице. Первая колонка содержит список основных связующих ценностей, через которые реализуются упомянутые демократические принципы. Во второй колонке перечислены условия, необходимые для придания эффективности этим ценностям. В третьей колонке дан перечень типичных институтов, с помощью которых эти условия выполняются в системе представительного правления. В совокупности все это составляет каркас подлежащих оценке реалий и одновременно обеспечивает критерии для их оценки.
Связующие ценности |
Условия осуществления |
Институциональные средства реализации |
Участие граждан в политической жизни |
Право участвовать Способность/возможность участвовать Механизмы участия Культура участия в |
Система гражданских и политических прав Экономические и социальные права Выборы, партии, неправительственные организации Гражданское просвещение |
Придание законности власти |
Придание юридической силы конституции Выбор должностных лиц/программ Контроль выборных лиц над назначаемыми представителями исполнительной власти |
Референдумы Свободные и честные выборы Системы подчиненности выборным должностным лицам |
Представительность власти |
Законодательная власть, представляющая основные направления общественного мнения Все государственные институты, отражающие социальную структуру электората |
Электоральная и политическая системы Антидискриминационные законы Политика позитивных действий |
Подотчетность деятельности |
Четкое определение |
Власть закона, разделение властей Независимый контроль Стандарты, обеспеченные правовой основой Широкие права парламента по осуществлению контроля |
Прозрачность деятельности |
Правительство, открытое для законодательной и общественной проверки |
Законодательство о свободе информации Независимые СМИ |
Обратная связь |
Доступность правительства для граждан и различных групп избирателей в деле определения политики, претворения ее в жизнь и предоставления услуг людям |
Систематическая и открытая процедура консультаций с общественностью Эффективная возможность исправления ошибок правосудия Местное самоуправление, близкое к людям |
Общественная солидарность |
Терпимость к многообразию в социальной действительности Поддержка демократических правительств и борьбы народа за демократию за рубежом |
Просвещение в области гражданских и общечеловеческих прав Международное законодательство по правам человека ООН и другие организации Международные неправительственные организации |
Демократия предполагает для своей
эффективности целый ряд
Формирование и
К политическим условиям относятся развитое гражданское общество, стабильность политической власти, существование и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, политический плюрализм.
Экономические условия включают в
себя высокий уровень
Внешнеполитические условия
Социальные условия
В качестве культурных условий выступают грамотность населения, его образованность в целом, гражданская политическая культура, демократические традиции.
Особенностью религиозных
Обоснование предпосылок и механизмов построения политических порядков демократического типа, определение условий перехода к данному способу организации публичной власти в той или иной стране являются крайне сложными проблемами политической теории.
Если же судить по сложившейся на
сегодня практике, то можно сказать,
что конкретными предпосылками
становления демократии как относительно
устойчивого политического
Информация о работе Критерии и показатели эффективности демократического режима власти