Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Общемировая тенденция развития высшего образования свидетельствует, что инженер ХХ1 века должен быть не только профессионалом, но и личностью. Главное назначение изучения политологии – помочь будущему специалисту стать политически культурной личностью.
Приобретение знаний основ демократической политической жизни необходимы для развития и воспроизводства демократии. Понимание гражданами политических интересов различных социальных групп, индивидов, программных положений политических партий и других общественно-политических сил, основных политических норм и процедур, форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством являются необходимым условием осознанного участия людей в политических отношениях и процессах.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     В советской историографии проблема изучения тоталитаризма практически не поднималась. Сами термины «тоталитаризм» и «тоталитарный» до «перестройки» подвергались критике и практически не использовались. Применять их начали только после «перестройки» в первую очередь для характеристики фашистских и профашистских режимов. Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам – «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский». Так в «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «тоталитаризм» представлен как одна из форм авторитарных буржуазных государств, характеризующихся полным государственным контролем над всей жизнью общества . С этой интерпретацией можно согласиться, ведь до сих пор как справедливо отмечает со ссылкой на Ф. Фюре видный российский исследователь тоталитаризма В. И. Михайленко «понятие тоталитаризма с трудом поддается определению». При этом учёный считает, что «попытки объяснить высокий уровень консенсуса в тоталитарных государствах насилием режима вряд ли представляются убедительными» . И совсем не убедительная, на наш взгляд, характеристика этого явления содержится в «Советском энциклопедическом словаре» (1986), где говорится о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры», а также «используется антикоммунистической пропагандой с целью создать фальшивую критику социалистической демократии» . 
 
Переоценка методологических и мировоззренческих принципов исторической науки после развала СССР и ослабления марксистской методологии общественно- политического развития позволила критически объективно подойти к наследию советской эпохи и использовать инструментарий других теорий. 
 
 Тоталитаризм становится популярной и изучаемой проблемой. Период критики и осуждения зарубежных концепций тоталитаризма сменился периодом пристального интереса к ним. За короткое время российскими учёными было написано более сотни книг, статей и диссертаций. Современная российская историография добилась значительных результатов в области исследования тоталитаризма. Наиболее освоенными оказались англо-американские, немецкие и итальянские концепции и подходы в изучении тоталитаризма. К настоящему времени в России написаны специальные работы о становлении и эволюции концепции тоталитаризма в целом, и в американской историографии в частности . Специальных трудов по избранной теме в отечественной философии нет. 
 
 Концепция тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными теоретиками М.Истменом, Х.Арендт, Р.Ароном и др. в 30-50-е гг. была подхвачена учеными, имевшими определяющее влияние на формирование реальной политики США (прежде всего такими, как советник президента США по национальной безопасности З.Бжезинский и профессор Гарварда, один из авторов конституции ФРГ К.Фридрих) и активно использованы в качестве  
основополагающей идеологической стратегии в «холодной войне» против СССР: отождествление побежденного европейского фашизма с советским коммунизмом, при полном игнорировании фундаментальных различий между этими режимами, преследовало вполне очевидные политические цели.  
 Тоталитаризм - одно из спорных в науке понятий. В центре внимания политической науки по-прежнему является вопрос о сопоставимости его исторических типов. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения.  
 
 Заслуживает внимания точка зрения по этому вопросу Бутенко А. П. Он считает что, тоталитаризм правого и левого толка вовсе не две разные формы тоталитарных порядков, совпадающие по своему содержанию, но и различающиеся лишь своими формами, т.е. тем, как внешне выражается, какой вид и какие формы обретает тут и там одно и то же содержание: скажем, массовые репрессии при гитлеризме и сталинизме, или мессианская идеология, централизованно управляемая мобилизационная экономика правого и левого тоталитаризма и т.д. Здесь налицо гораздо более глубокие различия: а именно различия типов, а не только форм (как это имеет место, скажем, между однотипными формами тоталитаризма - итальянского фашизма и гитлеровского нацизма).
 
 

     Заключение

     Политическая  грамотность нужна отдельному человеку, чтобы сознательно участвовать  в выборах различных ветвей и  уровней власти, в контроле за деятельностью властей, уметь решать свои проблемы в цивилизованном сотрудничестве  с другими людьми. Обществу в целом политическая грамотность  его граждан необходима, чтобы быть открытым и демократичным.

     Приобретение  знаний основ демократической политической жизни необходимы для развития и  воспроизводства демократии. Понимание  гражданами политических интересов различных социальных групп, индивидов, программных положений политических партий и других общественно-политических сил, основных политических норм и процедур, форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством являются необходимым условием осознанного участия людей в политических отношениях и процессах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
1. Амелина А.Н. Философское осмысление трагедии тоталитаризма. – М.: ПРИОР, 2003  
2. Барт Р. Избранное. Т.1 – М.: ПРИОР, 2005  
3. Бутенко А.П. Полное собрание сочинений. – М.: Смарт, 2005  
4. Михайленко В. И. Тоталитаризм: феномен нашего времени // Тоталитаризм: Спор историков. - Екатеринбург, 2003.  
5. Оруэлл Дж. 1984. – М.: Литера, 2005  
6. Сердюк Е. В. Феномен тоталитаризма в оценках зарубежной и отечественной историографии (1920-90-е гг.). Учебное пособие. Кемерово, 2001  
7. Тимофеева К.А. Философия. – М.: МР3 Пресс, 2000  
8. Щербинин А.Н. Анализ советского педагогического опыта. – М.: Смарт, 2005

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"