Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Общемировая тенденция развития высшего образования свидетельствует, что инженер ХХ1 века должен быть не только профессионалом, но и личностью. Главное назначение изучения политологии – помочь будущему специалисту стать политически культурной личностью.
Приобретение знаний основ демократической политической жизни необходимы для развития и воспроизводства демократии. Понимание гражданами политических интересов различных социальных групп, индивидов, программных положений политических партий и других общественно-политических сил, основных политических норм и процедур, форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством являются необходимым условием осознанного участия людей в политических отношениях и процессах.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Общемировая тенденция развития высшего образования  свидетельствует, что инженер ХХ1 века должен быть не только профессионалом, но и личностью. Главное назначение изучения политологии – помочь будущему специалисту стать политически культурной личностью.     

 Приобретение  знаний основ демократической  политической жизни необходимы  для развития и воспроизводства  демократии. Понимание гражданами  политических интересов различных  социальных групп, индивидов,  программных положений политических  партий и других общественно-политических сил, основных политических норм и процедур, форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством являются необходимым условием осознанного участия людей в политических отношениях и процессах.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

   При рассмотрении проблемы бюрократии в веберовской  социологии важное значение имеет тот  факт, что Вебер выделяет два существенно  различных типа бюрократической организации. Одним из этих типов выступает патримониальная бюрократия, которую характеризуют недостаточное развитие рациональных черт и личностный характер отношений власти в управленческих структурах. Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует, прежде всего, присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство “сословного" типа, которое уже не является бюрократическим.

   Согласно  Веберу, лишь в странах Запада в результате рационализации процесса управления складывается иной характер отношений между патримониальным монархом и чиновниками. Бюрократический аппарат западного абсолютистского государства приобретает власть не в результате децентрализации политического режима, а благодаря наличию у чиновников специальных знаний и навыков. В странах Запада впервые происходит переход от патримониального управления к бюрократии современного типа.

Разработанная в “Хозяйстве и обществе” теоретическая  модель рациональной бюрократии образует второй тип бюрократической организации в социологии Вебера. Для административных структур, приближающихся к данной модели, характерно преобладание формально-правового начала. Принцип личной преданности, на котором основывается патримониальное управление, уступает место объективно установленному служебному долгу. Формируется тип чиновника, который руководствуется в своей деятельности системой формальных правил, а не предписаниями традиции и волей монарха.

     Однако  бюрократия в современном обществе представляет собой не просто безличный инструмент управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями. Идеально-типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого положения дел, когда корпоративные интересы чиновников получают преобладание над требованиями служебного долга. Тем не менее, анализ типично бюрократических ценностей в работах Вебера свидетельствует о том, что бюрократия нередко действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический управленческий аппарат.

     В условиях легального господства сохраняется  тенденция к бесконтрольному  правлению бюрократии. С точки  зрения Вебера, специальная подготовка чиновников и их монополия на владение некоторыми видами информации позволяют бюрократическому аппарату под видом административной беспристрастности фактически определять направление государственной политики. Глава бюрократического аппарата, если только он не обладает достаточной компетентностью в вопросах управления и не имеет независимых источников информации, оказывается беспомощным перед лицом специализированного чиновничества. Вместе с тем отсутствие у чиновников качеств политического лидера приводит к тому, что бюрократический аппарат оказывается не в состоянии решать чисто политические проблемы.

     Понятие “господство чиновников” Вебер  использовал для обозначения  такого политического режима, в котором  функция определения политики оказывается  узурпированной бюрократией. “Господство чиновников” представляет собой тенденцию, которая присутствует в любой бюрократической администрации, но может полностью реализоваться лишь в том случае, если не существует эффективных средств контроля за деятельностью государственного аппарата. Предельное развитие данной тенденции, как полагал Вебер, должно было вызывать крайне неблагоприятные социальные последствия.

     Проблема  ограничения власти бюрократии являлась для Вебера одной из центральных. Немецкий социолог рассматривал различные институциональные механизмы, которые могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, с точки зрения Вебера, отбор политиков, обладающих качествами подлинного лидера.

     Веберовская концепция плебисцитарной демократии, выдвигающая на передний план харизматического лидера, отразила внутренне противоречивый характер политической теории немецкого социолога. Хотя эта концепция оказала заметное влияние на последующее развитие политической социологии, она оценивалась крайне неоднозначно. Как показал исторический опыт Веймарской Германии, со стороны харизматического лидера может исходить столь же серьезная опасность для демократических институтов и ценностей, как и со стороны бюрократии. Однако для Вебера основная угроза демократии и индивидуальной свободе заключалась в прогрессирующей бюрократизации общественной жизни.

Теория  бюрократии М. Вебера

Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может  быть целиком бюрократическим, на вершине  стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры.

Значительной  заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии. Перечислим эти десять заповедей современной бюрократии:

1. Должностные  лица лично свободны и являются  субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям

2. Они организованы  и иерархию офисов

3. Каждый офис  имеет сферу компетенции в  правовом смысле

4. В каждом  офисе существует свободный отбор

5. Кандидаты  назначаются (на основе технических  качеств), а не избираются

6. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой

7. Офис рассматривается  как главное занятие должностного  лица

8. Офис предполагает  карьеру. Существует система продвижения

9. Чиновник работает  отделенным от собственности  и без пожизненного присвоения  позиции

10. Он подчинен  строгой дисциплине и контролю  за поведением.

     Государство - политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его  интересы и волю, основной орган  власти, управляющий обществом и  обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании Г. предстает как форма организации политической власти, необходимая для поддержания юридического порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом применения принуждения и насилия. Немецкий социолог и политолог М. Вебер считал, что решающим признаком при определении Г. является его способность успешно реализовать претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Поэтому он определял Г. следующим образом: "Государство, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство, Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует". Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

     В концепции М. Вебера демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это средство как для придания их правлению законности, так и для привлечения значительной массы населения к политическим делам нации. Тем не менее демократия, по мнению М. Вебера, не является подходящим средством для решения обычных политических вопросов, в подобных случаях необходимы скорее компромиссы через переговоры, чем голосование. Поэтому он считал утопичными теории "народного суверенитета", такие понятия, как "воля народа", "мудрость народа" и т.д., цель которых - исключить господство одного человека над другим. По мнению Вебера, этого нельзя достичь в современных условиях, поскольку прямая демократия и правительство непрофессиональных политиков принципиально невозможны вне пределов мелких государств-городов, ограниченных своими размерами и населением. Согласно Веберу, любая рационализация или же формализация взаимоотношений между людьми в современных больших обществах и государствах неизбежно ведет к авторитаризму. Не случайно поэтому именно анализ английской парламентской демократии, которая подавляющим большинством исследователей рассматривалась как модель наиболее успешной демократии, дал повод Веберу усомниться в демократическом характере функционирования этого института власти.

     Выводы  Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации  и деятельности бюрократий и "железного  закона олигархии", действующего в  рамках любой организации.

Г Лассуэлл (1902-1978) - один из самых известных специалистов в области американской политической науки Его книга «Психопатология и политика» (1930) стала заметным событием в научной жизни Само название работы носило провоцирующий характер и вызывало (и продолжает вызывать) большой интерес у читателей Людей всегда интересовали политические деятели, свойства их характера и специфика политического поведения Отсюда естественное стремление проникнуть во «внутренний мир» политиков, понять особенности становления их личности, объяснить побудительные мотивы действий Каждый человек - загадка, политик, особенно выдающийся политический деятель, - загадка вдвойне Политика - особая сфера деятельности, она требует от действующих в ней лиц соответствующих способностей Политикам, хотя и в разной степени, присущи честолюбие, жажда власти, стремление быть на виду, умение навязывать окружающим свои взгляды и волю, проницательность Вместе с тем в политике нередки проявления цинизма, аморализма и т п

     Работа  Г Лассуэлла написана в психоаналитическом ключе Он стремился выявить бессознательные  побуждения и мотивы политической деятельности личности Чтобы изучить человека, надо не просто исследовать отдельные факты его биографии и черты характера, необходимо понять его «жизненный план», «стратегию жизни» Отдельные поступки человека, черты характера, всякого рода невротические отклонения - все это трансформации единого внутреннего «ядра» личности

     Г.Лассуэлл четко сформулировал основные достижения психоанализа, созданного З.Фрейдом  и получившего дальнейшее развитие в трудах других известных психоаналитиков - А.Адлера, К.Г.Юнга, Ш.Ференци и др.* Он показал, что для успешного исследования политического поведения необходимо выделять наиболее значимые этапы становления человека, раскрыть их роль в формировании его характера и побудительных мотивов последующей деятельности. Большое внимание было уделено описанию метода свободных ассоциаций, который позволяет понять и, если надо, преодолеть рационализацию - сознательное оправдание людьми своего поведения.

     Когда «возвращение подавляемой» мысли происходит ус- №шно в результате психотерапии, а не в результате одного из многочисленных, замаскированных выходов, описанных ранее, обыч- это является результатом клинической процедуры, которую ;суэлл рассматривает как вторую важную новацию Фрейда, а именно, метод свободных ассоциаций Лассуэлл считает этот опыт настолько важным, что призывает к его глубокому изучению, особенно людьми, находящимися на ответственных постах и способными свести на нет распространение иррационального «осуществления» социального и политического поведения.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"