Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:58, контрольная работа
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
1 Природа власти, ее источники и признаки. Виды власти, объекты, функции и ресурсы 3
2 Понятие средств массовой информации и коммуникации (дать определение, раскрыть функции и структуру политических коммуникаций, понятия политического маркетинга) 11
3 Полная свобода печати – это единственный способ мирно договориться с правительством о социальных изменениях и улучшении жизненных условий. Правительство не должно иметь право ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий. 18
Список использованных источников 20
Политическая коммуникация выступает
как специфический вид
По мнению Ю. Хабермаса, крупнейшего социального философа современности, понятие общественного мнения возникло только в XIX в. Поскольку именно тогда происходила концентрация людей, они селились близко друг к другу, образовывались города. Они имели возможность собираться вместе и обсуждать политические вопросы. В этот процесс также вовлекались газеты и журналы. В XIX в. произошел переход от автократического режима к режиму, при котором декларировалась подотчетность властей обществу. В это же время СМИ начали занимать центральное место в публичной сфере. В XX в. СМИ не только сохранили свое положение, но и упрочили влияние на формирование общественного мнения. В современных условиях, полагает Хабермас, общественное мнение представляет собой убеждения компетентных людей, но для того, чтобы быть компетентной, общественность должна быть нейтральной. Независимая площадка - это СМИ, но СМИ стали коммерческими организациями, интересы которых автоматически влияют на ее деятельность и находят отражения в сюжетах.
СМИ в публичной сфере выполняют ряд функций:
Можно выделить два основных подхода к определению роли политической коммуникации в современном обществе.
Согласно концепции
В отличие от адептов концепции либерального плюрализма сторонники критического подхода основываются на восприятии власти как непрозрачной, концентрированной и доминирующей и скептически относятся к задекламированному властью отказу от политического контроля за СМИ.
Стратегическая критика власти направляется на установление «прозрачности» в самом режиме властвования, на способы и техники применения силы. Ведь для того, чтобы остаться непрозрачной, власть персонифицирует себя там, где она хочет казаться доступной и открытой, и все оставляет в тайне («режим секретности») там, где она применяет силу и преследует свои цели. То, что ею персонифицируется, предстает в качестве желаемого образа власти; то, что она скрывает, называя свои действия то ли незначительными, «чисто рабочими», то ли, напротив, объявляя некоторые из них «государственной тайной», не должно обсуждаться обществом. Анонимность власти касается не только «кухни» принятия решений, и даже не столько «кухни». Главной причиной того, что власть остается закрытой и «тайной», является ее нежелание раскрывать свои ресурсы (материальные, информационные, символические и пр.). Ведь всякое применение силы должно быть наделено соответствующим ресурсом, который-то и позволяет применять силу адекватным образом (во всяком случае, так кажется власти). Отсюда, СМИ должны находиться под постоянным контролем со стороны гражданского общества.
Основными критическими концепциями СМИ являются:
1) инструментализм (СМИ как инструмент пропаганды и манипуляции общественным мнением в руках государства или капитала, т. е. их собственников);
Таким образом, политическая коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия власти и общества. Ее эффективность определяется уровнем развития гражданского общества, т. е. общества, в котором власть зависит от граждан и существует для граждан, а не наоборот. Обмен политической информацией между различными элементами политической системы происходит тем интенсивнее, чем выше уровень демократии в обществе. Не случайно форма распространения политической информации является одним из основных критериев для определения типа политического режима как авторитарного (наличие строгого контроля) или демократического (информационный плюрализм и доступность информации максимально широким слоям общества). /4, с. 401-405/
Политический маркетинг (англ. market – рынок, сбыт) – совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики. С помощью методов политического маркетинга властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны общества. Следовательно, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании (избирательная кампания, выдвижение кандидата, формирование политической партии и т. д.).
В качестве направления прикладной
политологии политический маркетинг
первоначально возник и утвердился
после Второй мировой войны в
США, затем получил широкое
Основу политического
Объект политического
Методы политического
– сбор, систематизация и обобщение сведений о предпочтениях избирателей и конкурентах;
– мониторинг общественного мнения, предполагающий анализ настроений и позиций населения во времени;
– опросы, направленные как на выявление
позиций, так и на придание определенной
направленности настроениям различных
групп населения по тем или
иным проблемам как политического,
так и неполитического
Стадии маркетинга политической кампании
1. Изучение конъюнктуры
2. Формирование стратегии и
3. Продвижение кандидата,
Однако политический маркетинг не следует сводить только к проведению избирательных кампаний. Это более широкое понятие, включающее в себя комплексную систему методов и приемов целенаправленного воздействия на население с целью достижения его поддержки выдвигаемым целям.
Свобода печати включает три основных элемента: это право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств передачи информации; во-вторых - это запрещение цензуры; в-третьих - это право учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.
Цензура как государственный надзор за содержанием печатных изданий, радио - телепередач, театральных постановок и других сообщений, получающих общественную огласку не допустима в демократическом обществе.
Принцип запрета цензуры в СМИ должен быть сформулирован таким образом и подкреплён такими гарантиями, которые исключают всякое прямое или косвенное вмешательство в профессиональную деятельность СМИ со стороны любого иного субъекта. Игнорирование правовых гарантий запрета цензуры или нивелирование этого принципа в практической деятельности СМИ и их взаимоотношениях с властями противоречит задачам концепции эффективной демократии, как и идее демократии вообще. Слабость или зависимое положение СМИ как института гражданского общества является серьезным провалом в выстраивании демократической инфраструктуры. В случае, если запрет цензуры в законодательстве о СМИ действительно не обеспечен, все остальные правовые гарантии деятельности СМИ бессмысленны.
Свобода печати всегда связана с отсутствием цензуры, но отнюдь не означает просто ее отсутствие.
По мнению автора все же должны существовать некие ограничения, рамки на информацию, распространяемую в печатных изданиях. Т.е., в печатной продукции не должно содержаться: пропаганды алкоголизма и наркомании; пренебрежения к семейным ценностям; элементов, которые могут провоцировать межнациональную, межрелигиозную рознь.
Во многих странах СМИ не вправе воспроизводить клевету на страну и нацию, подстрекательство к агрессивной войне, национальной, расовой, классовой, религиозной вражде, дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, непристойные проявления, противоречащие укладу общественной жизни, добрым нравам.
Таким образом, свобода печати
не означает вседозволенность печатать
все что угодно. В законодательном
порядке всегда устанавливаются
ограничения связанные с
Существенным элементом правовой системы во всех странах, обеспечивающим защиту интересов безопасности государства в сфере обмена информацией является институт государственной тайны. Отнесение информации к категории ограниченного доступа задействует целый ряд норм законодательства, начиная от конституционных положений.