Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:58, контрольная работа

Краткое описание

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Оглавление

1 Природа власти, ее источники и признаки. Виды власти, объекты, функции и ресурсы 3
2 Понятие средств массовой информации и коммуникации (дать определение, раскрыть функции и структуру политических коммуникаций, понятия политического маркетинга) 11
3 Полная свобода печати – это единственный способ мирно договориться с правительством о социальных изменениях и улучшении жизненных условий. Правительство не должно иметь право ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий. 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

Политическая коммуникация выступает  как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике факторы регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. Основная цель политической коммуникации заключается в формировании общественного мнения и массового сознания, прямо или косвенно оказывающих влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти). Общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, возникающих по конкретным вопросам. Соответственно оно оказывает непосредственное влияние на конкретные политические решения. Массовое сознание - понятие, скорее относящееся к психологии. Графически общественное мнение можно изобразить в качестве синусоиды, а ценности и убеждения, которые лежат в основе массового сознания, - как прямые, потому что они остаются неизменными.

По мнению Ю. Хабермаса, крупнейшего социального философа современности, понятие общественного мнения возникло только в XIX в. Поскольку именно тогда происходила концентрация людей, они селились близко друг к другу, образовывались города. Они имели возможность собираться вместе и обсуждать политические вопросы. В этот процесс также вовлекались газеты и журналы. В XIX в. произошел переход от автократического режима к режиму, при котором декларировалась подотчетность властей обществу. В это же время СМИ начали занимать центральное место в публичной сфере. В XX в. СМИ не только сохранили свое положение, но и упрочили влияние на формирование общественного мнения. В современных условиях, полагает Хабермас, общественное мнение представляет собой убеждения компетентных людей, но для того, чтобы быть компетентной, общественность должна быть нейтральной. Независимая площадка - это СМИ, но СМИ стали коммерческими организациями, интересы которых автоматически влияют на ее деятельность и находят отражения в сюжетах.

СМИ в публичной сфере выполняют  ряд функций:

  • информирование населения;
  • интерпретация информации;
  • предоставление «платформы» для дебатов и споров;
  • информирование населения о деятельности органов власти;
  • предоставление общественности возможности влияния на лиц, принимающих решения.

Можно выделить два основных подхода  к определению роли политической коммуникации в современном обществе.

Согласно концепции либерального плюрализма, СМИ полностью независимы и играют роль «сторожевого пса» демократии, источником информации в государстве, в котором власть разделена между конкурирующими политическими элитами. При этом деятельность самих СМИ и качество информационного продукта, поставляемого ими обществу, контролируются самим обществом при помощи рыночных механизмов (иными словами, общество «потребителей информации» «голосует» за те или иные СМИ, оплачивая подписку на них, а СМИ, привлекая как можно больше подписчиков, могут рассчитывать на возрастание прибылей от рекламы и конкурировать с другими СМИ). Сами СМИ рассматриваются как одна из институций власти - «четвертая власть», при этом признается, что на подачу новостей значительное влияние оказывают собственные взгляды журналистов, что обусловливает важность уважения к нормам журналистской этики.

В отличие от адептов концепции  либерального плюрализма сторонники критического подхода основываются на восприятии власти как непрозрачной, концентрированной и доминирующей и скептически относятся к задекламированному властью отказу от политического контроля за СМИ.

Стратегическая критика власти направляется на установление «прозрачности» в самом режиме властвования, на способы и техники применения силы. Ведь для того, чтобы остаться непрозрачной, власть персонифицирует себя там, где она хочет казаться доступной и открытой, и все оставляет в тайне («режим секретности») там, где она применяет силу и преследует свои цели. То, что ею персонифицируется, предстает в качестве желаемого образа власти; то, что она скрывает, называя свои действия то ли незначительными, «чисто рабочими», то ли, напротив, объявляя некоторые из них «государственной тайной», не должно обсуждаться обществом. Анонимность власти касается не только «кухни» принятия решений, и даже не столько «кухни». Главной причиной того, что власть остается закрытой и «тайной», является ее нежелание раскрывать свои ресурсы (материальные, информационные, символические и пр.). Ведь всякое применение силы должно быть наделено соответствующим ресурсом, который-то и позволяет применять силу адекватным образом (во всяком случае, так кажется власти). Отсюда, СМИ должны находиться под постоянным контролем со стороны гражданского общества.

Основными критическими концепциями  СМИ являются:

1) инструментализм (СМИ как инструмент пропаганды и манипуляции общественным мнением в руках государства или капитала, т. е. их собственников);

    1. структурный детерминизм - зависимость содержания новостей и информации в СМИ от многочисленных объективных факторов - прежде всего экономических, рыночных факторов, высокой стоимости производства медиа-продукта, корпоративного контроля за СМИ, коммерциализации СМИ;
    2. идеологическая концепция, согласно которой СМИ являются «передатчиком» взглядов представителей властной элиты при помощи наборов штампов, символов, отбора «достойных» новостей и навязывания массам собственных оценочных суждений;
    3. концепция политико-экономического влияния «информационной элиты» на содержание новостей;
    4. концепция гегемонии, согласно которой суть политической коммуникации состоит в достижении правящей элитой политической и социальной стабильности путем убеждения общества в том, что ее (т. е. правящей элиты) интересы и идеология совпадают с общечеловеческими ценностями и поэтому должны поддерживаться обществом. Таким образом, при помощи эффективной политической коммуникации правящая элита достигает того, чего невозможно достичь насилием: общество начинает воспринимать ее установки как свои собственные ценности, убеждения и приоритеты.

Таким образом, политическая коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия власти и общества. Ее эффективность определяется уровнем развития гражданского общества, т. е. общества, в котором власть зависит от граждан и существует для граждан, а не наоборот. Обмен политической информацией между различными элементами политической системы происходит тем интенсивнее, чем выше уровень демократии в обществе. Не случайно форма распространения политической информации является одним из основных критериев для определения типа политического режима как авторитарного (наличие строгого контроля) или демократического (информационный плюрализм и доступность информации максимально широким слоям общества). /4, с. 401-405/

Политический маркетинг (англ. market – рынок, сбыт) – совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики. С помощью методов политического маркетинга властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны общества. Следовательно, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании (избирательная кампания, выдвижение кандидата, формирование политической партии и т. д.).

В качестве направления прикладной политологии политический маркетинг  первоначально возник и утвердился после Второй мировой войны в  США, затем получил широкое распространение  и в других странах. На формирование его концепций и стратегических моделей оказали существенное влияние  теория игр и экономического поведения  Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, экономическая теория демократии Э. Даунса, теория рационального выбора Г. Беккера, теоретические представления школы общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, К. Эрроу) и др.

Основу политического маркетинга составляют изучение политических потребностей социальных групп и общностей  на арене политических сил, превращение  этих потребностей в реальную политическую программу определенного политика.

Объект политического маркетинга – социально-политическая среда. Данная среда рассматривается как рынок  возможностей, на котором имеют хождение свои особые товары – потенциальные  выгоды, связанные с тем или  иным политическим решением. «Продавцами» на этом рынке выступают как действительные, так и возможные носители политической власти, а «покупателями» – избиратели, учет мнения которых, а также возможностей его изменения кладется в основу стратегии продвижения того или  иного «политического товара».

Методы политического маркетинга:

– сбор, систематизация и обобщение  сведений о предпочтениях избирателей  и конкурентах;

– мониторинг общественного мнения, предполагающий анализ настроений и  позиций населения во времени;

– опросы, направленные как на выявление  позиций, так и на придание определенной направленности настроениям различных  групп населения по тем или  иным проблемам как политического, так и неполитического характера.

Стадии маркетинга политической кампании

1. Изучение конъюнктуры политического  рынка. На данном этапе выявляются  настроения и ожидания различных  групп электората (постоянных избирателей)  и определяется, как эти группы  отреагируют на возможные действия  по решению политической проблемы.

2. Формирование стратегии и тактики  политического воздействия. Вырабатывается  конкретная политическая программа,  основанная на ожиданиях избирателей,  в которой определяются цели  и средства их достижения. Здесь  же просчитываются возможные  результаты действия программы  и формируются «группы поддержки».

3. Продвижение кандидата, программы,  идеи и т. д. на политический  рынок. Формируется устойчивый  интерес населения к кампании  с помощью политической пропаганды (СМИ, PR-акции, адресная помощь  населению и т. д.).

Однако политический маркетинг  не следует сводить только к проведению избирательных кампаний. Это более  широкое понятие, включающее в себя комплексную систему методов и приемов целенаправленного воздействия на население с целью достижения его поддержки выдвигаемым целям.

 

3 Полная свобода печати  – это единственный способ  мирно договориться с правительством  о социальных изменениях и  улучшении жизненных условий.  Правительство не должно иметь право ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий.

 

Свобода печати включает три основных элемента: это право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств передачи информации; во-вторых - это запрещение цензуры; в-третьих - это право учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

Цензура как государственный  надзор за содержанием печатных изданий, радио - телепередач, театральных постановок и других сообщений, получающих общественную огласку не допустима в демократическом  обществе.

Принцип запрета цензуры в СМИ должен быть сформулирован таким образом и подкреплён такими гарантиями, которые исключают всякое прямое или косвенное вмешательство в профессиональную деятельность СМИ со стороны любого иного субъекта. Игнорирование правовых гарантий запрета цензуры или нивелирование этого принципа в практической деятельности СМИ и их взаимоотношениях с властями противоречит задачам концепции эффективной демократии, как и идее демократии вообще. Слабость или зависимое положение СМИ как института гражданского общества является серьезным провалом в выстраивании демократической инфраструктуры. В случае, если запрет цензуры в законодательстве о СМИ действительно не обеспечен, все остальные правовые гарантии деятельности СМИ бессмысленны.

Свобода печати всегда связана  с отсутствием цензуры, но отнюдь не означает просто ее отсутствие.

По мнению автора все же должны существовать некие ограничения, рамки на информацию, распространяемую в печатных изданиях. Т.е., в печатной продукции не должно содержаться: пропаганды алкоголизма и наркомании; пренебрежения к семейным ценностям; элементов, которые могут провоцировать межнациональную, межрелигиозную рознь.

Во многих странах СМИ  не вправе воспроизводить клевету на страну и нацию, подстрекательство  к агрессивной войне, национальной, расовой, классовой, религиозной вражде, дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, непристойные проявления, противоречащие укладу общественной жизни, добрым нравам.

Таким образом, свобода печати не означает вседозволенность печатать все что угодно. В законодательном  порядке всегда устанавливаются  ограничения связанные с вторжением в личную жизнь других людей, с  государственной тайной, с посягательством  на здоровье и общественную нравственность, тайной следствия и судопроизводства, профессиональными тайнами, персональными  данными и т.д.

Существенным элементом  правовой системы во всех странах, обеспечивающим защиту интересов безопасности государства  в сфере обмена информацией является институт государственной тайны. Отнесение  информации к категории ограниченного  доступа задействует целый ряд  норм законодательства, начиная от конституционных положений.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2003. – 683 с.
  2. Политология: учебник / коллектив авторов; под ред. В.И. Буренко. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2013. – 392 с.
  3. Политология: учебник / С.В. Решетников [и др.]; под ред. С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 528 с.
  4. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.: ил.
  5. Политология: Учеб. для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"