Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:58, контрольная работа

Краткое описание

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Оглавление

1 Природа власти, ее источники и признаки. Виды власти, объекты, функции и ресурсы 3
2 Понятие средств массовой информации и коммуникации (дать определение, раскрыть функции и структуру политических коммуникаций, понятия политического маркетинга) 11
3 Полная свобода печати – это единственный способ мирно договориться с правительством о социальных изменениях и улучшении жизненных условий. Правительство не должно иметь право ни запрещать, ни останавливать каких бы то ни было изданий. 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

- макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне (мезоуровне), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического  режима в обществе, открытость или  закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести  следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

- управление делами общества. /3, с. 68-71/

Ресурсы власти

Под ресурсами власти принято  понимать все те средства, использование  которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой  либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью  которых можно лишить человека тех  или иных ценностей, высшей из которых  обычно считается жизнь (оружие, карательные  органы в целом).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство  с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными  органами, денежной и налоговой системами  и т.д. Государственная власть имеет  монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат  принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим  потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх  за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается  в том, что человек вынужден вести  себя не так, как он хотел бы. Принуждение  может быть физическим, психологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается  на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от властной воли, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные  богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения  в политике, время, которым располагает  власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время  действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные  силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие, Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств  власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

В современных условиях, по мнению О. Тоффлера (работа «Сдвиг власти»), происходит изменение оснований власти: насилия, богатства, знания. Ныне соотношение источников власти меняется в пользу знания, которое все больше становится непосредственным источником и силы, и богатства, а стало быть, и власти. Именно таково значение современных информатизированных технологий. Так, на ход и исход военных действий влияет труд тысяч инженеров, ученых, операторов ЭВМ, программистов и т.д. Насилие на государственном уровне становится зависимым от знания, информации (война США в Ираке).

Национальное богатство  любого государства зависит от экономики, функционирование которой все больше определяется обработкой информации, данных, идей. Знание - основополагающий фактор новой системы производства богатства. В аграрной цивилизации предмет собственности материален и осязаем. Это земля. В индустриальной цивилизации собственность не только материальна (сборочные линии, транспорт, сырье, готовая продукция), но и «клочки бумаги» - акции. Капиталистом становится тот, кто завладевает этой «бумагой», символизирующей владение материальным богатством, производящим новое материальное богатство. В технологической революции информация - символ, представляющий другие символы, а это революция в природе собственности.

В чем ее суть? Если кто-то владеет землей или заводом, то другой ими не владеет. А информацией  могут одновременно владеть многие, они могут произвести новую информацию. Сегодня экономика не может функционировать  без компьютерных сетей. С компанией, не включенной в электронную инфраструктуру, мало кто будет сотрудничать.

Меняется роль денег, они  все больше приобретают символический  характер. Меняется структура управления. Тот, кто находится внизу, у основания  пирамиды, может установить связь  с ее вершиной, минуя промежуточные  этажи. Такая система коммуникации выступает как антибюрократическая (по М. Веберу, бюрократия - господство посредством монополизированного знания). Современное производство повышает ответственность рабочего, который должен принимать самостоятельные решения. Рабочий может самостоятельно связаться с заводом-поставщиком, находящимся за несколько тыс. км. и закупить необходимые запасные части в случае неполадок. Этот пример нетипичен, но направление верное.

Никакая страна с замедленными экономическими процессами не сможет интегрироваться в мировую экономику, и это будет иметь огромные геополитические последствия. Не Запад-Восток, не Север-Юг, а «быстро-медленно»  - пойдет в обозримом будущем основной водораздел, считает Тоффлер. Таковы лишь некоторые последствия, к которым ведет изменение соотношения между знанием и богатством, знанием и насилием, словом - «сдвиг власти». /3, 76-79/

 

2 Понятие средств массовой информации и коммуникации (дать определение, раскрыть функции и структуру политических коммуникаций, понятие политического маркетинга)

 

Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Коммуникация (от лат. communicatio - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) выступает как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей.

Понятие «коммуникация» имеет по крайней  мере три интерпретации: а) средство информации; б) передача информации; в) воздействие информацией. Первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, различных по своей природе, функции и эффективности; второе - с проблемами межличностной коммуникации; третье обусловлено проблемами массовой коммуникации. Соответственно коммуникацию можно определить как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью многообразных коммуникативных (вербальных и невербальных) средств.

Изучение политической коммуникации имеет глубокие корни, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первую мировую войну, проводившиеся после ее окончания. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940 - начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических процессов было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуникационных систем и технологий.

Сама идея политической коммуникации довольно неоднозначна. Существует множество  ее трактовок. Среди них можно  выделить наиболее распространенные:

  1. Политическую коммуникацию представляют не только в качестве речевого взаимодействия или способности убеждения посредством символов и знаков, но и как возможность осуществления самой власти.
  2. Политическая коммуникация трактуется как постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.
  3. Политическая коммуникация определяется как процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.
  4. Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разнообразное влияние на политику.

В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между субъектами политики, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Важным моментом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений  субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Посредством  коммуникации передается три типа политических сообщений: а) побудительные (приказ, убеждение); б) собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); в) фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный/идеальный элемент, так и формальный/материальный (каналы, средства). Политическая коммуникация, как и иная, предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя.

Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. В политологической литературе преимущественно выделяются следующие способы политической коммуникации, основанные на использовании различных средств:

    1. Коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронные средства (радио, телевидение и т. д.) массовой информации.
    2. Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т. д.; в настоящее время с полным основанием сюда следует включить разветвленную сеть научных и научно-информационных учреждений.
    3. Электоральная коммуникация, поскольку в условиях демократии именно выборы являются кульминацией процесса политической коммуникации.
    4. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

Современная политическая жизнь (избирательная  кампания, информационное обеспечение политических акций и т. д.) немыслима без опоры на технологии public relations («связи с общественностью»). Паблик рилейшенз (PR) в политической сфере - это деятельность по формированию образа объекта (идеи, организации, личности и т. д.) и внедрению этого образа в общественное или групповое сознание для достижения заданных политических целей.

По отношению к политической системе и гражданскому обществу политическая коммуникация выполняет следующие функции:

  • информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);
  • регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия, как элементов политической системы, так и политической системы и гражданского общества);
  • функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения);
  • манипулятивная (при этом следует различать манипуляторские и симметричные (интерактивные) формы коммуникации; манипуляторские формы коммуникации ориентированы на явное воздействие на людей с агитационной или меркантильной целью; симметричные (интерактивные) формы коммуникации ориентированы на партнера, их цель - создать партнерские отношения).

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"